Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное издание. Перспективы развития негосударственного сектора экономики в Республике Беларусь




Перспективы развития негосударственного сектора экономики в Республике Беларусь.

Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Перспективы развития негосударственного сектора экономики в Республике Беларусь.

Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Основные направления по совершенствованию системы налогообложения в РБ.

 

При исчислении налогов, сборов и отчислений используются различные базы: одни рассчитываются исходя из ФЗП, другие определяются исходя из выручки, третьи из прибыли и т.д.

Одни налоги, сборы и отчисления входят в себестоимость, другие в цену товаров, работ и услуг, уменьшая в любом случае явно или скрыто прибыль производителя.

Такое положение дел приводит к ускоренному росту себестоимости и цены товаров, работ и услуг и делает продукцию многих предприятий РБ неконкурентоспособной на внешнем рынке и недоступной для внутреннего пользования.

При разработке нового налогового Законодательства РБ целесообразно было бы учесть следующие основные организационные принципы построения Республиканской налоговой системы:

Þ Определение минимального количества налогов и их чётких источников;

Þ Обложение реальных величин доходов;

Þ Полный охват всех доходов фирм различных форм собственности;

Þ Определение оптимального уровня налоговых ставок;

Þ Равные требования ко всем субъектам хозяйствования независимо от форм собственности;

Þ Исключение двойного налогообложения одних и тех же доходов;

Þ Обеспечение сбалансированности финансовых средств на всех уровнях бюджета, субъектов хозяйствования и населения;

Þ Чёткая формулировка законодательных актов по налогообложению;

Þ Унификация налогообложения РБ с налоговыми системами других стран.

 

 

 

 

ТЕМА 14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ.

 

 

 

В любом обществе осуществляется непрерывный процесс производства, распределения, обмена и потребления. Существование общества немыслимо без этого процесса. В основе производства, распределения, обмена и потребления лежит присущий данному обществу тип собственности. Суть собственности состоит в присвоении предметов и благ природы в процессе производства.

Экономические отношения собственности – это исторически сложившийся тип общественных отношений, в рамках которых осуществляется присвоение средств производства и предметов потребления.

С проблемами собственности мы сталкивается ежедневно в течение всей жизни.

В основе множества конфликтов – от мелкой ссоры в универмаге до мировой войны – лежит неумение или нежелание провести границы между «мое» и «чужое». Результатом неопределенности типа «наше» является бесхозяйственность. Итак, «мое», «чужое», «наше» - целый гордиев узел, разрубить который можно только поняв влияние собственности на функционирование экономической системы, поведение правительства, распределение дохода.

Отсутствие подлинно хозяйского отношения производства так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, руководители и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий – в сохранении своей должности.

Отношение собственности можно представить как два полюса. На одном из которых – частная собственность, на другом - общественная собственность. Отношения частной собственности строятся на обособленном присвоении факторов и результатов производства, общественной – на совместном присвоении.

В реальной действительности в «чистом виде» частная и общественная собственности встречаются редко. Имеются различные варианты переплетения частного и общественного начал, воплощающиеся в многообразных формах собственности: индивидуальной, групповой различного рода (кооперативной, паевой, акционерной и т.д.), государственной.

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.

В Республике Беларусь на начало 2001 года было зарегистрировано порядка 200 тыс. хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности, в том числе:

– почти 50 тыс. субъектов с образованием юридического лица;

– более 150 тыс. субъектов без образования юридического лица.

Среди субъектов с образованием юридического лица около 5 % составляют акционерные общества, порядка 9 % - иностранные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями.

В негосударственном секторе экономики сосредоточено около 28 % основных фондов. Всего в негосударственном секторе прямо или косвенно занято около 1,4 млн. человек, что составляет более 30 % экономически активного населения страны.

Негосударственным сектором экономики в настоящее время производится более 40 % общего объема продукции. Удельный вес поступлений в бюджет республики от предпринимательских структур в 2000 году составил 16%.

Из почти 50 тысяч предприятий негосударственного сектора примерно половина являются субъектами малого предпринимательства. В малом бизнесе, включая и индивидуальных предпринимателей, занято 8% экономически активного населения РБ.

На долю малых предприятий и индивидуальных предпринимателей приходится:

– 5,0% объема промышленной продукции;

– более 30% объема розничного товарооборота;

– около 10% общего объема итоговых поступлений в бюджет.

Все это, вроде бы, хорошо, но за последние четыре года, т.е. с момента перерегистрации предпринимательских структур, их общее количество в РБ сократилось более чем на 30%. Если принять во внимание, что более 40% предприятий либо убыточны, либо выходят в лучшем случае на ноль, то при сохранении всех параметров экономической среды следует ожидать дальнейшего снижения числа официально зарегистрированных и платящих налоги предпринимателей.

Слабое развитие негосударственного сектора экономики привело к тому, что по уровню прямых иностранных инвестиций в экономику страны РБ относится к 4-ой группе – «Страны с низким уровнем ПИИ: страны с переходной экономикой, которые не имеют богатых ресурсов, не достигли высокого уровня экономического роста и не привлекли значимого объема ПИИ».

Низкие темпы акционирования государственных предприятий затрудняют реализацию законного права граждан на конвертацию именных приватизационных чеков «Имущество» в ценные бумаги предприятия. К настоящему времени лишь 41% граждан использовали свои чеки, а обеспеченность выданных сертификатов приватизируемым имуществом составляет всего лишь 56%.

Очень трудно сегодня живется предпринимателю в Беларуси. Десятки тысяч чиновников в поте лица принимают нормативные акты, следят, контролируют, регулируют, стимулируют, забывая во имя чего и кого.

Хозяин не защищен законом. Наоборот, закон создает прекрасные возможности для чиновника конфисковать его частный капитал, регулировать его деятельность от рождения (регистрации) до гроба (ликвидации).

 

 

В августе 2000 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь одобрена Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг. Одна из основных задач новой Концепции – оптимизация количества государственных предприятий.

В создании эффективной системы управления государственным имуществом приватизацию следует рассматривать как важнейшую часть этого процесса. Без нее нет реформ. Государство не в состоянии управлять всем тем большим объемом собственности, которое находится в его ведении.

В целях совершенствования правовой приватизации Мингосимуществом подготовлена новая редакция Закона о разгосударствлении и приватизации государственного имущества в РБ.

Хотелось бы верить, что в стране будут, наконец, сделаны решительные шаги по реформированию экономики. Ведь вся история развития человечества показала: при всех недостатках капитализма реальной ему альтернативы для страны, желающей стать богатой и процветающей, нет.

В Беларуси за 10 лет так и не созданы, к сожалению, стимулирующие экономические, правовые, политические, организационные и психологические предпосылки для эффективной поддержки и развития предпринимательства. Помощь «друга»-государства – хуже пакостей врага-конкурента.

В Беларуси почти 65% субъектов малого и среднего бизнеса отмечают отсутствие достаточной правовой защиты их деятельности.

Практически нет субъектов, которые считают, что их имущественные права защищены, что ещё раз свидетельствует об остром кризисе института частной собственности в стране.

Нет гарантий собственности – нет богатства, нет богатства – нет рабочих мест, нет рабочих мест – нет социальных программ, а есть бедность, нищета и разруха. Эта простая логика до сих пор недоступна белорусским чиновникам, которые видят в предпринимательстве лишь дойную корову, которую не надо ни кормить, ни поить, ни выгуливать. Очевидно, они перепутали коров с кокосовыми орехами, которые тоже дают молоко и не требуют импорта кормов, зерна и энергоресурсов.

Руководители малого бизнеса обладают достаточно высоким профессинально-образовательным потенциалом: почти 65% из них имеют высшее образование, более 25% имеют среднее специальное и незаконченное высшее. Но эти далеко не глупые люди не могут найти надежные источники экономической, юридической и другой информации, необходимой для нормального ведения бизнеса. Это свидетельствует об отсутствии эффективных механизмов передачи информации от органов власти непосредственно на микроуровень.

Что же делать? Нет, это не сложный философский вопрос, требующий осознания всей истории развития человечества. Достаточно внимательно изучить ответы предпринимателей на данный вопрос, а потом проявить политическую волю и освободить человека от государственных пут.

Слова Каупертуэйста, в свое время лидера Гонконга, должны быть выгравированы в здании каждого парламента мира. «В долгосрочной перспективе совокупные решения индивидуальных бизнесменов, которые сами оценивают экономическое состояние, пусть даже часто не правильно, причиняют гораздо меньше вреда, чем централизованные решения правительства. При этом ущерб от индивидуальных решений устраняется гораздо быстрее и дешевле». К мнению человека, внесшего большой вклад в создание одного из самых показательных экономических чудес мира, стоило бы прислушаться. Что делать, чтобы улучшить жизнь малого бизнеса? Вот мнение самого бизнеса:

Основные меры % респондентов (всего по республике)
● Упрощение налоговой системы ● Улучшение законодательства по частному предпринимательству ● Упрощение организационных процедур (регистрация, перерегистрация, лицензирование и так далее) ● Развитие системы финансовой поддержки малых предприятий ● Ускорение приватизации малых и средних предприятий ● Улучшение отношения местных органов власти ● Изменение отношения населения к предпринимательству ● Расширение возможностей покупки, аренды помещений ● Дальнейшее развитие существующей инфрастуктуры поддержки малого бизнеса ● Создание легкодоступной сети бизнес-услуг ● Создание объединений(союзов, ассоциаций) предпринимателей 72,0   59,3   42,8   39,5 21,4 20,6   15,0 10,7   8,7 7,6   4,2  

 

 

ТОЗИК Александр Афанасьевич

 

 

ЭКОНОМИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

Учебное пособие

 

Редактор

Компьютерная вёрстка

 
 


Подписано в печать. 2002.

Формат 60х84 1/16. Бумага типографская № 2

Печать офсетная. Гарнитура книжно-журнальная.

Усл. печ. л..Уч.-изд.л.. Тираж 100. Заказ.

 
 


Издатель полиграфическое исполнение:

Белорусская государственная политехническая академия

Лицензия ЛВ № 155 от 30.01.98. 220027, Минск, проспект Ф.Скорины, 65

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.