КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика, виды речи 3 страница
Ребенок 1-2 года: связи Н-Н, С-Н, Н-С (непосредственный раздражитель - словесный ответ). Ребенок после 2 лет: связи Н-Н, С-Н, Н-С, С-С (словесный раздражитель - словесный ответ). Так становится и так совершенствуется вторая сигнальная система действительности, являющаяся основой словесно-логического, абстрактного мышления человека. Становление второй сигнальной системы и формирование доминантности по речи левого полушария протекает при условии нахождения ребенка в человеческой социальной среде в периоды раннего или первого детства - без этого человеческая речь не формируется. Науке известно около 30 случаев воспитания детей в период раннего детства вне человеческого общества (среди волков или леопардов), но ни в одном из случаев при возвращении ребенка в человеческое общество формирование членораздельной речи и на ее основе сознания не происходило. Типичным примером является история жизни двух сестер - Амиллы и Камиллы, похищенных семейством волков в возрасте 2 и 4 года и возвращенных в человеческое общество через четыре года. До того, как начать говорить, ребенок должен научиться понимать в среднем 50-100 слов. Словарный запас годовалых детей не превышает 10-12 слов, двухлетних детей - 250 - 300 слов, трехлетних - 500-1500 слов (в среднем - 1000). К 4-5 годам речь многих детей практически не отличается от речи взрослых. Наблюдения показывают, что не следует ускорять естественное развитие речи маленького ребенка. Время, когда ребенок заговорит, в определенных границах не имеет значения. Начав говорить позже сверстников, ребенок может потом очень быстро наверстать упущенное. Психологи считают, что нельзя сводить общение с ребенком (даже очень маленьким) к односложным названиям («кукла», «ложка»). Ребенок, с которым постоянно разговаривают по типу «вещь-слово» может долго задержаться на этой стадии освоения речи. Он привыкает просто повторять за взрослым название предметов. Не следует заменять живую беседу с ребенком улыбками, жестами, мимикой или сводить речь к восклицаниям, пользоваться упрощенными «детскими» словами, так как овладевая речью, ребенок, прежде всего, запоминает то, что говорят ему взрослые. При этом очень важно, чтобы речевое общение доставляло малышу радость и удовольствие. Если ребенок чрезмерно быстро осваивает речь, то не следует его перегружать информацией, чтобы избежать переутомления и перевозбуждения. Рассмотрим физиологические основы фонации и гигиену голоса. Фонация - это озвучивание речи. Голос образуется в гортани: струя выдыхаемого из легких воздуха, проходя через сомкнутые голосовые связки, вызывает их колебания. Возникающий при этом слабый звук заданной частоты усиливается затем верхним резонатором, который представляет собой полость рта, глотки, носа и придаточных пазух. Благодаря этому резонатору голос приобретает индивидуальную окраску (тембр). В зависимости от напора выдыхаемой струи, сопротивления голосовых связок и амплитуды их колебаний голос может быть сильным или слабым. Длина и частота звуковых волн обуславливает высоту голоса. Морфологически гортань как основной орган голосообразования представлена хрящами (перстневидным, щитовидным и черпаловидными), мышцами (перстнещитовидной, перстнечерпаловидной латеральной и задней, черпаловидными и голосовыми), голосовыми связками, а также нервами, представленными двумя веточками блуждающего нерва - верхним гортанным, иннервирующим перстнещитовидную мышцу, и нижним гортанным, или возвратным, нервом, который иннервирует все остальные мышцы гортани. Собственно голосовой аппарат - это полость гортани между складками преддверия и голосовыми связками. Голосовые связки состоят из эластических и мышечных волокон; одним концом они прикреплены к середине внутренней поверхности щитовидного хряща, а другим - к голосовым отросткам черпаловидных хрящей. Высота голоса определяется длиной голосовых связок: у тенора и сопрано они короткие, у баритона, баса и меццо-сопрано они длинные. При вдохе голосовая щель расширяется за счет расхождения голосовых отростков черпаловидных хрящей, а при фонации - связки предельно смыкаются, т.е. голосовая щель уменьшается. Величина просвета голосовой щели определяется состоянием мышц. Расширение осуществляется за счет сокращения парной задней перстнечерпаловидной мышцы: один ее конец прикреплен к задней поверхности перстневидного хряща, а второй - к задней поверхности мышечных отростков черпаловидных хрящей; поэтому при ее сокращении голосовые отростки черпаловидных хрящей расходятся и голосовая щель расширяется. Сужение голосовой щели осуществляется при участии трех мышц. Это непарная поперечная черпаловидная мышца, а также латеральные перстнечерпаловидные мышцы и косые черпаловидные мышцы. Поперечная черпаловидная мышца при своем сокращении сближает голосовые отростки черпаловидных хрящей, в результате чего голосовые складки полностью смыкаются; это способствует усилению и повышению тембра голоса. Чем сильнее смыкаются складки, тем короче отрезок голосовой связки, воспроизводящий высокий звук. Латеральные перстнечерпаловидные мышцы начинаются на боковой поверхности перстневидного хряща и прикрепляются к мышечным отросткам черпаловидных хрящей. При сокращении этих мышц черпаловидные хрящи разворачиваются, и голосовая щель суживается. Косые черпаловидные мышцы находятся между мышечными отростками и верхушкой черпаловидного хряща. При их сокращении черпаловидные хрящи сближаются, и тем самым суживается голосовая щель. Кроме того, для фонации важны мышцы, меняющие натяжение голосовых связок. Эту функцию выполняют щиточерпаловидные мышцы, в том числе ее отдельный пучок, получивший название голосовой мышцы. Голосовая мышца выделяется как самостоятельная мышца с 7 лет; она проходит в толще голосовой складки от щитовидного хряща до черпаловидного хряща. Эта мышца определяет высоту голоса. При старении она атрофируется, в результате чего голос слабеет и сокращается его диапазон. Согласно миоэластической теории образования звука, частота колебаний голосовых связок зависит от количества импульсов, идущих от нейронов коры больших полушарий - в результате сокращения косо идущих волокон голосовых связок происходит активное временное размыкание голосовой щели, что определяет частоту колебаний связок, а, следовательно, и высоту голоса. Сила звука определяется интенсивностью воздушной струи, т.е. работой дыхательного аппарата. Регуляция высоты звука осуществляется за счет сигналов, идущих от нейронов, локализованных в полях 44, 6 и 8, находящихся в лобной доле; эти сигналы поступают в дыхательный центр и одновременно к двигательному ядру блуждающего нерва. В результате этого изменяется дыхательный цикл и происходит натяжение (до необходимой величины) голосовых связок, а также сужение голосовой щели. Возникающий звук контролируется слуховым и двигательным анализаторами, благодаря чему (с участием канала обратной связи) высота звука достигает необходимого значения. Для красивого звучания важен тип дыхания. Это имеет принципиальное значение для певцов, драматических артистов. В XIX веке основной акцент был сделан на грудной тип дыхания; например, именно этот тип дыхания был принят в Парижской консерватории. В последующем на вооружение был взят грудно-брюшной тип дыхания как более рациональный. Частотный диапазон голоса зависит от голосового аппарата. У баса он составляет в среднем 44-310 Гц, у баритона - 76-331 Гц, у теноров - 138-512 Гц, у альта - 191-562 Гц, у меццо-сопрано - 234- 605 Гц, сопрано - 256-1024 Гц. Кроме основного тона в звуке присутствуют обертоны, т.е. частоты, превышающие основной тон в 3,4,5... раз. Они создают неповторимость, индивидуальность голоса, т.е. его тембр. Форсирование голоса, большая голосовая нагрузка приводит нередко у представителей речевых профессий к воспалению голосовых связок («катар усталости», острый ларингит, хронический ларингит), а также к развитию функциональных заболеваний голосового аппарата - дисфонии и афонии. Последние являются результатом нарушения деятельности нейронов коры больших полушарий, управляющих фонацией, т.е. проявлением невроза. Среди дисфонии выделяют особую форму нарушения голоса - фоноастению, которая часто наблюдается у преподавателей и является результатом выраженного утомления. Возможны также нейрогенные парезы и параличи голосовых мышц, что приводит к дисфонии или афонии. Голосовой аппарат чрезвычайно чувствителен к различным гормонам, включая половые. При гипертиреозе имеет место повышенная утомляемость голосового аппарата, осиплость, а также нарушение тембра и силы звука. При недостаточной продукции адреналина наблюдается несмыкание голосовой щели. При мутации голоса, связанной с половым созреванием, связочный аппарат становится очень чувствительным к различным травмам, что требует бережного отношения к голосу. При менструации у женщин возникает катаральное (отечное) состояние голосовых связок (менструальная ларингопатия). Это сопровождается сухостью и першением в горле, что приводит к осиплости, огрублению голоса и быстрому утомлению; в этот период высока опасность травмируемости связочного аппарата. В климактерическом периоде голос становится грубым, похожим на мужской. У работников речевых профессий высока вероятность нарушений голосового аппарата - в 40% случаев у них наблюдаются те или иные нарушения. Во многом это связано с неправильным использованием голосового аппарата, т.е. с отсутствием правильной постановки голоса, с чрезмерным перенапряжением, а также в связи с развитием невроза. Поэтому необходимо соблюдать определенные правила пользования голосовым аппаратом, т.е. гигиену голоса. При разговоре следует голову держать прямо - этим создаются благоприятные условия для фонации. Говорить нужно легко, плавно, без усилий, в привычном темпе и с привычной высотой. Считается, что для голосового аппарата особенно вреден крик: 5-минутный крик может привести к непоправимому повреждению голосовых связок. Визг, громкие радостные возгласы, кашель, откашливание, чихание - все это также нарушает функции голосового аппарата. Форсирование голоса, таким образом, является повреждающим фактором. Поэтому нецелесообразно стараться перекричать шум в аудитории. Считается, что при диалоге расстояние между собеседниками не должно превышать 1 м. В гигиенических целях нужно снижать голосовые нагрузки в период мутации, при менструациях, при заболеваниях голосового аппарата (ларингиты, дисфонии). Для сохранения голоса речь или пение лучше осуществлять в положении стоя. Для работников речевых профессий необходим профессиональный отбор, а также постановка голоса, т.е. обучение рациональным методам фонации. Следует помнить, что в холодные дни педагогу нельзя сразу же после окончания уроков выходить на улицу; в этом случае желательно 10-15 минут побыть в помещении. Не рекомендуется в холодные дни быстро ходить по улице после речевой нагрузки, так как в этом случае возрастает вентиляция легких, и не рекомендуется говорить. Известно, что сухой воздух в помещениях отрицательно влияет на голосовой аппарат, поэтому следует поддерживать необходимую влажность воздуха в помещении путем его увлажнения. Работникам речевых профессий не рекомендуется употребление в пищу острых продуктов (перец, хрен, горчица), так как они раздражают слизистую оболочку глотки и гортани; прием пищи должен проводиться не менее чем за 2-3 часа до речевой нагрузки. Известно, что у преподавателей с 10-летним стажем педагогической работы значительное утомление голосового аппарата возникает, если преподавание ведется в пределах 3-4-часов с 15-минутными перерывами, а полное восстановление голоса происходит лишь за 1 час голосового покоя. Если стаж превышает 10 лет, то утомление наступает через 2-3 часа нагрузки, а восстановление - спустя 2 часа. Поэтому необходимо регламентировать речевую нагрузку и отдых. Работники речевых профессий должны чувствовать приближающееся утомление голосового аппарата и вовремя предоставить ему отдых. Курение и алкоголь отрицательно влияют на состояние голосового аппарата. Укреплению голосового аппарата способствуют занятия оздоровительной физкультурой, в том числе гимнастикой, легкой атлетикой, теннисом, волейболом, плаванием, туризмом, т.е. теми видами спорта, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата. В процессе онтогенеза фонация, как и артикуляция, развивается за счет имитационных рефлексов, т.е. за счет подражания. Поэтому если у взрослых или детей, окружающих ребенка, имеется дефект речи, то у ребенка тоже будут некоторые нарушения в голосовой функции. Например, у крикливой матери и ребенок говорит на повышенных тонах. Дети особенно подражают любимому учителю. Физиологические основы артикуляции. Артикуляция представляет собой формирование резонансной полости за счет положения языка, челюстей и мягкого неба, что достигается работой соответствующих мышц. Жевательная мускулатура управляется двигательными волокнами тройничного (V пара) нерва, мышцы мягкого неба - языкоглоточным (IX пара) нервом и блуждающим нервом (X пара), а мышцы языка - подъязычным нервом (XII пара). Результатом деятельности этих мышц, инициируемой под влиянием импульсов, идущих от полей 44, 6 и 8, является возникновение форманты, т.е. усиление, или резонанс. В каждой гласной - две форманты. Одна связана с резонансом глотки, а вторая связана с резонансом ротовой полости. Согласные звуки образуются в результате прохождения струи воздуха через разнообразные сужения, образующиеся во время речи в ротовой части глотки. Губные согласные - б, п; в передней части полости рта образуются такие согласные как д, л, с, т, в средней части - р, ш, в задней части полости рта - к,-г, х. Согласные буквы придают четкость речи. Нарушение артикуляции, лечение косноязычия осуществляет логопед, постановку голоса - фонопед, лечение нарушений голоса - фониатр или, при его отсутствии - отоларинголог. 3.Эволюционные аспекты речи Вопрос о происхождении речи и языка представляет большой интерес, так как его решение во многом расширяет наши представления о механизмах речи. Л.А. Орбели считал, что вторая сигнальная система человека (как способность к абстрактному мышлению) и речевые сигналы (как инструмент второй сигнальной системы) не могли внезапно возникнуть в ходе эволюции, а должны были иметь какие-то предпосылки и промежуточные этапы развития. Совершенно очевидно, что животные не обладают способностью говорить. Но зачатки речи наблюдаются у ряда животных. Известно, что некоторые животные могут с поразительной точностью имитировать звуки человеческой речи. Однако, имитируя речь, животные не способны придавать словам новые значения. Поэтому произносимые животными слова нельзя назвать речью. При этом лишь некоторые животные обладают речевым аппаратом, необходимым для имитации звуков человеческой речи. В экспериментах, однако, показано, что у большинства животных отсутствует инвариантное восприятие фонем, свойственное людям. Опыт общения людей с животными показывает, что большинство млекопитающих может научиться понимать значения многих слов и фраз. Но это понимание не представляет собой настоящего речевого общения. Животное никогда не сможет обучиться синтаксическим правилам языка, то есть, услышав новое предложение, оно не сможет провести его синтаксический анализ, выявить подлежащее и сказуемое, использовать его в другом контексте. Известно, что животные общаются между собой с помощью языка жестов и звуков, каждый из которых имеет свое жестко фиксированное значение. В большинстве случаев такой знак представляет собой врожденную реакцию на конкретную ситуацию, а реакция другого животного на этот знак также обусловлена генетически. У высших животных существуют свои врожденные виды коммуникации, в том числе обонятельная, акустическая, зрительная и тактильная. Их совокупность составляет для каждого вида животного свой «язык». Посредством этого «языка» происходит общение животных друг с другом, обмен информацией между ними. До недавнего времени считалось, что «язык» животных (например, звуковой) является эмоциональным языком, т.е. с его помощью может быть передана информация только об эмоциональном состоянии конкретной особи после воздействия на нее того или иного раздражителя, но не о свойствах или характеристиках этого раздражителя. Таким образом, ученые полагали, что основным различием мышления человека и животных является невозможность животных производить абстрагирование характеристик раздражителя и, следовательно, отражать данные абстракции в форме звукового или какого-либо иного сигнала. Исследования последних лет позволили опровергнуть эти представления. С помощью современной звукозаписывающей техники было показано, что люди не воспринимают слуховым анализатором всю полноту звукового сигнала животных вследствие того, что границы восприятия частоты звукового сигнала у человека находятся на уровне 20 кГц, тогда как звуковые сигналы многих животных имеют ультразвуковые характеристики, т.е. достигают 25 кГц и более (например, дельфины общаются между собой на частоте от 200 кГц до 400 кГц). При особом (в замедленном темпе) воспроизводстве записанного на магнитную пленку звукового сигнала животного можно получить представление о большой его сложности по сравнению с тем, что воспринимается ухом человека. Этим методом было установлено, что звуковые сигналы животных несут в себе информацию о конкретных свойствах раздражителя. Это означает, что животные способны не только производить абстрагирование раздражителя, но и вкладывать информацию об этом в форму специфического звукового сигнала. Оказалось, что человек при известном опыте общения с животными может переводить эти сигналы на свой язык, может понимать их. Например, из воя волков канадской тундры можно уловить информацию о появлении человека в их поле зрения, о направленности передвижения оленьих стад и их численности. В крике ворона опытное ухо человека улавливает информацию о бегущем по лесу звере, идущем человеке, о наличии у него ружья. Дельфины, для общения друг с другом используют язык свистов. Лилли в своей книге «Человек и дельфин» показал, что посредством свиста дельфины могут передавать информацию о необходимости изменения поведения. Отметим, что язык свистов присущ и человеку. Например, жители горных районов Турции и Европейских Альп используют его для общения между собой, находясь на больших расстояниях друг от друга. Естествоиспытатели неоднократно предпринимали попытки обучения высших обезьян человеческой речи. Но долгое время эти попытки были неудачны. Поэтому сформировалось представление об отсутствии способности к абстрагированию даже у таких высокоорганизованных животных. Однако истинная причина неудач заключается в другом. Оказалось, что голосовой аппарат обезьяны по своему строению отличается от голосового аппарата человека. Поэтому обезьяны не способны формировать звуковые сигналы, сходные со звуками человеческого голоса. Учитывая это обстоятельство, американские зоопсихологи супруги Гартнер попытались обучить молодую самочку шимпанзе по кличке Уошо языку жестов глухонемых. Результаты превзошли