Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность оборотного капитала




Показатели использования оборотных средств.

Транспорта.

Структура оборотного капитала автомобильного

Экономическая сущность оборотного капитала.

 

Для осуществления производственной деятельности каждое предприятие наряду с основным капиталом должно располагать оборотным капиталом.

Оборотный капитал - наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала является более текущей и легко трансформируемой в денежные средства.

К оборотному капиталу принято относить:

è производственные запасы,

è незавершённое производство,

è расходы будущих периодов,

è нереализованную готовую продукцию,

è денежную наличность,

è легко реализуемые ценные бумаги,

è краткосрочную задолженность других предприятий данному предприятию.

Оборотные фонды предприятий состоят, как правило, из трёх частей:

1. производственные запасы,

2. незавершённое производство,

3. расходы будущих периодов.

Кроме оборотных фондов, предприятия должны иметь также фонды, обуславливающие сферу обращения.

К фондам обращения относятся:

· готовая продукция на складах предприятия,

· продукция в пути,

· денежные средства,

· средства в расчётах.

Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении, постоянно находящихся в движении и предназначенных для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции и её реализации.

 

2. Структура оборотного капитала автомобильного транспорта.

 

К оборотным фондам предприятий, в том числе и автомобильного транспорта, относятся фонды, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле, сразу и полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию или на выполненные работы, меняя при этом свою натуральную форму.

Оборотные фонды автотранспортных предприятий включают:

Þ производственные запасы,

Þ незавершенное производство,

Þ расходы будущих периодов.

Учитывая специфику транспорта, в том числе и автомобильного, где готовой продукцией является сам транспортный процесс, к фондам обращения на транспорте относятся:

· денежные средства,

· средства в расчетах.

Большую часть оборотных фондов автотранспортных предприятий составляют производственные запасы, удельный вес которых составляет порядка 97 –98% от общей величины оборотных фондов.

Производственные запасы включают следующие виды товарно-материальных ценностей:

· все виды топлива,

· автомобильные шины,

· запасные части и агрегаты,

· материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей и других нужд,

· малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (инструменты, оборудование, приспособления, инвентарь, спецодежда и т.д.)

При этом, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по своей экономической природе относятся к основным фондам, поскольку они участвуют длительное время в производственном процессе, переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям, по мере использования, сохраняя при этом свою натуральную величину.

Включение их в состав оборотных фондов связано с особенностями планирования, финансирования и учета.

Что касается малоценных и быстроизнашивающихся предметов, то к оборотным фондам относятся лишь такие их виды:

· срок службы которых составляет менее одного года независимо от их стоимости,

· стоимость которых до 30 минимальных заработных плат включительно за единицу независимо от срока их службы, а такие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, срок службы которых не превышает одного месяца или стоимость которых не превышает одну минимальную заработную плату за единицу, в состав оборотных фондов вообще не включаются. Они относятся непосредственно на себестоимость перевозок.

Незавершенное производство – это предметы труда, вступившие в производственный процесс.

Незавершенное производство учитывается только по тем работам, продолжительность которых более одного дня.

По основной производственной деятельности автотранспортных предприятий – осуществлению перевозок – незавершенного производства нет.

Оно может быть лишь по ремонтным работам, а также в механических цехах при изготовлении запасных частей.

К расходам будущих периодов относятся затраты, которые производятся в данном периоде, но на себестоимость перевозок будут отнесены в следующие периоды.

Единовременное списание таких затрат на себестоимость перевозок в данном периоде привело бы к искусственному завышению себестоимости в этот период и несопоставимости ее с показателями за другие периоды.

До того времени, пока затраты, проходящие по расходам будущих периодов, не включены в себестоимость перевозок, они покрываются за счет оборотных средств.

В состав расходов будущих периодов включаются затраты на:

– исследовательские и рационализаторские работы,

– конструирование инструментов и приспособлений,

– испытание материалов,

– освоение новой техники и т. д.

Наибольший удельный вес в фондах обращения составляют денежные средства.

К ним относятся:

– средства на расчетных счетах в банке,

– наличные деньги в кассе,

– прочие денежные средства.

Средства в расчетах представляют собой средства за выполненные, но пока не оплаченные работы.

Средства в расчетах составляют стоимость:

– автомобильных перевозок,

– транспортно-экспедиционных и других операций, на оплату которых автотранспортные предприятия выписывают документы, предъявляемые через банк к акцепту.

Оборотные средства в зависимости от метода планирования и источников образования делятся на две группы:

1. нормируемые,

2. ненормируемые.

Нормируемыми оборотными средствами являются те их элементы, на которые устанавливается плановый норматив.

На автотранспортных предприятиях к числу нормируемых относятся оборотные средства, функционирующие в сфере производства:

– производственные запасы,

– незавершенное производство,

– расходы будущих периодов.

Следовательно, вещественный состав нормируемых оборотных средств совпадает с составом оборотных фондов.

Другая часть оборотных средств не нормируется, т. е. величина их планом не устанавливается.

К числу ненормируемых оборотных средств автотранспортных предприятий относятся оборотные средства, находящиеся в сфере обращения:

– денежные средства,

– средства в расчетах.

Помимо деления оборотных средств на нормируемые и не- нормируемые, они также делятся на:

– собственные,

– заемные.

Собственными оборотными средствами называются такие средства, которыми располагает предприятие для покрытия своей минимальной потребности в топливе, автомобильных шинах, запасных частях и других материальных ценностях, необходимых для нормального осуществления производственной деятельности.

Дополнительная временная потребность в оборотных средствах покрывается заемными средствами.

Нормирование оборотных средств предусматривает два этапа работы:

- первый – установление нормы запаса в днях, процентах и т.д.,

- второй – определение норматива в денежном выражении.

Наиболее сложным и трудоемким является первый этап работы, т.е. та часть работы, которая связана с расчетом нормы оборотных средств в днях запаса.

Эта величина показывает плановую продолжительность пребывания каждого вида материальных ценностей в данной стадии кругооборота, т. е. время с момента оплаты тех или иных материальных ценностей до передачи их со склада непосредственно в производство.

Если установлена норма запаса в днях, то определение плановой суммы оборотных средств не вызывает особых затруднений.

Для этого необходимо одновременный расход данного вида оборотных средств умножить на норму запаса в днях.

Одновременный расход тех или иных видов материальных ценностей при расчете норматива оборотных средств определяется по смете затрат на эксплуатацию подвижного состава.

В основу расчета закладывается расход данного вида материальных ценностей за год, деленный на 360-число дней в году, принимаемое для расчета.

Как было отмечено ранее, в составе оборотных средств автотранспортных предприятий наибольший удельный вес составляют производственные запасы.

При расчете нормы оборотных средств в днях по производственным запасам необходимо учитывать продолжительность:

– пребывания материальных ценностей в пути после их оплаты (транспортный запас),

– выгрузки, приема и складирования их в местах хранения,

– лабораторного анализа и подготовки материалов к производству,

– пребывания материальных ценностей в форме текущего запаса,

– пребывания материальных ценностей в форме страхового (гарантийного) запаса.

Транспортный запас создается на предприятии на период времени нахождения материалов в пути после их оплаты.

Время, необходимое для выгрузки, приема и складирования поступающих материалов, определяется на основании установленных технических норм.

Некоторые материалы требуют лабораторного анализа и подготовки к производству (топливо, пиломатериалы и т. д.).

Текущий запас, согласно инструкции о нормировании оборотных средств автотранспортных предприятий, устанавливается, как правило, в размере 50 % среднего интервала между двумя смежными поставками.

Страховой (гарантийный) запас предназначен для обеспечения бесперебойности производственного процесса в тех случаях, когда нарушаются плановые сроки поставок по каким-либо непредвиденным обстоятельствам. Норма страхового запаса на автотранспортных предприятиях устанавливается в размере до 50 % от величины текущего запаса.

Планирование нормируемых оборотных средств предприятия предполагает также установление источников формирования этих средств.

Наряду с прибылью данного предприятия одним из источников покрытия нормативной потребности в оборотных средствах являются так называемые устойчивые пассивы.

К устойчивым пассивам относятся оборотные средства, не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его пользовании, в его хозяйственном обороте.

К устойчивым пассивам относятся:

– минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятий и государственным органам по начислениям на эту заработную плату,

– резерв предстоящих платежей, в состав которого входит дополнительная заработная плата, предназначенная для оплаты отпусков рабочим и служащим,

– переходящая задолженность заказчикам по оплаченным, но еще не выполненным работам,

– доходы будущих отчетных периодов за счет поступления арендной платы, доходов от продажи проездных билетов и

т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.