Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волновой характер инновационных процессов. Инновационный менеджмент




Г

Инновационный менеджмент.

 

Учебное пособие.

 

 

Москва,


Рис. Эффективность затрат на НИОКР на разных стадиях жизненного цикла изделий, производимых с использованием двух разных технологий (А и Б).

В истории преодоление технологических разрывов происходило достаточно часто, но при этом экономисты убеждены, что волны нововведений, связанные с преодолением технологических разрывов, за последние 250 лет возникали более или менее регулярно—примерно 50-летними циклами. В первые несколько лет цикла происходит накопление нового технологического потенциала. Потом наступает период, когда далеко идущие нововведения набирают наибольшую силу, а затем в ходе их коммерческой эксплуатации темп событий постепенно замедляется. Эту закономерность сформулировал русский экономист Н. Кондратьев. В 1930 г. его поддержал немецкий экономист И. Шумпетер. Он показал, что первая волна продолжалась с 1790 по 1840 г., и в ее основе лежали преимущественно новые технологии в текстильной промышленности, использовавшие возможности угля и энергии пара. Вторая волна охватила 1840— 1890 гг. и непосредственно связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства. Третья волна (1890—1940 гг.) базировалась на электроэнергии, успехах химии и двигателях внутреннего сгорания. Текущая четвертая волна (с 1940 по 1990-е гг.) базируется на электронике, однако темп нововведений может и не остановиться, как это было между предшествующими циклами. Американский экономист К. Фримен полагает, что биотехнология станет по меньшей мере частью базы пятой волны Кондратьева, которая, возможно, уже началась.

Перед лицом происходящих и грядущих перемен руководители обязаны переосмыслить свое отношение к технологии и выработать подходы, помогающие преодолевать технологические разрывы в периоды волнового подъема инновационных процессов производства продукции, относящейся к категории «собак». Сплошные стрелки на рис. показывают перераспределение средств от «дойных коров» в пользу «звезд» и «диких кошек».

Таким образом, матрица «рост рынка—доля рынка» предоставляет в распоряжение руководства фирм инструмент, облегчающий ему выполнение следующих двух важных функций: принятие решений о завоевании стратегических позиций на рынке и распределение стратегических денежных средств. Практика использования этой матрицы подтвердила ее полезность.

Примечание.

1. Уровень рентабельности продукции обозначен приведенными ниже знаками:

- Плохо - Удовлетворительно -Хорошо

2. Различные виды продукции фирмы классифицированы по двум параметрам (рост рынка и доля рынка фирмы) на четыре группы: "Звезда", "Корова", "Собака", "Дикая кошка".

Рис. Предпосылки успеха или неудачи (для продукции фирмы), выявленные с помощью матрицы «рост рынка—доля рынка»

Любая фирма должна стремиться к установлению равновесия финансовых средств путем использования средств, поступающих от продаж «дойных коров», и средств, высвобождаемых за счет избавления от «собак», для укрепления позиций «звезд» и «диких кошек». НИОКР, наряду с другими видами деятельности фирмы, также нацелены на укрепление позиций, определенных портфелем продукции. В отдельных случаях НИОКР, ориентированные на преодоление технологических разрывов, могут молниеносно привести к «звездам» и тем самым обеспечить фирме ведущие позиции на быстро растущем рынке. Совершенно другой характер имеют место НИОКР, нацеленные на совершенствование продукции, относящейся к категории «диких кошек». Как правило, рыночное положение «диких кошек» улучшается постепенно в ходе жесткой конкуренции. НИОКР направляются также на поддержание сильных позиций фирмы на зрелых рынках. «Дойные коровы» на этих рынках приносят фирме большую часть доходов. Таким образом, стратегия в области НИОКР может определяться, исходя из продуктовой стратегии фирмы. При этом косвенно из портфеля продукции можно выработать научно-техническую программу. В действительности ни одна фирма не рассматривает свою стратегию НИОКР односторонне вытекающей из продуктовой. Напротив, при определении продуктовой стратегии учитывается, в каких областях техники и технологии позиции фирмы наиболее сильные. Для этого фирма «Сименс» (ФРГ), например, использует «матрицу портфеля технологий» (рис).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.