Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Износ и амортизация основных производственных фондов




Показатели использования основных производственных фондов.

 

Улучшение использования основных производственных фондов автомобильного транспорта имеет большое н/х значение, поскольку при этом более эффективно расходуется овеществленный в них труд и увеличивается объем автомобильных перевозок, следовательно, сокращается количество овеществленного труда, затрачиваемого на единицу транспортной продукции.

Наиболее обобщающим показателем, характеризующим использование основных производственных фондов, является фондоотдача, которая показывает, сколько рублей валовых доходов приходится на рубль стоимости основных производственных фондов:

 

Фо = ВД/ОПФ,

 

где

ВД – валовые доходы за определенный период времени,

ОПФ - стоимость основных производственных фондов за

тот же период

 

Фондоемкость является величиной, обратной фондоотдаче:

 

Фе = ОПФ/ВД

 

Важным показателем является показатель фондовооружённости, определяется как отношение стоимости основных производственных фондов за определённый период к среднесписочной численности работников за тот же период времени:

 

Фв= ОПФ/Nсc

 

Коэффициент сменности работы оборудования характеризует экстенсивное его использование, показывает, сколько смен отработала единица оборудования:

 

Кем= МС/К,

 

где

МС – сумма отработанных машино-смен в сутки,

К – количество установленного оборудования

 

Для характеристики состояния основных производственных фондов используются следующие показатели:

· Коэффициент обновления ОПФ

 

Ко=ОПФп/ОПФк ,

 

где

ОПФп – стоимость поступивших в отчетном году ОПФ,

ОПФк - стоимость ОПФ на конец отчетного года.

· Коэффициент выбытия ОПФ:

 

Кв = ОПФв/ОПФн,

 

где

ОПФв - стоимость выбывших в отчетном году ОПФ,

ОПФн – стоимость ОПФ на начало отчетного года

· Коэффициент износа ОПФ:

 

Ки= ОПФи/ОПФб,

 

где

ОПФи – стоимость износа ОПФ,

ОПФб – балансовая стоимость ОПФ.

· Коэффициент годности ОПФ:

 

Кг= ОПФо/ОПФб,

 

где

ОПФо – остаточная стоимость ОПФ

 

 

Основные производственные фонды, функционируя в производстве, подвергаются износу, который представляет собой потерю физических и моральных характеристик.

Физический износ – это утрата основными производственными фондами своих первоначальных производственно-технических качеств в результате работы или бездействия.

Установление физического износа в процентах по срокам службы производится по формуле:

 

Иффн*100,

 

где

Тф – фактический срок службы ОПФ,

Тн – нормативный срок службы

Моральный износ представляет собой преждевременное, до окончания срока физической службы, обесценение основных производственных фондов.

Моральный износ бывает двух форм. Моральный износ первой формы в процентах определяется при переоценке основных производственных фондов сопоставлением их полной первоначальной стоимости с восстановительной по формуле:

 

Им1= ПС-ВС/ПС*100,

 

где ПС – полная первоначальная стоимость ОПФ,

ВС – восстановительная стоимость ОПФ.

Моральный износ второй формы устанавливается сопоставлением технических характеристик старых и новых основных производственных фондов по формуле:

 

Им2=Пн-Пс/Пн*100,

 

где Пн – производительность новой техники,

Пс – производительность морально устаревшей техники

Учет физического и морального износа основных производственных фондов необходим для правильного определения восстановительной стоимости ОПФ, сроков их службы и замены, норм и суммы амортизации.

Что же представляет собой амортизация ОПФ?

Амортизация – это возмещение в денежной форме стоимости износа основных производственных фондов путем постепенного переноса ими своей стоимости на создаваемую в процессе производства продукцию.

Общая сумма амортизации, переносимая на производимую продукцию, определяется как разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью основных производственных фондов.

При определении сроков службы по каждому виду основных производственных фондов (здания, сооружения, рабочие машины и оборудование, транспортные средства и др.) всесторонне изучаются и анализируются все факторы, влияющие на их физический и моральный износ.

Установление реальных сроков службы основных фондов при расчете норм амортизационных отчислений дает возможность правильно определить действительные затраты на производство, ориентировать предприятие на дальнейшее внедрение нового, более совершенного оборудования, точнее определять экономическую эффективность новой техники.

Простое воспроизводство средств труда осуществляется не только посредством замены старых средств труда новыми, но и путем частичного воспроизводства действующих основных фондов. Различные части отдельных видов основных фондов в результате неоднородного материального состава и различной нагрузки снашиваются неравномерно. Это обуславливает необходимость возобновления не целиком всей машины или иного средства труда, а лишь износившихся их частей, в то время как машина в целом продолжает затем использоваться в производстве.

Такая замена отдельных износившихся элементов и частей означает частичное воспроизводство основных фондов.

Частичное воспроизводство основных фондов осуществляется в виде капитального ремонта.

Капитальный ремонт, обеспечивая возмещение износа, является одной из форм простого воспроизводства основных фондов.

Установление двух раздельных норм на полное восстановление основных фондов (реновацию) и на капитальный ремонт (включая и модернизацию) основных фондов – предусматривает необходимость учитывать взаимосвязь и взаимозависимость между ними: чем короче устанавливаемый срок службы группы основных фондов, тем меньше при прочих равных условиях количество ремонтов и, следовательно, тем ниже должна быть норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт, включая модернизацию.

Величина амортизационных отчислений выражается в норме амортизации, представляющей собой для большинства основных фондов годовой процент перенесения стоимости основных фондов.

Норма амортизации на полное восстановление для большинства основных производственных фондов рассчитывается по формуле:

 

Нб = БС – ЛС/ БС*Т*100,

 

где БС- балансовая стоимость ОПФ,

ЛС- ликвидационная стоимость ОПФ,

Т- экономически целесообразный срок службы ОПФ.

Норма амортизации на капитальный ремонт рассчитывается по формуле:

 

Нр =Р+М/БС*Т*100,

 

где Р- затраты на капитальный ремонт на весь срок службы ОПФ,

М- затраты на модернизацию за весь срок службы ОПФ.

 

Методика построения норм амортизационных отчислений на подвижной состав автомобильного транспорта существенно отличается от методики построения норм амортизационных отчислений на другие виды средств труда.

Главное отличие в методике построения норм состоит в том, что в основу исчисления норм амортизационных отчислений положен пробег автомобилей, а не срок службы.

Это относится ко всем группам подвижного состава, за исключением грузовых автомобилей малой грузоподъёмности (до 2 т), автобусов особо

малого класса (вместимостью менее 15 пассажиров), легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) и специальных автомобилей.

Нормы амортизационных отчислений на полное восстановление по основной группе подвижного состава автомобилей определяются в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега:

 

Нб = БС – ЛС/ БС* La* 1000*100,

 

где La – нормативный амортизационный пробег автомобилей.

Для другой группы автомобилей – грузовые малой грузоподъёмности, автобусы особо малого класса, легковые (кроме автомобилей-такси) и специальные – нормы амортизационных отчислений на полное восстановление устанавливаются в процентах от балансовой стоимости из расчёта на год независимо от пробега автомобилей:

 

Нб = БС – ЛС/ БС* Т* 100.

Нормы амортизационных отчислений на капитальный ремонт для большинства автомобилей устанавливаются в процентах от балансовой стоимости автомобилей, отнесённой на 1000 км пробега:

 

Нр=Р+М/ БС* La*1000* 100.

 

Для отдельных групп подвижного состава автомобильного транспорта:

 

Нр=Р+М/ БС* Т * 100.

 

В целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления и техническом развитии активной части основных производственных фондов предприятия должны иметь возможность применять метод ускоренной амортизации активной части ОПФ.

Ускоренная амортизация – целевой метод более быстрого, по сравнению с нормативными сроками службы основных производственных фондов, полного перенесения их балансовой стоимости на создаваемый с их помощью продукт или выполняемую работу.

 

 

ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.