все ожидания - «словарный» запас Уошо за несколько месяцев обучения составил около 300 жестов, то есть достиг уровня словарного запаса полутора-двухгодовалого ребенка. С помощью жестов Уошо свободно общалась с людьми, используя для этих целей даже довольно сложные фразы. Вот пример жестового языка Уошо при желании получить еду, хранящуюся в холодильнике: Уошо жестами показывала - открытый холодный ящик, есть, пить. После рождения у Уошо дочери, мать самостоятельно обучила ее тестовому языку для общения с людьми. Естествоиспытатель Примак обучил самца шимпанзе по кличке Сарах «разговаривать» с человеком при помощи набора кусочков пластика, каждый из которых имел свой цвет, свою форму и обозначал собой конкретное понятие или предмет. Сарах овладел 170 «словами» -кусочками и с их помощью строил, например, такие фразы: Сарах - положить - абрикос - красная - миска - виноград - зеленая - миска. Полученные в подобных опытах результаты широко обсуждаются. Многие авторы подчеркивают, что жесты-знаки, используемые человекообразными обезьянами, выполняют только коммуникативную функцию (так, например, комментируется сообщение о способности обезьяны-гориллы по имени Коко пользоваться примерно 370 жестами-знаками), а высшие понятийные формы речи обезьянам недоступны. Оппоненты полагают, что животные не в состоянии складывать из знаков новые предложения, менять порядок жестов-знаков для выражения одной и той же мысли, а точнее, одной и той же потребности. Но, не взирая на различие во мнениях исследователей, можно утверждать, что у животных существует способность к абстрактному мышлению, которая проявляется в их коммуникациях. Следовательно, вторая сигнальная система человека - не только чисто человеческое приобретение. Это подтверждает представление Л.А. Орбели, высказанное почти 50 лет назад, о том, что вторая сигнальная система человека и речевые сигналы постепенно возникли в ходе эволюции. Возможно, что на одном из таких этапов появилась способность формирования абстрактных понятий на довербальном уровне, которая наблюдается у высших обезьян. Таким образом, возможность абстрактного мышления животных доказана. Но до сих пор неясным остается вопрос о предельных возможностях абстрагирования у животных. Пока ясно одно: если у человека на каждый абстрактный словесный раздражитель могут быть построены абстракции все возрастающего порядка (например, воробей - птица - животное - живая материя - ноосфера и т.д), то высшие животные способны строить абстракции только одного порядка. Поэтому животные, в отличие от человека, не способны строить далеко распространяющееся будущее время, не способны строить план своих индивидуальных действий на далекое будущее и, главное, план коллективных действий. Таким свойством обладает только человек. Например, высшие обезьяны при попытках достать банан, положенный в опыте под тяжелый камень, который обезьяна в одиночку сдвинуть не может, после ряда безуспешных попыток прекращает эту затею, но не зовет на помощь своих сородичей, т.е. она никогда не догадается организовать совместную деятельность для получения лакомого кусочка. Люди, строя план своей деятельности, решили бы подобную задачу очень легко. Прав был Ф. Энгельс, утверждая, что только членораздельная речь и совместная трудовая деятельность привели к превращению мозга обезьяны в мозг человека современного. Это свойство человеческой речи - объединение людей в совместной трудовой деятельности - прекрасно осознавали и наши далекие предки. Например, в известной библейской легенде о строительстве Вавилонской башни, посредством которой люди хотели достичь божественных чертогов, бог карает дерзновенных не разрушением самой башни и не умерщвлением ее строителей. Для кары он избирает другой способ - внедрение в уста строителей башни разноязычия, в результате чего люди перестали понимать друг друга. План строительства был утрачен, и завершение строительства башни не состоялось. Разумеется, божественное вмешательство в строительство Вавилонской башни не более чем легенда, но тем не менее в ней прекрасно подчеркнута мысль о значимости речи как объединяющего начала для совместной трудовой деятельности людей. Итак, вторая сигнальная система человека, являющаяся основой сугубо человеческого словесно-логического мышления, основой человеческого сознания и способом формирования знаний об окружающем мире посредством использования словесных абстракций, отличается от аналогов подобных систем животных возможностью создания необозримого будущего времени, возможностью создания плана действий в этом будущем времени, предельно высоким уровнем абстрагирования, на основе чего становится возможной организация сложных форм совместной трудовой деятельности людей.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |