КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая сущность оборотного капитала
Показатели использования оборотных средств. Транспорта. Структура оборотного капитала автомобильного Экономическая сущность оборотного капитала.
Для осуществления производственной деятельности каждое предприятие наряду с основным капиталом должно располагать оборотным капиталом. Оборотный капитал - наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала является более текущей и легко трансформируемой в денежные средства. К оборотному капиталу принято относить: è производственные запасы, è незавершённое производство, è расходы будущих периодов, è нереализованную готовую продукцию, è денежную наличность, è легко реализуемые ценные бумаги, è краткосрочную задолженность других предприятий данному предприятию. Оборотные фонды предприятий состоят, как правило, из трёх частей: 1. производственные запасы, 2. незавершённое производство, 3. расходы будущих периодов. Кроме оборотных фондов, предприятия должны иметь также фонды, обуславливающие сферу обращения. К фондам обращения относятся: · готовая продукция на складах предприятия, · продукция в пути, · денежные средства, · средства в расчётах. Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении, постоянно находящихся в движении и предназначенных для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции и её реализации.
2. Структура оборотного капитала автомобильного транспорта.
К оборотным фондам предприятий, в том числе и автомобильного транспорта, относятся фонды, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле, сразу и полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию или на выполненные работы, меняя при этом свою натуральную форму. Оборотные фонды автотранспортных предприятий включают: Þ производственные запасы, Þ незавершенное производство, Þ расходы будущих периодов. Учитывая специфику транспорта, в том числе и автомобильного, где готовой продукцией является сам транспортный процесс, к фондам обращения на транспорте относятся: · денежные средства, · средства в расчетах. Большую часть оборотных фондов автотранспортных предприятий составляют производственные запасы, удельный вес которых составляет порядка 97 –98% от общей величины оборотных фондов. Производственные запасы включают следующие виды товарно-материальных ценностей: · все виды топлива, · автомобильные шины, · запасные части и агрегаты, · материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей и других нужд, · малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (инструменты, оборудование, приспособления, инвентарь, спецодежда и т.д.) При этом, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по своей экономической природе относятся к основным фондам, поскольку они участвуют длительное время в производственном процессе, переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям, по мере использования, сохраняя при этом свою натуральную величину. Включение их в состав оборотных фондов связано с особенностями планирования, финансирования и учета. Что касается малоценных и быстроизнашивающихся предметов, то к оборотным фондам относятся лишь такие их виды: · срок службы которых составляет менее одного года независимо от их стоимости, · стоимость которых до 30 минимальных заработных плат включительно за единицу независимо от срока их службы, а такие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, срок службы которых не превышает одного месяца или стоимость которых не превышает одну минимальную заработную плату за единицу, в состав оборотных фондов вообще не включаются. Они относятся непосредственно на себестоимость перевозок. Незавершенное производство – это предметы труда, вступившие в производственный процесс. Незавершенное производство учитывается только по тем работам, продолжительность которых более одного дня. По основной производственной деятельности автотранспортных предприятий – осуществлению перевозок – незавершенного производства нет. Оно может быть лишь по ремонтным работам, а также в механических цехах при изготовлении запасных частей. К расходам будущих периодов относятся затраты, которые производятся в данном периоде, но на себестоимость перевозок будут отнесены в следующие периоды. Единовременное списание таких затрат на себестоимость перевозок в данном периоде привело бы к искусственному завышению себестоимости в этот период и несопоставимости ее с показателями за другие периоды. До того времени, пока затраты, проходящие по расходам будущих периодов, не включены в себестоимость перевозок, они покрываются за счет оборотных средств. В состав расходов будущих периодов включаются затраты на: – исследовательские и рационализаторские работы, – конструирование инструментов и приспособлений, – испытание материалов, – освоение новой техники и т. д. Наибольший удельный вес в фондах обращения составляют денежные средства. К ним относятся: – средства на расчетных счетах в банке, – наличные деньги в кассе, – прочие денежные средства. Средства в расчетах представляют собой средства за выполненные, но пока не оплаченные работы. Средства в расчетах составляют стоимость: – автомобильных перевозок, – транспортно-экспедиционных и других операций, на оплату которых автотранспортные предприятия выписывают документы, предъявляемые через банк к акцепту. Оборотные средства в зависимости от метода планирования и источников образования делятся на две группы: 1. нормируемые, 2. ненормируемые. Нормируемыми оборотными средствами являются те их элементы, на которые устанавливается плановый норматив. На автотранспортных предприятиях к числу нормируемых относятся оборотные средства, функционирующие в сфере производства: – производственные запасы, – незавершенное производство, – расходы будущих периодов. Следовательно, вещественный состав нормируемых оборотных средств совпадает с составом оборотных фондов. Другая часть оборотных средств не нормируется, т. е. величина их планом не устанавливается. К числу ненормируемых оборотных средств автотранспортных предприятий относятся оборотные средства, находящиеся в сфере обращения: – денежные средства, – средства в расчетах. Помимо деления оборотных средств на нормируемые и не- нормируемые, они также делятся на: – собственные, – заемные. Собственными оборотными средствами называются такие средства, которыми располагает предприятие для покрытия своей минимальной потребности в топливе, автомобильных шинах, запасных частях и других материальных ценностях, необходимых для нормального осуществления производственной деятельности. Дополнительная временная потребность в оборотных средствах покрывается заемными средствами. Нормирование оборотных средств предусматривает два этапа работы: - первый – установление нормы запаса в днях, процентах и т.д., - второй – определение норматива в денежном выражении. Наиболее сложным и трудоемким является первый этап работы, т.е. та часть работы, которая связана с расчетом нормы оборотных средств в днях запаса. Эта величина показывает плановую продолжительность пребывания каждого вида материальных ценностей в данной стадии кругооборота, т. е. время с момента оплаты тех или иных материальных ценностей до передачи их со склада непосредственно в производство. Если установлена норма запаса в днях, то определение плановой суммы оборотных средств не вызывает особых затруднений. Для этого необходимо одновременный расход данного вида оборотных средств умножить на норму запаса в днях. Одновременный расход тех или иных видов материальных ценностей при расчете норматива оборотных средств определяется по смете затрат на эксплуатацию подвижного состава. В основу расчета закладывается расход данного вида материальных ценностей за год, деленный на 360-число дней в году, принимаемое для расчета. Как было отмечено ранее, в составе оборотных средств автотранспортных предприятий наибольший удельный вес составляют производственные запасы. При расчете нормы оборотных средств в днях по производственным запасам необходимо учитывать продолжительность: – пребывания материальных ценностей в пути после их оплаты (транспортный запас), – выгрузки, приема и складирования их в местах хранения, – лабораторного анализа и подготовки материалов к производству, – пребывания материальных ценностей в форме текущего запаса, – пребывания материальных ценностей в форме страхового (гарантийного) запаса. Транспортный запас создается на предприятии на период времени нахождения материалов в пути после их оплаты. Время, необходимое для выгрузки, приема и складирования поступающих материалов, определяется на основании установленных технических норм. Некоторые материалы требуют лабораторного анализа и подготовки к производству (топливо, пиломатериалы и т. д.). Текущий запас, согласно инструкции о нормировании оборотных средств автотранспортных предприятий, устанавливается, как правило, в размере 50 % среднего интервала между двумя смежными поставками. Страховой (гарантийный) запас предназначен для обеспечения бесперебойности производственного процесса в тех случаях, когда нарушаются плановые сроки поставок по каким-либо непредвиденным обстоятельствам. Норма страхового запаса на автотранспортных предприятиях устанавливается в размере до 50 % от величины текущего запаса. Планирование нормируемых оборотных средств предприятия предполагает также установление источников формирования этих средств. Наряду с прибылью данного предприятия одним из источников покрытия нормативной потребности в оборотных средствах являются так называемые устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относятся оборотные средства, не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его пользовании, в его хозяйственном обороте. К устойчивым пассивам относятся: – минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятий и государственным органам по начислениям на эту заработную плату, – резерв предстоящих платежей, в состав которого входит дополнительная заработная плата, предназначенная для оплаты отпусков рабочим и служащим, – переходящая задолженность заказчикам по оплаченным, но еще не выполненным работам, – доходы будущих отчетных периодов за счет поступления арендной платы, доходов от продажи проездных билетов и т. д.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |