Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фольклор для маленьких




Преддошкольный с года до трех лет.

Становление функций речи у детей.

Ж/Л “Логопед”, №1, 2004, с.59

 

 

Ведущая деятельность этого возраста предметная.

1 вид предметной деятельности- исследовательская. Все предметы исследуются через сенсорные каналы. Исследовательская предметная деятельность перерастает в манипулятивную. Манипуляции нужны, чтобы узнать функциональное назначение предметов. В связи с этим начинает формироваться словарь.

2 вид, когда предметная деятельность пораждает функции речи.

1 функция- назывная. Ребенок попадая в мир предметов узнает, что у каждого предмета есть имя.

2 функция- коммуникативная. Перерождение назывной функции (когда почемучки заговорили).

3 функция- когнитивная (познавательная). В практической деятельности у ребенка начинают накапливаться лексемы (обозначение отдельных предметов или сущ-ые; действия предметов- глаголы; признаки- прилагательные).

По статистике Аркина за первый год ребенок усваивает около 9 слов;

К 1,5 годам число слов около 39;

К 2 годам примерно 250-300 слов;

В 2,5-3г. до 1000 слов, это- синзитивный период для развития лексики. Нельзя упускать возможность, нужно много заниматься ребенком.

К 4-м годам в словаре ребенка около 2000 слов, накопление идет медленными темпами. Все это подготавливает базу для диалогической речи. Значение диалогической речи в общении ребенка со взрослым в рамках ведущей деятельности.

 

 

Что может духовно обогатить среду малыша? Народное поэтическое слово. Из поколения в поколение звучат материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки, басенки. Пользу малых поэтических жанров доказывать не приходится.

Ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена прежде всего из высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями- речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма. Неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Фольклор ценен для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакции на слова. При этом возникает цепь слуховых ориентировочных реакций, позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активизирующее воздействие оказывает, во –первых, речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, оказывает ей предпочтение. Во- вторых, очевидно активирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний («баю, баю, баю, бай»)

Повторяющиеся звукосочетания, не несут какого-либо смыслового содержания. Но они побуждают его невольно вслушиваться в звучащую речь, рассчитанную на развивающуюся подражательную способность.

Звукосочетания используют с ритмическим движениям рук.

Таким образом, развитие речевых навыков и умений приходит к детям параллельно с развитием ручных умений.

Ученые считают, что в первые три месяца жизни занятия следует направлять на восприятие интонационной системы языка (утвердительная, вопросительная, восклицательная). «Ладушки…»

Установлено, что в крике новорожденного имеется интонационная структура, запрограммированная на подкорковом уровне. Это позволяет младенцу выделять интонации человеческого голоса раньше, чем фонемы родного языка.

Для занятий с младенцами полезны произведения, которые содержат звукоподражания музыкальным инструментам («ой, ду-ду-ду-ду»; «трень-брень..»)

Постепенно в активном звукопроизношении ребенка вначале появляются гласные А, О, Ы, затем гортанные, близкие к согласным Г, К, Х, несколько позднее- близкие к губным М, Б, П, Н, Д, Т, В.

В 4-5 месяцев, взрослый побуждает ребенка к гулению.

В 5-6 месяцев, ребенок начинает лепетать. Вначале ребенок повторяет за взрослым отдельные звуки, потом наступает очередь подражания отдельным слогам.

Малые фольклорные формы- прекрасные речевой материал, на основе которого у ребенка уже во втором полугодии начинает отрабатываться понимание текста.

Используя перлы народной педагогики и мудрости, взрослый привносит посредством умелой интерпритации слова, жеста, действия и смысловое содержание- открывает ребенку в доступной форме.

В 6-9 месяцев ребенок начинает выполнять действия по слову «дай», «покажи», «сделай».

С 9-12 месяцев у ребенка возникает новый тип речевого развития- умение подражать слогам. («водичка» «ди»).

Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.