Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека




1. Общее представление о мыслительной деятельности.

Мышление - это один из важнейших компонентов по­знавательной деятельности, характеризующийся обобщен­ным и опосредованным отражением действительности, это высшая форма психической деятельности, благодаря ко­торой отражается сущность, взаимосвязи и отношения. Мышление выходит за рамки чувственного познания, т.е. ощущений и восприятия и осуществляется на уровне со­знательного (преимущественно с помощью слова как про­стейшего способа обобщения) и бессознательного. В ос­нове мышления лежит процесс образования элементарных или сложных ассоциаций.

В филогенетическом аспекте выделяют элементарное, конкретное мышление и абстрактное мышление. Элемен­тарное, конкретное мышление - это свойственная живот­ным форма отражения внешнего мира, представляющая собой мышление в действии и проявляющаяся в целесо­образном адекватном поведении, направленном на удов­летворение потребностей. Физиологическую основу эле­ментарного, конкретного мышления составляет первая сигнальная система. Абстрактное мышление - это отвле­ченно-понятийное мышление, свойственное только для че­ловека. Оно развивается в связи со становлением речи и связанной с этим функцией отвлечения и обобщения. Центральным для абстрактного мышления является фун­кциональное употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения признаков, их аб­страгирования и нового синтеза, в результате чего обра­зуется понятие и на его основе - обобщение. В данном разделе рассматривается только абстрактное мышление.

В психологии и в логике, т.е. в науке о мышлении, выделяют формы мышления, мыслительные операции, виды и качество мышления.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет собой отражение общих и отличительных признаков предметов и явлений (человек, дом, трава). Понятия бывают конкретные, абст­рактные, общие и единичные. Суждение - это отра­жение связей между предметами и явлениями, между свойствами и признаками. Суждения бывают утвердитель­ными, отрицательными, истинными, ложными, единичны­ми и всеобщими. Умозаключение представляет собой рас­суждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Рассуждение может вытекать из общих положений, т.е. от общего к частному - такой вид умозаключения называется дедук­цией, и наоборот, обобщающее суждение можно получить на основе единичных суждений, т.е. методом индукции (от частного к общему).

Среди мыслительных операций выделяют: анализ (мысленное расчленение), синтез (мысленное объ­единение), сравнение (выделение сходства и различий), абстрагирование (выделение отвлечений), обобщение, кон­кретизацию, классификацию, систематизацию.

В зависимости от содержания решаемой задачи выде­ляют три вида мышления: 1) наглядно-действенное, или практическое, - т.е. решение практических задач; 2) на­глядно-образное - решение задач путем использования образов и понятий; 3) словесно-логическое (отвлеченное, или теоретическое) - решение задач в вербальной форме.

В зависимости от способа решения задачи и других особенностей мышления дополнительно выделяют такие его виды как эмпирическое и логическое (аналитико-синтетическое), реалистическое и интуитивное, творческое и непродуктивное, произвольное и непроизвольное, осоз­нанное и неосознанное.

В зависимости от индивидуальных особенностей чело­века мышление характеризуется такими шестью качествами как: 1) самостоятельность - демонстрирует умение уви­деть новую проблему, поставить новый вопрос и самостоя­тельно решить задачу; 2) глубина мышления - отражает способность проникать в сущность явлений, процессов; 3) широта мышления - указывает на способность держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явлениями; 4) гибкость мышления - де­монстрирует умение изменить намеченный план действий, если он не удовлетворяет конкретным условиям; 5) кри­тичность мышления - отражает способность правильно оценивать объективные условия и собственную деятель­ность и 6) быстрота мышления - характеризует способ­ность быстро находить правильное решение.

В целом, эти и другие качества мышления характери­зуют умственные способности человека, его интеллект. Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, по­стижение; тождественно гр. nus - ум) - это относи­тельно устойчивая структура умственных способностей личности. Интеллект характеризует познавательно-рацио­нальную сторону мыслительных процессов человека, его ум. Ряд философов выделяют в интеллекте рассудок (как способность образовывать понятия) и разум (как способ­ность к образованию философских идей). Согласно Г. Айзенку, следует различать три разновидности интеллекта - биологический (интеллект А), психометрический и со­циальный (интеллект Б). Биологический интеллект пред­ставляет собой генетически детерминированную биологи­ческую базу когнитивных процессов; он непосредственно связан сдеятельностью коры больших полушарий. Пси­хометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от со­циокультурных факторов. Социальный интеллект пред­ставляет собой интеллектуальные способности, проявляю­щиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометри­ческого интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социоэкономического статуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.