Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие экспрессивной речи




Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Развитие импрессивной речи.

Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами.

1. Имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части тела.

2. Семья.

3. Осень, изменения, происходящие осенью.

4. Овощи.

1. Фрукты.

2. Одежда, обувь для осени.

3. Игрушки.

4. Посуда.

1. Домашние животные.

2. Домашние птицы.

3. Дикие животные.

4. Новогодние праздники.

1. Зима.

2. Зимние развлечения.

3. Дикие животные.

4. Птицы зимой- ворона, воробей, синица.

1. Машина, поезд.

2. Кораблик.

3. Самолет.

4. Профессии людей, которые управляют транспортом.

1. Мама.

2. Повар, врач, водитель.

3. Части суток.

4. Дом, мебель.

1. Весна.

2. Дикие животные весной.

3. Птицы весной.

1. Деревья.

2. Цветы.

3. Насекомые.

Рекомендации по развитию импрессивной речи

у детей с задержкой речевого развития.

 

На первых порах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там- тут, открой- закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол». «возьми книгу с полки».

Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из 2-4 слов, повторяя их2-3 раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Слова произносятся с выделением ударного слога.

- Игра «поручение». Выполнять сначала одну, затем две, три инструкции. «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

- «Делай, что я сказала». Игры с показом действий, обозначенного словом.

-Мы идем: топ-топ. (Дети идут за взрослым).

-Побежали: шлеп-шлеп. (Дети бегут)

-И устали: стоп! (Дети останавливаются)

После нескольких повторений дети выполняют эти движения самостоятельно.

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов(величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

«Классификация».

- Выбери все машинки.

- Принеси всех кукол.

- Выбери все шарики.

- Принеси все кружки.

- Принеси все красные фигуры.

- Принеси все большие.

«Грибки». Использовать мозаику красного цвета.

Взрослый: Найди такой грибок.

Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.

Взрослый(показывает два пальца): два грибка.

Ребенок повторяет движения, показывая два пальца.

Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же…

«Яблонька». Взрослый заранее выкладывает контур дерева.

Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (красная мозаика). Найди такое же.

Ребенок находит и закрепляет к основе.

Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот сколько, два(показывает два пальца).

Ребенок показывает два пальца.

Взрослый(закрепляет зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Упали яблочки. (Перенести вниз под яблоньку).

В формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

«Умный пальчик». Разложены картинки с изображением предметов.

Взрослый: «Покажи лошадку, покажи куклу…»

Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.

Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик…»

Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит…»

Следующий этап развития понимания речи- понимание форм слов: «Покажи, где стол- где столик, где мяч- где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом».

Детям с ЗРР особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет- мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала- машина приехала, пальто застегнули- расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал- Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит- летят).

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) различных частей речи: (день- ночь, много- мало, высоко- низко, длинная- короткая).

Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: рисуем короткую дорожку- рисуем короткую; на большой тарелке много ягод- на маленькой мало.

Главным в развитии пассивного словаря ребенка является речь взрослых, окружающих детей. Она должна быть правильной, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками, но в то же время простой, не загроможденной лишними словами.

 

 

Т.А. Датешидзе, с.12 «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития»

В работе с детьми с ЗРР – создавать потребность подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. Дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной звуковой форме.

Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Подними ладошки выше поднимает ладони.

И сложи над головой. Складывает ладони над головой

Под углом друг к другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.