Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогообложения в РБ




Система налогообложения в РБ.

2. Основные направления по совершенствованию системы налогообложения в РБ.

 

 

Достаточно важное место в деловой жизни любого предприятия занимают налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые в государственный бюджет с юридических и физических лиц.

Налоги являются основным источником формирования государственного бюджета, финансовых ресурсов государства, предназначенных для содержания государственного аппарата и предоставления различных услуг населению: по образованию, здравоохранению, социальной поддержке, пенсионному обеспечению и т.д.

Налоги – один из важнейших рычагов влияния государства на хозяйственную жизнь. Посредством налогообложения государство имеет возможность регулировать экономику: поощрять одни хозяйственные процессы и сдерживать другие. Государство способно как оживлять экономическую жизнь и развивать хозяйства, так и приглушать экономику, замедлять её рост.

В каждой стране устанавливается свод законов, определяющих виды налогов, правила их начисления и передачи соответствующим государственным органам. Всё это в целом составляет налоговое законодательство страны. Хотя налоговые системы практически всех стран базируются на однотипных основных видах налогов, каждая из них имеет свои особенности.

Налоговая система Республики Беларусь в современных условиях выполняет две основные функции:

- фискальную,

- регулирующую.

Фискальная функция призвана обеспечить поступление доходов в бюджеты Республики и местных органов. С точки зрения этой функции более важным является не предмет налогообложения, а величина взимаемого налога. Реализация фискальной функции вместе с тем предъявляет известные требования к размеру взимаемого налога. Величина его не должна превышать определённого уровня, при котором не истощается источник налогообложения.

По мере развития экономических отношений и изменения функций государства по управлению народным хозяйством возрастает, как правило, значение регулирующей функции налоговой системы.

Регулирующая функция налоговой системы реализуется путём:

- формирования её структуры;

- определения роли и места отдельных налогов;

- выбора объектов и субъектов налогообложения;

- установления налоговых ставок;

- введения необлагаемого минимума;

- применения различных шкал налогообложения;

- предоставления скидок;

- освобождения от налогов и т.д.

С 1 января 1992г. в Республике Беларусь впервые принято Верховным Советом по предложению Правительства новое своё законодательство о налогах.

В соответствии с Законом РБ «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» все объединения, предприятия, организации, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную или иную коммерческую деятельность на территории Республики, независимо от подчинённости и форм собственности, а также физические лица, извлекающие доходы от предпринимательской деятельности, обязаны вносить в бюджет платежи.

Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств плательщиками в определённых законами размерах.

По принципам обложения налоги делятся на:

- прямые,

- косвенные.

Это деление зависит от объекта обложения, а также от взаимоотношений плательщика и государства.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества юридических и физических лиц. К ним относятся налоги на доходы, прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан и т.д.

Косвенные налоги закладываются в виде надбавок к цене товаров, работ и услуг. Налоги сначала концентрируются у производителей товаров, работ и услуг, а затем перечисляются государству, хотя фактически оплачиваются потребителем. Косвенные налоги выступают в виде акцизов, таможенных пошлин и т.д.

По сферам распространения налоги делятся на:

- общегосударственные,

- местные.

Налоги общегосударственные – налоги, взимаемые центральным правительством страны на основании государственных законодательных актов и направляемые в государственный бюджет.

Налоги местные – налоги, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, и налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти.

В настоящее время в РБ установлены следующие основные виды общегосударственных налогов, сборов и отчислений:

- подоходный налог;

- отчисления в фонд социальной защиты населения;

- чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости;

- налог на добавленную стоимость;

- отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды;

- отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

- налог на прибыль;

- налог на недвижимость;

- экологический налог;

- налог на доходы;

- акцизный налог;

- налог на топливо;

- земельный налог;

- таможенные пошлины.

Есть смысл несколько более подробно рассмотреть основные общегосударственные налоги, сборы и отчисления

Подоходный налог.

Налог исчисляется и удерживается работодателями, являющимися источниками выплаты дохода, ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года с суммы облагаемого дохода физического лица.

Налог является прогрессивным и взимается по ставкам от 9,0 % до 30,0 % из ФЗП.

С 1 марта 2001 года ставки подоходного налога в цифровом изложении выглядят следующим образом:

Размер облагаемого совокупного годового дохода Ставка налога
•до 1284000 рублей 9 %
• от 1284001 рубля до 3210000 рубля 115560 рублей + 15 % с суммы, превышающей 1284000 рублей
• от 3210001 рубля до 4494000 рубля 404460 рублей + 20 % с суммы, превышающей 3210000 рублей
• от 4494001 рубля до 5778000 рубля 661260 рублей + 25 % с суммы, превышающей 4494000 рублей
• от 5778001 рубля и выше 982260 рублей + 30 % с суммы, превышающей 5778000 рублей

 

Фонд социальной защиты населения формируется следующим образом:

- 35,0 % от ФЗП;

- 1,0 % из ФЗП.

Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

Формируется за счет отчислений от ФЗП в размере 5,0 %.

35,0 % фонда социальной защиты населения, а также чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости входят в себестоимость товаров, работ и услуг.

Налог на добавленную стоимость.

В словаре рыночной экономике трактуется следующим образом:

НДС – взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров, работ и услуг и суммой затрат на сырьё, материалы, полуфабрикаты, получаемые от других производителей со стороны.

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый нашими предприятиями с 1 января 2000г., имеет несколько другой смысл.

Пример. Предприятие получило за выполненную работу доход, равный 96$. При ставке налога в 20% НДС определяется следующим образом:

 

($).

 

Если предприятие, допустим, выполнило работу на 80$ без учёта НДС, то:

 

($).

 

Если за полученные материалы, например, уплачен НДС в размере 10$ (стоимость материалов с учётом НДС), то за отчётный период сумма налога на добавленную стоимость на данном предприятии составит:

 

16$ - 10$ = 6$.

· Отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды.

Формируется за счет отчислений 2,0% от Д/,

 

где Д/ = Д – НДС

 

· Отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Формируется за счет отчислений 2,5 % от Д//,

 

где Д// = Д/ – 0,02 Д/

· Налог на прибыль.

Составляет для большинства предприятий 30,0% от прибыли за минусом суммы налога на недвижимость.

· Налог на недвижимость.

Составляет 1,0% от остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, перечисляется ежеквартально в размере 0,25% остаточной стоимости ОПФ и ОНПФ с прибыли.

· Экологический налог.

Рассчитывается по ставкам в зависимости от количества вредных выбросов.

Налог входит в себестоимость товаров, работ и услуг.

· Налог на доходы.

В большинстве случаев 15,0 % от доходов. Доходы юридических лиц от операций с ценными бумагами – 40,0% от дохода. Доходы банков, других кредитно-финансовых учреждений – 30,0% от дохода.

· Акцизный налог.

Один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товара массового потребления.

· Налог на топливо.

Составляет 20,0 % от выручки, уплачивают организации, занимающиеся реализацией топлива. Налог входит в себестоимость товаров, работ и услуг предприятий, использующих топливо в своей производственной деятельности.

· Земельный налог.

Сумма налога зависит от кадастровой оценки земли и места расположения данного участка земли. Налог входит в себестоимость товаров, работ и услуг предприятий, владеющих земельными участками для производственных целей.

· Таможенные пошлины.

Представляют собой налоги, взимаемые государственными органами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.

 

Пример. Расчет тарифа за выполненную транспортную работу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.