![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика, виды речи 2 страница
Другие центры речи. В височно-затылочной области расположено поле 37, в котором имеется шесть подполей. В правом полушарии эта область выполняет функцию узнавания целого предмета, а в левом полушарии она осуществляет выделение основных признаков, название предметов. При повреждении поля 37 наблюдается амнестическая афазия, т.е. нарушение способности называть предметы при сохранении возможности их охарактеризовать. Такие больные заменяют названия предметов «словами-паразитами» («эта штука»), более общими понятиями («птица» вместо «голубь») или иносказаниями («то, чем пишут» вместо «карандаш»). Кроме того, при повреждении поля 37 наблюдается семантическая (логико-грамматическая) афазия - нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов. Это проявляется в нарушении навыков чтения, письма и счета. Иногда такие расстройства выступают в качестве главных симптомов; в этих случаях говорят об алексии, аграфии и акалькулии. Отдельно выделяют акустическо-мнестическую афазию и оптико-мнестическую афазию. В теменно-затылочной области (нижняя теменная долька) находится поле 39 (угловая извилина) и поле 40. В поле 39 расположен оптический центр речи, или центр письменной речи. С его участием осуществляется восприятие пространства и словоформы, т.е. написанное слово. При повреждении поля 39 сохраняется зрение, но теряется способность читать, т.е. анализировать написанные буквы, слагать из них слова и фразы. Это называется алексией, или морфологической афазией. В поле 40 находится центр заученных движений руки. Он функционирует совместно с центром письма, который находится в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной зоны (поле 8). При повреждении поля 40 сохраняются все виды движения, но теряется способность тонких движений, необходимых для начертания букв, слов и других знаков, т.е. развивается аграфия. Она также может наблюдаться при поражении центра письма. В целом, нарушения, возникающие при поражении задних отделов левого полушария и приводящие к нарушению кодов речи (в частности, фонематического, артикуляционного, семантического), получили общее название - парадигматические афазии. Афазии, как и другие виды нарушения речи, в том числе позднее развитие речи, алалия (недоразвитие речи), неправильное формирование артикуляции (дизартрия), косноязычие, гнусавость (носовой оттенок голоса), тахилалия (чрезмерно быстрая речь), заикание (расстройство темпа и ритма речи как проявление логоневроза) и афония (потеря звонкости голоса) служат важнейшими симптомами нарушения мозговой деятельности. Афазия как результат постепенного (например, при атеросклерозе головного мозга) или внезапного (например, при инсульте) поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. Он утрачивает способность общаться с окружающими, а те в свою очередь не могут понять, что нарушение речи связано не с изменением структуры его личности, а с повреждением его мозговых центров речи. В связи с этим больных с афазией нередко считают психически ненормальными. Это особенно характерно для сенсорной афазии, когда неспециалисту трудно уяснить, что явное непонимание речи в сочетании с незаторможенным, но более или менее бессвязным спонтанным разговором не вызвано психическими нарушениями. Такие больные страдают вдвойне или даже втройне: от афазии, от ложного истолкования природы их заболевания и от отсутствия (или неверно назначенного) лечения. Механизмы восприятия речи и механизмы ответа (модель речи Вернике-Гешвинда и ее модификации). Осмысление акустического речевого сигнала возможно лишь после того, как этот сигнал будет преобразован в последовательность дискретных элементов. Эта последовательность может быть представлена в виде цепочки символов-фонем, число которых в каждом языке очень мало (например, в русском языке их 39). Преобразование речевого сигнала происходит в блоке фонетической интерпретации. Конкретные психофизиологические механизмы, обеспечивающие этот процесс фонетической интерпретации, еще во многом не ясны. Предполагается, что в основе этого процесса лежит принцип детекторного кодирования. Действительно, на всех уровнях слуховой системы обнаружена достаточно строгая тонотопическая организация, т.е. нейроны, чувствительные к разным звуковым частотам, расположены в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и в первичной слуховой коре. Это означает, что нейроны обладают хорошо выраженной частотной избирательностью и реагируют на определенную полосу частот. Образно можно себе представить наличие детекторов соответствующих фонем, т.е. в коре больших полушарий имеется своеобразная клавиатура, где каждая клавиша - это нейрон-детектор определенной фонемы. Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, избирательно реагирующие на признаки согласных. При этом остается неясным, за счет каких механизмов происходит формирование фонетического образа слова и его опознание. Восприятие письменной речи (текста), согласно модели Д. Мейера и Р. Шваневельдта, начинается в тот момент, когда ряд букв поступают на «анализатор деталей». Получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово. Обнаружение определенного слова активизирует также расположенные рядом слова. Например, при обнаружении слова «компьютер» активизируются также слова, расположенные в сети памяти близко от него, такие, как «винчестер», «интернет» и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение. Эта модель привлекательна также и тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти. В целом восприятие речи, так же как и организация речевого ответа, вероятно, опосредуется внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляционный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию. Реальная ситуация, происходящая в коре больших полушарий при внешней речи, описывается моделью Вернике-Гешвинда. Согласно этой модели, этапы нейронной обработки информации при назывании увиденного предмета можно представить следующим образом. Сначала зрительная информация передается от сетчатки по зрительным путям к первичной проекционной зрительной коре (поле 17), затем ко вторичной проекционной зоне (поле 18) и, наконец, к прилегающей к ним ассоциативной коре (поле 39), где происходит распознавание образа. Информация о нем поступает в центр Вернике (поле 22) для подбора слов. Отсюда сигналы по дугообразному пучку проводятся в центр Брока, где происходит формирование речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в центры двигательной коры, отвечающие за вокализацию, где используется для организации артикуляции и фонации (поля 6 и 8). Когда человек получает звуковой сигнал, требующий речевого ответа, путь обработки информации сходный, но при этом центр Вернике активируется уже не зрительными, а слуховыми центрами. Модель Вернике-Гешвинда позволяет понять природу сенсорной, моторной и анамнестической афазий. При сенсорной афазии в пораженном центре Вернике нарушается рецептивный подбор слов и возникает дефицит информации, необходимой для формирования речи. При поражении центра Брока сама способность складывать из слов фразы утрачивается. Блокада дугообразного пучка ведет к проводниковой афазии, напоминающей сенсорную. Если повреждаются одновременно центры Брока и Вернике, то возникает полная, или глобальная, афазия, при которой страдает как образование речи, так и ее восприятие. Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной томографии, показывают, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом, левого полушария. Действительно, при восприятии написанных слов основные очаги возбуждения находятся в затылке - в первичной проекционной и вторичной ассоциативной зонах; при этом охватываются как левое, так и правое полушария. Судя по этим данным, зрительный «образ» слова формируется в затылочных областях. Семантический анализ слова и принятие решения в случае смысловой неоднозначности осуществляются, главным образом, при активном включении передних отделов левого полушария, в первую очередь фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение. При звуковом восприятии слов, как показывает позитронная эмиссионная томография, активируются две зоны; первичная слуховая и височно-теменная. По-видимому, левая височно-теменная зона непосредственно связана с операцией фонологического кодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных знаков) эта зона, как правило, не активируется. Однако усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которые связаны с возбуждением височно-теменной зоны. Таким образом, даже относительно простая лексическая задача, связанная с восприятием и анализом слов, требует участия целого ряда зон левого и частично правого полушарий. В связи с этим возникает один из самых важных вопросов о том, какая структура мозга организует такую циркуляцию сенсорных импульсов. Не исключено, что это врожденный механизм, подобный сложнейшим инстинктам, наблюдаемым у животных. Речь и двигательные акты. Модель Вернике-Гешвинда дает возможность понять связь между речью и двигательными актами. Например, этапы нейронной обработки информации у человека, получившего словесную команду «поднять правую руку», выглядят следующим образом. После того как слова восприняты слуховыми центрами, информация передается в центр Вернике для интерпретации, а затем по дугообразному пучку в левую ассоциативную премоторную кору, где вырабатывается стратегия действия. Она направляется в «область руки» в левой первичной двигательной коре для выполнения. Последовательность этапов при команде «Поднять левую руку» аналогична, только информация должна перейти по мозолистому телу в правую премоторную кору, а оттуда уже в область «руки» в правой двигательной коре. Таким образом, речь и действие тесно связаны, причем, исходя из схемы путей обработки информации, левое полушарие доминирует в отношении не только речи, но и двигательных актов, т.к. левая премоторная кора участвует в выработке любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела. В целом, модель Вернике-Гешвинда позволяет понять происхождение моторной апраксии, т.е. нарушения последовательности отдельных движений при выполнении сложных двигательных актов. Исходя из последовательности обработки информации, рассмотренной выше, афазии часто сопровождаются расстройствами двигательной активности. Во-первых, это обусловлено неправильным пониманием словесных команд (особенно при сенсорной афазии), а во-вторых, при поражениях левой и правой премоторной ассоциативной коры или соединяющих их путей формирование стратегии действий протекает неполно. Природа и степень тяжести различных форм апраксии во многом зависят от местоположения и размеров очага поражения. Речь и межполушарная асимметрия. Этот вопрос, в связи с известным феноменом асимметрии мозга, заслуживает большого внимания, так как является ключом к пониманию проблемы сознания и бессознательного. В отношении речи он изучается в трех аспектах - морфологическом (исследования особенностей строения центров речи), функциональном (изучение состояния речи при временном разобщении правого и левого полушария) и клиническом (наблюдения за больными с «расщепленным мозгом»). Все эти исследования показывают, что между двумя полушариями мозга существуют четкие различия в обеспечении речевой деятельности. Гистологические исследования строения симметричных зон коры, имеющих отношение к обеспечению речи, показали, что длина и ориентация сильвиевой борозды в правом и левом полушариях разная, а ее задняя часть, образующая зону Вернике, у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раз больше, чем в правом. Для установления специализации полушарий по отношению к речи используют так называемый метод Вада (избирательный «наркоз полушарий»). Для этих целей в одну из сонных артерий на шее вводится раствор снотворного (амитал-натрий). С током крови снотворное попадает в соответствующее полушарие и оказывает на него свое действие. Во время теста испытуемый лежит на спине и считает вслух. При попадании препарата в речевое полушарие наступает пауза, которая в зависимости от введенной дозы может длиться 3-5 мин. В противоположном случае задержка речи длится всего несколько секунд. Этот метод, дающий возможность избирательно на непродолжительное время «выключать» каждое полушарие, позволил установить, что речевые функции у правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5%из них речевые центры находятся в правом полушарии. Левши в 70% случаев тоже имеют речевые зоны в левом полушарии, но у 15% они находятся в правом полушарии; еще у 15% полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи. Важным методом функционального «расщепления» мозга явился метод дихотического прослушивания. Сущность его заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия. Дело в том, что информация от каждого уха к слуховым центрам идет по двум путям - по мощному контрлатеральному пучку и по более слабому - ипсилатеральному пучку (например, от правого уха по мощному пучку она направляется к левому полушарию, а по ипсилатертальному пучку - к правому). Когда речевые сигналы подаются одновременно - с правого и левого уха, то информация по ипсилатеральным путям «нейтрализуется». Поэтому конечный эффект зависит от того, где находятся центры речи, так как от слуховых центров информация должна достигать речевых центров, прежде всего центра Вернике, а затем - центра Брока. Если у человека эти центры находятся в левом полушарии, то в этом случае информация от правого уха быстрее поступает к центрам речи и быстрее вербализуется. Информация же, поступающая в правое полушарие, для осознания должна через волокна мозолистого тела вернуться к левому полушарию, в связи чем ее вербализация наступает позже. Принцип этого популярного сегодня метода иллюстрирует модель слуховой асимметрии у нормальных людей (Д. Кимура). При моноуральном предъявлении стимула (слог «ба») на левое ухо информация передается к правому полушарию по контралатеральным путям и к левому полушарию по ипсилатеральным путям. Испытуемый правильно называет слог «ба». При моноуральном предъявлении стимула (слог «га») на правое ухо информация посылается к левому полушарию по контрлатеральным путям и к правому полушарию по ипсилатеральным путям. Испытуемый правильно называет слог «га». При ди-хотическом предъявлении передача в ипсилатеральных путях подавлена. Поэтому слог «га» поступает только к левому (речевому) полушарию и поэтому сразу же осознается, а слог «ба» вначале достигает правого полушария, и лишь потом - левого, поэтому он идентифицируется обычно хуже, чем слог «га». В результате многочисленных экспериментов было установлено, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контралатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов. Поскольку подавляющее большинство людей праворуки, центр речи у них, как правило, сосредоточен в левом полушарии, для них свойственно преобладание правого слухового канала. Это явление носит специальное название - эффект правого уха. В целом, удалось показать методом дихотического прослушивания, что у правшей чаще всего (не менее 80 %) речевым полушарием является левое. Этот же метод позволил В.П. Морозову с соавторами в 1988 году предложить модель обработки речевых сигналов в слуховой системе человека. Модель предполагает, что каждое полушарие мозга имеет два блока - блок обработки сигналов и блок принятия решения. При этом в левом полушарии блок обработки выделяет сегменты сигнала, связанные с лингвистическими единицами (фонемами, слогами), определяет их характеристики (спектральные максимумы, шумовые участки, паузы) и осуществляет идентификацию сегментов. В правом полушарии блок обработки сопоставляет паттерн предъявляемого сигнала с хранящимися в памяти целостными эталонами (они хранятся в сжатой форме). Словарь целостных эталонов организован по ассоциативному типу, а поиск эталонов осуществляется на основе вероятностного прогнозирования. На базе полученных результатов блок принятия решения соответствующего полушария формирует лингвистическое решение. При этом в процессе обработки речевых стимулов возможен обмен информацией между аналогичными блоками обоих полушарий и между блоками обработки и принятия решения в каждом из полушарий; это обеспечивает промежуточную оценку и возможность коррекции. Таким образом, согласно этой модели, в каждом полушарии параллельно идет процесс распознавания сигнала, но на основе разных принципов. Левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое использует целостный принцип анализа на основе сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами. В целом, многочисленные данные литературы сегодня дают основание считать, что левое полушарие обладает способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Оно доминирует в формальных лингвистических операциях, свободно оперирует символами и грамматическими конструкциями в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил, осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление. Оно способно к регуляции сложных двигательных речевых функций и обрабатывает входные сигналы, по-видимому, последовательным образом. Это полушарие управляет тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов. Вся переработка речевой информации левым полушарием обеспечивается специальными программами (морфофункциональными комплексами), передаваемыми по наследству. Однако в отличие от правого полушария левое не различает интонации речи и модуляции голоса, не чувствительно к музыке как к источнику эстетических переживаний (хотя и способно выделить в звуках определенный устойчивый ритм) и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на составные элементы. Так, оно не способно к идентификации изображений обычных человеческих лиц и неформальному, эстетическому восприятию произведений искусства. Со всеми этими видами деятельности успешно справляется правое полушарие. Электрофизиологические корреляты речевых процессов. Уникальные исследования электрической активности нейронов человека с помощью вживленных электродов, проведенные Н.П. Бехтеревой с сотрудниками (1985), выявили, что при восприятии, фонем, слогов, слов и их сочетаний в мозговых структурах формируются специфические электрические паттерны, характеризующиеся определенной пространственной и временной организацией. В этих электрических процессах выделяются физические (акустические) и смысловые (семантические) компоненты. Выявлены специфические паттерны для отдельных гласных и согласных фонем, для отдельных слогов и слов. Оказалось, что паттерны слова зависят от его смыслового содержания, а также от той формы, в которой кодируется слово (развернутая или компрессированная). При этом анализ акустических, семантических и моторных характеристик воспринимаемых и воспроизводимых слов происходит в различных регионах коры больших полушарий, что свидетельствует о специализации разных зон мозга для осуществления различных речевых операций. При ЭЭГ - исследованиях установлено, что речевая деятельность характеризуется изменением пространственной синхронизации электрических процессов. В начальные периоды восприятия и узнавания слова наиболее активны лобные, центральные и височные зоны левого полушария, а также заднетеменные и центральные области правого. Затем фокус электрической активации перемещается в затылочные области, сохраняясь при этом в правых заднетеменных и передневисочных областях. Подготовка к артикуляции и произнесение слов про себя сопровождается повышенной активацией переднецентральных областей. Очень важные сведения получены при исследовании вызванных потенциалов (или ССП). В частности, на основании анализа позднего компонента (Р300), который отражает этап принятия решения, было установлено, что скорость обработки информации в правом полушарии выше, чем в левом. На основании этих данных сформулировано представление о том, что в правом полушарии осуществляется зрительно-пространственный, досемантический анализ словесных раздражителей (т.е. чтение букв без их понимания), на основании которого в левом полушарии совершается осмысление прочитанного, т.е. семантический анализ слова. Другой не менее интересный факт, полученный при анализе вызванных потенциалов, заключался в том, что их конфигурация и амплитудные характеристики при восприятии слова зависят от смыслового содержания (например, на слово «огонь» в разном контексте), особенно эти различия характерны для левого полушария. Важным также является анализ отрицательного компонента вызванного потенциала - N400 (или N4), который, начинаясь после 250 мс, достигает максимума при 400 мс. Установлено, что он отражает процесс принятия лексического и логического решения, а его амплитуда возрастает всякий раз, когда воспринимаемый текст содержит явные алогизмы, или решаемая задача, например, классификация признаков, достаточно сложная. Возможные механизмы формирования субъективного переживания речевой функции (способности слышать внешнюю и внутреннюю речь). Ранее полагали, что внутренняя речь основана на проприоцептивных ощущениях, возникающих при небольшом непроизвольном сокращении артикуляционных мышц во время вербального мышления. Однако эта гипотеза еще в 1947 году была отвергнута: при введении добровольцам больших доз курареподобных препаратов, полностью блокировавших сокращение мышц, возможность думать и использовать внутреннюю речь у них не изменялась. A.M. Иваницкий, а также Д. Эделмен считают, что механизм обеспечения психических переживаний для речевых функций - внутримозговой. Он связан с процессами информационного синтеза и возвратом потоков импульсов в проекционные зоны. В частности, при слуховом восприятии словесных сигналов или внутренней речи возврат возбуждения происходит в височную кору - это обеспечивает внутреннее звучание слов. При чтении слов возврат происходит в зрительную кору, что обеспечивает их видение. Действительно, М. Познер и М. Ротбарт (1994) показали, что при анализе сложных сигналов, включая слова, первоначально происходит активация задних отделов коры, затем - лобной коры, а потом вновь - задних отделов коры, что свидетельствует о возвращении возбуждения в проекционную кору. Специализация полушарий в онтогенезе. Согласно концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения. Это подтверждается данными морфологов - даже у плода выявляются проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон. У новорожденных имеются анатомические различия между левым и правым полушариями - сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Следовательно, можно говорить о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными. Получены и данные о функциональной речевой асимметрии у новорожденных - амплитудные характеристики ЭЭГ-ответа у младенцев на звуки человеческой речи были в 90% случаев выше в левом полушарии, а в ответ на шум и аккорды музыки - в правом полушарии. Все это подтверждает концепцию исходной «речевой» специализации левого полушария у праворуких. Однако согласно концепции эквипотенциальности полушарий, у новорожденного отсутствуют признаки асимметрии мозга, в том числе и речевой асимметрии. Эту концепцию, в определенной степени, подкрепляют данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития. Действительно, при повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни выполнение их функций могут взять на себя симметричные отделы правого полушария. Если по медицинским показаниям у младенцев удаляют левое полушарие, то развитие речи не прекращается и, более того, идет без видимых нарушений, что также связано с переносом центров речи в правое полушарие. Однако все это возможно только на ранних стадиях развития, когда нервная система обладает высокой пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным. В целом, все исследователи сходятся в одном: у детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария. Не исключено, что обучение языку играет роль пускового механизма для нормальной специализации полушарий. Если в должное время овладение речью не происходит, области коры, в норме предназначенные для речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное перерождение. В связи с этим возникло представление о сензитивном периоде освоения речи, который охватывает довольно длительный период онтогенеза - все дошкольное детство; при этом пластичность нервных центров постепенно уменьшается и утрачивается к началу полового созревания. Кроме того, к 7-8 годам формируется преимущество правого полушария в восприятии эмоций и в пении. Развитие речи в онтогенезе. Речь формируется на ранних этапах онтогенеза, в периоде первого детства и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Слово для ребенка до 6 месяцев жизни смыслового значения не имеет и роль словесных воздействий в сравнении с воздействиями реальных раздражителей внешней среды чрезвычайно мала. Например, 5-месячный ребенок на вопрос: «Где мама?» - поворачивает голову в сторону матери не потому, что он связывает данное словесное раздражение с образом матери, а потому, что на его организм воздействует целый комплекс условных раздражителей - положение тела, звуковая аранжировка вопроса, интонация и тембр голоса спрашивающего. Изменение параметров хотя бы одного из этих раздражителей предотвращает рефлекс поворота головы. Более того, при данных условиях замена словесного раздражителя на иной, обладающий другим смыслом, например, «Где киса?» вызовет у ребенка такой же поисковый рефлекс, как и вопрос «Где мама?». Но при постоянном повторении сочетаний словесного эквивалента и воздействия конкретного физического раздражителя (образ матери, запах ее тела) роль слова возрастает. В конечном итоге процесс выделения слова в ранг самостоятельного раздражителя в чистом виде завершается к первому году жизни ребенка. Однако на этом этапе онтогенеза слово является только абстракцией от непосредственного раздражителя, но оно еще не является составной частью общности слов. Для того, чтобы слово стало обобщающим показателем, необходимо выработать на него 10-15 условных связей. Например, если ребенок играет с игрушкой - с куклой, получая при этом только три словесных подкрепления типа «дай куклу», «возьми куклу», «вот кукла», то у него на просьбу принести куклу из группы других, по-разному одетых кукол, ответ будет стереотипным - он принесет только ту куклу, с которой он все время играл. Но если при игре ребенка с куклой ему дается много словесных подкреплений типа «вот кукла», «возьми, дай, положи, накорми, покатай, одень, уложи спать» и т.д., то в конечном итоге слово «кукла» станет обобщающим для всех подобных данной кукле игрушек и такой ребенок на просьбу «принеси куклу» выберет из множества игрушек не только куклу, с которой он играл, но и все другие куклы. Слово «кукла» стало обобщающим. Уровень обобщений непостоянен, он все время возрастает на базе речевой деятельности, приобретения навыка письма, чтения, овладения иностранными языками. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, снижается. Стадии развития речи. В первые недели жизни происходит формирование условных рефлексов на раздражители первой сигнальной системы. В возрасте более 6 месяцев вырабатываются условные рефлексы на словесные раздражители. К 1 году - слово представляет собой обозначение конкретного предмета, то есть является интегратором первого порядка. С 1 года до 2 лет слово является сигналом сигналов, то есть интегратором второго порядка. К 3 годам слово становится интегратором третьего порядка (игрушка, цветы, животные и т.д.). Схематически становление второй сигнальной системы в онтогенезе и совершенствование ее связей с первой сигнальной системой можно представить следующим образом: Новорожденный ребенок: наличие связей Н-Н (непосредственный раздражитель - непосредственный ответ). Ребенок до 1 года: связи Н-Н, С-Н (словесный раздражитель - непосредственный ответ).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |