КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение транспорта в народнохозяйственном комплексе страны
Транспортная система Республики Беларусь. Значение транспорта в народнохозяйственном комплексе Транспортная система Республики Беларусь. страны.
Транспортная система РБ представлена следующими видами транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса. Он объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный железнодорожный транспорт республики представлен производственным комплексом «Беларуская чыгунка», промышленный – промышленно-производственным объединением «Белпромжелдортранс». Белорусская железная дорога соединяется с железнодорожной сетью Балтийских государств, стран Содружества, Западной Европы через Польшу. Кроме того, самый короткий путь, соединяющий Центральную Россию с Калининградской областью, проходит через нашу республику. Железнодорожные пути общего пользования республики имеют протяженность 5,6 тыс. км., в т.ч. двухпутных 1,6 тыс. км. (28,6 %), из которых более половины (0,9 тыс. км.) электрифицированы. Следует отметить, что крайне медленно внедряется электрическая тяга. Удельный вес электрической тяги в общем грузообороте железнодорожного транспорта составляет чуть более 20 %, тогда как в:
Плотность железных дорог составляет 27 км на 1000 квадратных км территории РБ, что позволяет обеспечить эффективное функционирование экономики республики, но что в 1,4 – 3 раза меньше, чем, например, в Болгарии, в Украине, в Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3,1 – 4 раза меньше, чем в Венгрии, Турции, Германии, и в 7 раз меньше, чем в США. Разветвленность железнодорожной сети можно характеризовать тем, что около 40% всех населенных пунктов республики имеют доступ к железнодорожным станциям. Из-за неудовлетворительного решения вопросов поставки ж/д рельсов, шпал и других материалов крайне медленно проводятся работы по ремонту и усилению верхнего строения пути. Все это привело к тому, что техническая скорость движения грузовых поездов осталась практически на уровне 1995 года, т.е. менее 50 км/ч. Доля железнодорожного транспорта в транспортном комплексе страны в настоящее время:
Относительно небольшая протяжённость территории республики с севера на юг и с запада на восток делает перевозки автомобильным транспортом весьма актуальными. За последние годы вследствие развития рыночных отношений в значительной степени выросли перевозки грузов в международном сообщении. Через территорию республики осуществляется достаточно большой объём транзитных перевозок. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования в настоящее время составляет около 65 тыс. км, в т.ч. с твёрдым покрытием более 60 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием составляет менее 300 км на 1000 квадратных км территории РБ. Это в 1,1 – 4 раза ниже, чем в соседних государствах (Украина, Литва, Латвия) и в странах содружества (Азербайджан, Армения, Молдова) и в 4 – 13 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой – Англия, Германия, Италия, Франция, Швейцария, Япония и т.д. Современное состояние автомобильных дорог не обеспечивает увеличение скоростей доставки грузов, их целостности, товарного вида, уменьшения числа и тяжести ДТП. Ежегодная сумма ущерба народного хозяйства РБ от неудовлетворительного состояния автомобильных дорог составляет в действующих ценах более 150 млрд. рублей. Более 20 тыс. км дорог общего пользования требуют ремонта. Менее 20% с твердым покрытием работают под осевую нагрузку 10 т., около 20% имеют недостаточный коэффициент сцепления. Потребительские свойства автомобильных дорог входят в резкое противоречие со стремительно развивающимся на качественно новой, современной основе автомобильным транспортом. Доля автомобильного транспорта в транспортном комплексе страны в настоящее время:
Роль воздушного транспорта в грузовых и пассажирских перевозках не столь значима во внутреннем сообщении, как, например, в Германии, России, США, Франции, Италии, Японии. По объёмам перевозок грузов воздушный транспорт республики занимает седьмое место, а пассажиров – десятое среди стран Содружества. Республика располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы более, чем в 30 городов стран Содружества, а из международного аэропорта Минск–2 выполняются рейсы в ряд городов Европы, Азии и Америки. Семь аэропортов имеют статус гражданского назначения: два – в Минске и по одному - в областных центрах. Аэропорты Минск–2, Брест, Гомель и Гродно являются международными. Однако в настоящее время международное воздушное пассажирское сообщение республики осуществляется только через аэропорт Минск-2, имеющий улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службы. Следует отметить прирост доли иностранных авиакомпаний в освоении международных авиалиний республики. Работа воздушного транспорта республики осуществляется исключительно в сложных условиях. Многие предприятия не в состоянии осуществлять капитальный ремонт самолётов, двигателей к ним, закупать запасные части и агрегаты. Происходит процесс увеличения степени использования ресурса. Коэффициент износа воздушных судов подошёл к 80%. Всё это привело к тому, что авиация Беларуси оказалась неконкурентоспособной на международных линиях. Находятся под угрозой отмены полёты в ведущие аэропорты мира вследствие высоких шумовых характеристик на применяемых сегодня самолётах ТУ-134 и ТУ-154. Доля воздушного транспорта в транспортном комплексе страны незначительна и по всем объёмным показателям составляет значительно меньше 1,0%, за исключением пассажирооборота (около 2,0%). Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Нёман, а так же Днепро-Бугский канал. В интересах интеграции в мировую транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес реки Днепр и Припять, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренная соль, руда, уголь, сапропель) в Придунайские страны и Черноморские порты. Изолированность бассейнов и отсутствие между ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказываются на организации коммерческой деятельности.
Общая протяжённость эксплуатируемых водных путей республики составляет 1 798 км, которые полностью используются для судоходства транспорта общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода 680 км водных путей относятся к магистральным участкам рек, остальные участки – это малые реки. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяжённостью 447 км с освещаемыми и светоотражательными знаками навигационного оборудования. В республике функционируют 10 речных портов, 8 из которых имеют благоустроенные механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилёв, Витебск). Порты в Мозыре, Гомеле, Бобруйске имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для перевозки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении. Порт в Бресте имеет железнодорожные пути Западной колеи, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы. Доля водного транспорта в транспортном комплексе страны совсем незначительна и по всем объёмным показателям составляет значительно меньше 1,0%. На территории Республики Беларусь функционируют магистральные трубопроводы по перекачке природного газа, нефти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по территории страны магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку газа, имеют протяженность – 5,9 тыс. км, нефти – 2,9 тыс. км и нефтепродуктов – 1,2 тыс. км. Транспортировку природного газа и нефти для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют государственное предприятие «Белтрансгаз», Гомельское и Новополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба». В Республике Беларусь функционируют три магистральных нефтепродуктопровода, по которым осуществляется перекачка бензина и дизельного топлива: Унеча – Полоцк, Унеча – Западная граница, Новополоцк – Минск (Фаниполь). В соответствии с межправительственным Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (1992 год) магистральные трубопроводы остаются (как и ранее) в собственности Российской Федерации. Доля трубопроводного транспорта в транспортном комплексе страны в настоящее время: объем перевозок грузов – примерно 23,0 %, грузооборот – порядка 53,0 %.
Значение транспорта в экономике любого государства объективно характеризуется такими показателями, как доля транспорта в: – валовом внутреннем продукте, – основных производственных фондах, – капитальных вложениях, – среднесписочной численности работников, – потреблении электроэнергии, – балансовой прибыли и т.д. Значение транспорта в формировании основных показателей экономики государства (в % к общему уровню показателя по народному хозяйству республики) в настоящее время:
Доля транспорта в ВВП развитых стран доходит до 12 %. Относительно низкий вклад транспортников республики в ВВП во многом объясняется недостаточно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг. Нерациональная структура транспортного сервиса привела к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет около 17 %, в развитых странах – до 30 % от общих доходов транспортных предприятий. По состоянию на начало 2001 года износ основных фондов транспорта и транспортных средств сообщения составил соответственно более 60 и около 70 процентов. Износ подвижного состава автомобильного транспорта составляет порядка 80 %. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно около 20 % всех инвестиций приходится на транспортную отрасль, при этом примерно половина из них – это государственные инвестиции. Основные источники финансирования капитальных вложений в последнее время в нашей республике – привлеченные средства и в меньшей степени - средства предприятий и организаций. Вместе с тем, эти средства имеют тенденцию к снижению. Анализ финансового положения предприятий транспорта показывает, что если в начале 90-ых годов фонд накопления в составе основных источников собственных средств составлял примерно 50 %, то в 2000 году – только 10 %. В результате сокращения инвестиционной активности значительно уменьшился ввод в действие производственных мощностей, резко упало значение коэффициента обновления основных фондов. Так, коэффициент обновления основных фондов по транспорту в целом снизился почти с 10% в начале 90-ых до чуть более 2% в 2000 году. Эксплуатация достаточно изношенных транспортных средств и оборудования транспортного комплекса РБ не отвечает в полной мере современным мировым требованиям по: – безопасности, – надежности, – комфортабельности, – ресурсосбережению и т.д. В частности, значительная часть транспортных средств не соответствует международным нормам и стандартам, поэтому не может эффективно использоваться на международных линиях. Так, выпускаемые МАЗом грузовые автомобили по экологическим параметрам не пригодны к эксплуатации в странах Западной Европы, а также более дорогостоящие по удельным затратам на 1 км пробега, что делает их неконкурентоспособными. Транспорт является крупнейшим потребителем топливных ресурсов. Им ежегодно потребляется в последнее время: – бензина более 65 %, – дизельного топлива более 50 %. Общая протяженность транспортной сети общего пользования Республики Беларусь (без учета городского электрического транспорта и воздушных линий) составляет более 80 тысяч км, в т.ч.: – 78,9 % – автомобильные дороги; – 12,1 % – магистральные трубопроводы; – 6,8 % – железные дороги; – 2,2 % – водные судоходные пути.
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
1. Система управления транспортом в условиях перехода к рыночной экономике. 2. Организация управления автомобильным транспортом. 3. Организация управления автомобильным транспортом общегопользования. 1. Система управления транспортом в условиях перехода к рыночной экономике.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |