КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие представления о физиологических процессах, лежащих в основе мышления
С точки зрения физиологии, мышление - это создание элементарных или сложных ассоциаций, это процесс оперирования символическими единицами (признаками - в левом полушарии, образами - в правом). Считается, что символические единицы (признаки, образы) формируются в задних отделах коры (ассоциативные зоны), а оперирование ими осуществляется в передних отделах коры. Уровень развития мышления зависит как от богатства и разнообразия признаков и образов, так и от скорости оперирования ими. С этих позиций, мышление (т.е. создание признаков и образов, оперирование символическими единицами) можно рассматривать как условнорефлекторный процесс, реализуемый с участием второй сигнальной системы в соответствии с общими закономерностями условнорефлекторной деятельности. На протяжении всей жизни человека формируются умения и навыки мышления. Этому виду интеллектуальной деятельности присуще внешнее и внутреннее торможение, включая угасательное, дифферен-цировочное, запаздывающие и условнотормозное, а также изменение умственной работоспособности на протяжении рабочего дня, суток, недели, месяца, года. Невроз существенно нарушает процесс мышления, что также свидетельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека. Касаясь современных представлений о мозговых процессах, лежащих в основе мышления, следует отметить, что в целом проблема физиологических основ мыслительной деятельности разработана еще недостаточно глубоко. До настоящего времени не существует общепризнанных концепций, объясняющих сущность протекающих событий в коре больших полушарий в процессе мышления. В то же время накоплены результаты многочисленных эмпирических исследований, в том числе полученных при регистрации динамики физиологических показателей в ходе умственной деятельности (как правило, в подобных наблюдениях используют решение вербально-логических и зрительно-пространственных задач или их сочетание), а также при исследовании показателей, характеризующих успешность процессов мышления, т.е. уровень интеллекта. Благодаря этому установлены определенные физиологические корреляты умственной деятельности, что дает основание постулировать те или иные рабочие гипотезы, объясняющие физиологию мышления. ЭЭГ- характеристика мыслительной деятельности. При умственной деятельности происходит перестройка всех основных ритмов ЭЭГ - от дельта до бета. В частности, усиливается выраженность дельта- и тета-ритмов. Степень усиления тета-ритма (это наиболее выражено в передних отделах коры) коррелирует с успешностью решения задачи. У взрослых, выраженность бета-ритма при решении стереотипных умственных заданий снижается, а при решении задач, содержащих элементы новизны, возрастает, особенно в левом полушарии при успешном решении вербальных тестов на зрительно-пространственные отношения. Изменения альфа-ритма, в основном, касаются перераспределения при умственной деятельности его трех основных субкомпонент (высоко-, средне- и низкочастотные) - в этом случае возрастает доля высоко- и низкочастотных субкомпонент. Наиболее существенные изменения ЭЭГ при умственной деятельности касаются пространственно-временных характеристик ЭЭГ - в этом случае резко увеличивается число участков коры, корреляционная связь между которыми по различным составляющим ЭЭГ имеет высокую статистическую значимость. Однако картина возникающих межзональных отношений зависит от характера задачи и способа ее решения. Так, при решении вербальных задач возрастает степень синхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого полушария, в то время как при решении арифметических задач дополнительно возникает фокус активации в теменно-затылочных отделах. При выполнении легкого по алгоритму действия возрастает степень синхронизации в задних отделах левого полушария, а при трудном алгоритмическом действии фокус активации перемещается в передние зоны левого полушария. При решении одной и той же математической задачи разными способами (арифметическим или пространственным) фокусы активации располагаются в разных участках коры: при использовании арифметического способа - в правой префронтальной и левой теменно-височной, а при использовании пространственного метода - сначала в передних, а затем в задних отделах правого полушария. При стандартном решении задачи преимущественно преобладает активность левого полушария, а при нестандартном - активность правого полушария (особенно, лобных отделов). Рассмотрим вызванные потенциалы при умственной деятельности. Основное внимание исследователей сконцентрировано на анализе принятия решения - конечного этапа мышления (как и других когнитивных процессов). На основании многочисленных исследований установлено, что принятие решения наиболее полно отражает волна Р300, или Р3, т.е. компонент позднего позитивного колебания, который возникает спустя 300-600 мс от начала поступления сигнала. Анализ его амплитудно-временных характеристик позволил провести хронометрию отдельных мыслительных операций. При этом показано, что латентный период Р3 прямо связан с информационной спецификой стимула и обратно пропорционален сложности экспериментальной задачи. Амплитуда компонента Р3 тем больше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше когнитивных операций требует от испытуемого ситуация эксперимента. Благодаря использованию метода вызванных потенциалов удалось разработать один из критериев биологического интеллекта, вопрос о котором рассмотрим более подробно. Психофизиологический подход к оценке интеллекта человека. До настоящего времени является дискуссионным вопрос о природе интеллекта. Существует представление, что в первую очередь он зависит от скорости и качества физиологических процессов, лежащих в основе мыслительной деятельности, т.е. от биологического интеллекта. В настоящее время показано, что одним из показателей биологического интеллекта является скорость обработки сенсорной информации (или скорость выполнения умственных действий). Установлено, что показатель интеллекта IQ связан со временем выполнения задания отрицательной корреляцией, составляющей в среднем - 0,3. В качестве еще одного важного показателя биологического интеллекта предлагается использовать латентности компонентов вызванных потенциалов (или ССП), отражающие время выполнения отдельных когнитивных операций. Чем меньше латентности, тем выше биологический интеллект. Обнаружено также, что и другие показатели вызванных потенциалов (различные варианты амплитудных оценок, вариативность, асимметрия) коррелируют с величиной IQ. Так, согласно концепции А. и Д. Хендриксонов, при обработке информации на уровне синапсов в коре мозга могут возникать ошибки; чем больше число таких ошибок совершает индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Оказалось, что индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, продуцируют высокоамплитудные и имеющие сложную форму вызванные потенциалы т.е. с дополнительными пиками и колебаниями. Низкоамплитудные вызванные потенциалы упрощенной формы характерны для людей с низкими показателями интеллекта. Эти выводы были подтверждены при оценке интеллекта по тестам Векслера и Равена. Все это позволяет считать, что эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя параметрами - скоростью и точностью (безошибочностью). Оба параметра можно рассматривать как характеристики биологического интеллекта. Рассмотрим зависимость интеллекта от морфологических особенностей коры больших полушарий. Результаты постмортального исследования мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрируют связь между интеллектом и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь размерами нейронов в рецептивном слое коры. Так, исследования мозга выдающегося физика А. Эйнштейна выявили, что именно в передних ассоциативных зонах коры левого полушария рецептивный слой был в два раза толще обычного. Эта зона содержала и большее (чем у обычных людей) число глиальных клеток, которые обслуживали метаболические нужды увеличенных в размере нейронов. Эти данные привели к представлению о том, что в мозге может происходить перераспределение ресурсов (нейропептидов и медиаторов, в том числе ацетилхолина, обеспечивающего информационную составляющую процессов обучения) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов. Рассмотрим зависимость интеллекта от мозговой асимметрии. Мышление представляет собой свойство мозга как целого, но вклад каждого полушария имеет свои особенности. Считается, что интеллект человека во многом зависит от межполушарного взаимодействия. Показано, что аналитическая, знаково-опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, а синтетическая, образно опосредованная - для правого. Поэтому степень индивидуальной выраженности каждого из полушарий может служить физиологическим условием высоких достижений в решении задач разного типа (вербально-логических или пространственных). Считалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее время большое значение в этом плане придается и функциям субдоминантного правого полушария. В частности, сформулирована гипотеза об эффективном билатеральном взаимодействии как физиологической основы общей одаренности. Согласно этой гипотезе, интеллект выше у того человека, который одновременно с левым полушарием максимально использует возможности правого субдоминантного полушария. В этом случае человек способен одновременно обдумывать разные вопросы, привлекать больше ресурсов для решения интересующей его проблемы, одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий. Расстройства мышления. Важным для понимания физиологической основы мыслительной деятельности являются данные клиники, которые свидетельствуют о наличии широкого спектра вариантов нарушения мышления, что указывает на достаточно высокую «ранимость» этой высшей психической функции мозга человека. Иногда эти расстройства мимолетны, они могут наблюдаться у психически здоровых людей. Но могут быть стойкими и отражать определенную патологию ВНД. К патологическим видам мышления относят ускоренное, замедленное и задержанное мышление, разорванное мышление, бессвязное мышление, инертное (вязкое, персевераторное, стереотипное) мышление, аутистическое (мифологическое) мышление, резонерское (проявляется в пустых, бесплодных рассуждениях) мышление, символическое мышление, паралогическое мышление, т.е. имеющее дефект предпосылки или доказательств, фабулирующее мышление, в основе которого лежат вымышленные факты. Кроме того, к расстройствам мышления относятся навязчивые мысли, сверхценные идеи, бред. Приведенные варианты расстройств мышления наблюдаются при шизофрении («расщепление» мышления), маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, реактивном психозе, эндогенно-органическом психозе. При недоразвитии коры больших полушарий наблюдается олигофрения (малоумие, слабоумие), т.е. умственная отсталость. Наиболее глубокая степень олигофрении (глубокая умственная отсталость) - идиотия. При выраженной форме идиотии мышление и речь почти не развиты: больные произносят лишь нечленораздельные звуки и, как правило, не понимают смысла обращенной к ним речи. Имбецильность - средняя степень слабоумия, при которой речь и мышление развиты больше, чем при идиотии: больные способны составлять несложные фразы, но они не способны обучаться даже во вспомогательных школах. Дебильность - легкая степень слабоумия; у таких людей уровень развития речи относительно высок, но словарный запас очень беден. В связи с наличием хорошо развитой механической памяти, люди с легкой степенью слабоумия способны к обучению во вспомогательных школах и могут овладеть несложными трудовыми операциями. Причинами олигофрении являются генетические нарушения (например, болезнь Дауна, фенилкетонурия), а также дефекты внутриутробного развития, обусловленные вирусной инфекцией, воздействием токсических веществ, радиации. * * * Представленные в этой главе данные позволяют считать, что головной мозг и, в первую очередь, кора больших полушарий в процессе мыслительной деятельности действуют как единая система с очень гибкой и подвижной внутренней структурой, которая адекватна специфике задачи и способам ее решения. Получить целостную картину этого взаимодействия - вот тот перспективный путь, который позволит приблизиться к пониманию этого важнейшего когнитивного процесса.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |