КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие зрительного восприятия
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ Показателем успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов: - строения артикуляционного аппарата; - умения ощущать движения органов артикуляции; - функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, у соматически ослабленных детей и детей с задержкой психического развития. Важной частью работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Например: уточняем и закрепляем произношение /А/. Перед произнесением этого звука проводим упражнения для подвижности нижней челюсти: «домик», «птенчики». Движения должны быть ненапряженными, ритмичными, точными.
Т.А. Датешидзе с.61 «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗРР»
Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета- к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме. Основные задачи развития зрительного восприятия: 1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями (например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплект одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т.д.) 2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик»- по торчащим ушкам). 3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. 4. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке. 5. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия. 6. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончиках?»). 7. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
Примеры игр и упражнений в приложении 2.
Т.А. Датешидзе с.62 «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗРР» РАБОТА ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку у каждого процесс формирования навыков звукопроизношения происходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки: - гласные А, О, У, И; - согласные М, Мь, Н, Нь, П, Пь, Т, Ть, Д, Дь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, К, Кь, Г, Гь, Х, Хь; - дифтонги Я, Ё, Ю, Е. При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели в ситуации нормы. У детей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произнесение гласных. Поэтому работу по вызыванию звуков речи у таких детей следует начинать с гласных звуков, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. При возможности вводить вызванный звук в звукоподражание, слово, иногда в элементарную фразу.
Примеры игр и упражнений в приложении 3.
Т.А. Датешидзе с.65 «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗРР»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с неговорящими детьми уделяется особое внимание. Примерные варианты игр. - «Узнай фрукт по запаху» (правильный вдох). - «Дождик» (ритм и темп звукоподражания «КАП»). - «Машинки покатились с горки» (работа над диафрагмальным дыханием). - «Самовар» («подуть на парок над самоваром»- длительный выдох). - «Кошка и котята» (звукоподражания голосом разной высоты). - «Курочка и цыплята» (звукоподражания голосом разной высоты). - «Далеко- близко» (развивать силу голоса: «зайчики стоят далеко- играют на барабанчиках тихо; стоят близко- играют громко» - «БАМ, БОМ, БУМ»). - «Нюхаем приятные запахи» («как пахнет елочка, мандаринчик, яблочко»). - «Ига с варежкой» («Маша варежку надела…»- вопросительные и восклицательные интонации). - «Дуем в соломинку, опущенную воду» (правильный выдох). - Темп и ритм звукоподражания: «ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ». - «Дуем на дымок из трубы паровоза». - «Паровозик» (работа над силой голоса- «паровозик гудит тихо, он уехал далеко», «паровозик гудит громко, он подъехал близко»). - «Дуем на кораблик, плывущий по воде» (работа над длительным речевым выдохом). - «Самолетики» (работа над выстой голоса: «самолет летит высоко»- звукоподражание высоким голоса, «самолет летит низко»- звукоподражение низким голосом). - «Фредя- бредя…» (…съел медведя! Упал в яму! Крикнул мама!- отрабатывать восклицательную интонацию). - «Я-я-я-я» (договаривание местоимения «Я» в ритме стихотворения: «кто умеет чисто мыться?…») - «Погасим свечку» (выдох на пламя свечи). - «Ветерок дует на занавесочку» (развитие длительного речевого выдоха). - «Дуть на листочки» (вырабатывать длительный речевой выдох). - «Лесные тропинки» («топ-топ-топ»- произносить громким голосом, «животное близко»; тихим голосом- «животное далеко»). - «Высоко- низко» (произносить «пи-пи» высоким и низким голосом на длительном выдохе).
Примеры игр и упражнений в приложении 4. Т.А. Датешидзе с.66 «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗРР»
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |