КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Блок самоанализа.
Социометрия. Одним из традиционных методов изучения психологического климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных детей, наличие микрогрупп, наличие конфликтов как между отдельными детьми, так и между микрогруппами. Использование данного метода в детском саду также позволило выявить еще одно его применение — оценка стиля взаимодействия воспитателя с детьми. Социометрия — это метод, когда каждый член группы выбирает наиболее симпатичных ему людей. В детском саду социометрию целесообразно проводить в старших и подготовительных группах. В более раннем возрасте дети еще не способны к установлению стабильных межличностных отношений. Взаимоотношения детей младше 5 лет носят ситуативный и временный характер (угостил меня конфеткой — ты мой друг, толкнул меня — больше с тобой не дружу). Для проведения социометрии с детьми дошкольного возраста необходимо создание игровой ситуации. Т. А. Репина в своей книге «Социально-психологическая характеристика группы детского сада» предлагает проводить социометрическую игру «Секрет». Для этого необходимо подготовить по 3 красочные картинки на каждого ребенка. Взрослый (лучше, если это будет посторонний человек — психолог или методист, но допускается и проведение данной игры и воспитателем) говорит ребенку: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты можешь подарить эти три картинки тем детям, которым захочешь, только каждому по одной» (положительный выбор). У ребенка можно спросить также, кому из детей он бы ни за что не подарил бы картинку (отрицательный выбор). В ходе игры взрослый выясняет у ребенка, почему он выбрал именно этих детей. Все ответы фиксируются на отдельном листе. Игра организовывается так, чтобы дети, прошедшие процедуру, не встречались с теми детьми, которым она предстоит. Например, перед прогулкой. Результаты социометрии можно считать достоверными, если через эту процедуру прошли более 80% детей группы. Анализ результатов проводится в следующих направлениях! (содержание анализа социометрии в группе детского сада описано на основе диссертационного исследования автора). 1. Количество положительных выборов, полученных каждым! ребенком. Так как каждому ребенку предлагается выбрать 3-х I сверстников, то при равномерном распределении выборов! каждый член группы должен бы получить 3 «голоса». Исходя из этого, получение ребенком 2—4 выборов можно считать нормальным, средним. Ребенок, получивший 5-6 выборов, — популярен, а получивший 7 и более выборов — «звезда». Необходимо помнить, что в группе с благополучным психологическим климатом «звездами» становятся инициативные, доброжелательные, отзывчивые дети, а с неблагополучным — «любимцы» воспитателей, послушные дети, обычно — девочки. 2. Количество изолированных детей, т. е. детей, которых никто не выбрал (0 положительных выборов). Изоляция некоторых детей часто связана с тем, что эти ребята систематически отсутствуют (часто болеют), а также с низким уровнем сформированности у них разнообразных умений и навыков, в том числе навыков в общении. В группе с благополучным психологическим климатом количество таких детей не превышает 1—2. Если изолированных детей более 25%,I это свидетельствует о неблагополучии в группе и должно серьезно насторожить педагогов.I 3. Количество отверженных детей, т. е. детей, которые получили отрицательные выборы от более, чем половины детей. Причина отвержения детей кроется чаще всего в их конфликтном поведении. Можно выделить внутренние и внешние предпосылки конфликтного поведения. К первым относятся повышенная активность и способность испытывать эмоцию гнева, а ко вторым — раздражительность родителей и конфликтные внутрисемейные отношения. Среди причин конфликтов у дошкольников хотелось бы отметить перенос конфликтных взаимоотношений с себя на других (например, физические наказания в семье) и накопление отрицательных эмоций, отрицательное самочувствие, с которым ребенок не в силах справиться в условиях группы. 4. Количество взаимных выборов, т. е. сколько детей выбрали друг друга. В группе с благополучным психологическим климатом взаимными выборами объединены практически все дети (не менее 80%). Если взаимными выборами объединено 60% детей и менее — это существенный признак психологического неблагополучия в группе. 5. Структура взаимных выборов, которая анализируется с помощью социограммы. Различают следующие основные структуры — диады (взаимными выбором объедены два ребенка), линейная связь (взаимным выбором последовательно объединены 3 и более человек), «кольцо» (социограмма взаимных выборов образует замкнутую линию), «звезда» (один ребенок находится как бы в центре структуры) (рис. 3). Также возможно сочетание различных структур в одной социограмме. При этом, чем сложнее структура взаимных выборов в группе, тем выше уровень ее развития. 6. Мотивы выбора сверстника, т. е. те его качества, ради которых дошкольник вступает в общение. Выделяют три группы мотивов выбора, имеющие свою иерархию. Самым значимым, важным для дошкольника в сверстнике является (в порядке убывания): • его умение играть — это и умение придумать новое развитие знакомой игры, и организовать игру среди детей, и хорошо играть свою роль («умеет играть», «с ним интересно», «с ним весело играть»); • его личностные качества — доброта, неконфликтность, щедрость и т. д. («добрый», «хороший», «честный», «не обижает никого»); • инструментальные навыки — умение рисовать, петь, строить из конструктора и т. д.
«звезда» Рис. 3. Примеры основных структур социограммы
Встречаются ответы детей, основанные на оценках воспитателя («послушный», «хорошо кровать застилает» и др.), а также случайные причины выбора («рядом живем», «сегодня дал в машинку поиграть» и др.). На основе выделенных показателей можно определить тип психологического климата в группе, а также доминирующий стиль общения воспитателей с детьми. 1-й тип: отсутствие изолированных детей, среднее количество выборов, полученных каждым ребенком, — 1—4, максимальное количество выборов — 5-6. Выборы, в основном однополые (девочки выбирают девочек, мальчики — мальчиков), что является нормальным для детей 5—7 лет. Взаимными выборами охвачено более 90% детей группы, социограмма имеет сложную структуру: сочетание «звезды» и «кольца», «кольца» и «линии» и др. (рис. 4). При выборе сверстников, дошкольники ориентируются на их внутренние (психологические) качества — игровые умения, качества личности, дружеские отношения. В группе детей объединяют прочные межличностные связи, преобладает дружеская атмосфера, дети организовываются в игровые объединения самостоятельно, без видимого руководства со стороны воспитателей. Формированию этого типа климата способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми, учет их мнения детей при решении тех или иных вопросов. 2-й тип: большое количество изолированных детей (порядка 30%), максимальное количество выборов, полученных «звездами», — 8—9. Около 30% детей выбирают сверстника противоположного пола, что не характерно для детей 5—7 лет. Большое число выборов детей противоположного пола объясняется тем, что при наличии множества ограничений и запретов со стороны
Рис. 4. Социограмма взаимных выборов в группе с 1-м типом психологического климата (пример). Дать самоанализ личности и практической деятельности, опираясь на следующие методики: 1. Самооценка эмпатических способностей. 2. Оценка уровня общительности 3. Сформирован ли у вас педагогический такт? 4. Оценка профессиональной направленности личности воспитателя. 5. Методика «Проверьте, какой вы педагог». 6. Самооценка педагога. 7. Стиль педагогического общения. 8. Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |