Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок самоанализа.




Социометрия.

Одним из традиционных методов изучения психологичес­кого климата в группе является социометрия, которая позволя­ет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличност­ных отношений, выявить лидеров и отверженных детей, на­личие микрогрупп, наличие конфликтов как между отдельны­ми детьми, так и между микрогруппами. Использование дан­ного метода в детском саду также позволило выявить еще одно его применение — оценка стиля взаимодействия воспитателя с детьми.

Социометрия — это метод, когда каждый член группы выби­рает наиболее симпатичных ему людей. В детском саду социометрию целесообразно проводить в старших и подготовитель­ных группах. В более раннем возрасте дети еще не способны к установлению стабильных межличностных отношений. Вза­имоотношения детей младше 5 лет носят ситуативный и вре­менный характер (угостил меня конфеткой — ты мой друг, толкнул меня — больше с тобой не дружу).

Для проведения социометрии с детьми дошкольного возра­ста необходимо создание игровой ситуации. Т. А. Репина в своей книге «Социально-психологическая характеристика группы детского сада» предлагает проводить социометричес­кую игру «Секрет». Для этого необходимо подготовить по 3 красочные картинки на каждого ребенка. Взрослый (лучше, если это будет посторонний человек — психолог или методист, но допускается и проведение данной игры и воспитате­лем) говорит ребенку: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу кра­сивые картинки. Ты можешь подарить эти три картинки тем детям, которым захочешь, только каждому по одной» (поло­жительный выбор). У ребенка можно спросить также, кому из детей он бы ни за что не подарил бы картинку (отрицатель­ный выбор).

В ходе игры взрослый выясняет у ребенка, почему он вы­брал именно этих детей. Все ответы фиксируются на отдель­ном листе.

Игра организовывается так, чтобы дети, прошедшие про­цедуру, не встречались с теми детьми, которым она предстоит. Например, перед прогулкой.

Результаты социометрии можно считать достоверными, если через эту процедуру прошли более 80% детей группы.

Анализ результатов проводится в следующих направлениях! (содержание анализа социометрии в группе детского сада описано на основе диссертационного исследования автора).

1. Количество положительных выборов, полученных каждым! ребенком. Так как каждому ребенку предлагается выбрать 3-х I сверстников, то при равномерном распределении выборов! каждый член группы должен бы получить 3 «голоса». Исходя из этого, получение ребенком 2—4 выборов можно считать нормальным, средним. Ребенок, получивший 5-6 выборов, — популярен, а получивший 7 и более выборов — «звезда». Необходимо помнить, что в группе с благополучным психологическим климатом «звездами» становятся инициативные, доброжелательные, отзывчивые дети, а с неблагополучным — «любимцы» воспитателей, послушные дети, обычно — девочки.

2. Количество изолированных детей, т. е. детей, которых никто не выбрал (0 положительных выборов). Изоляция некоторых детей часто связана с тем, что эти ребята систематически отсутствуют (часто болеют), а также с низким уровнем сформированности у них разнообразных умений и навыков, в том числе навыков в общении. В группе с благополучным психологическим климатом количество таких детей не превышает 1—2. Если изолированных детей более 25%,I это свидетельствует о неблагополучии в группе и должно серьезно насторожить педагогов.I

3. Количество отверженных детей, т. е. детей, которые полу­чили отрицательные выборы от более, чем половины детей. Причина отвержения детей кроется чаще всего в их конфликт­ном поведении. Можно выделить внутренние и внешние пред­посылки конфликтного поведения. К первым относятся повы­шенная активность и способность испытывать эмоцию гнева, а ко вторым — раздражительность родителей и конфликтные внутрисемейные отношения. Среди причин конфликтов у до­школьников хотелось бы отметить перенос конфликтных взаимоотношений с себя на других (например, физические наказа­ния в семье) и накопление отрицательных эмоций, отрицатель­ное самочувствие, с которым ребенок не в силах справиться в условиях группы.

4. Количество взаимных выборов, т. е. сколько детей выбрали друг друга. В группе с благополучным психологическим клима­том взаимными выборами объединены практически все дети (не менее 80%). Если взаимными выборами объединено 60% детей и менее — это существенный признак психологического неблагополучия в группе.

5. Структура взаимных выборов, которая анализируется с по­мощью социограммы. Различают следующие основные струк­туры — диады (взаимными выбором объедены два ребенка), ли­нейная связь (взаимным выбором последовательно объединены 3 и более человек), «кольцо» (социограмма взаимных выборов образует замкнутую линию), «звезда» (один ребенок находится как бы в центре структуры) (рис. 3). Также возможно сочетание различных структур в одной социограмме. При этом, чем слож­нее структура взаимных выборов в группе, тем выше уровень ее развития.

6. Мотивы выбора сверстника, т. е. те его качества, ради которых дошкольник вступает в общение. Выделяют три группы мотивов выбора, имеющие свою иерархию. Самым значимым, важным для дошкольника в сверстнике является (в порядке убывания):

его умение играть — это и умение придумать новое разви­тие знакомой игры, и организовать игру среди детей, и хо­рошо играть свою роль («умеет играть», «с ним интерес­но», «с ним весело играть»);

его личностные качества — доброта, неконфликтность, щедрость и т. д. («добрый», «хороший», «честный», «не обижает никого»);

инструментальные навыки — умение рисовать, петь, строить из конструктора и т. д.

 

«звезда» Рис. 3. Примеры основных структур социограммы

 

Встречаются ответы детей, основанные на оценках воспита­теля («послушный», «хорошо кровать застилает» и др.), а также случайные причины выбора («рядом живем», «сегодня дал в ма­шинку поиграть» и др.).

На основе выделенных показателей можно определить тип психологического климата в группе, а также доминирующий стиль общения воспитателей с детьми.

1-й тип: отсутствие изолированных детей, среднее количе­ство выборов, полученных каждым ребенком, — 1—4, макси­мальное количество выборов — 5-6. Выборы, в основном од­нополые (девочки выбирают девочек, мальчики — мальчи­ков), что является нормальным для детей 5—7 лет. Взаимными выборами охвачено более 90% детей группы, социограмма имеет сложную структуру: сочетание «звезды» и «кольца», «кольца» и «линии» и др. (рис. 4). При выборе сверстников, дошкольники ориентируются на их внутренние (психологи­ческие) качества — игровые умения, качества личности, дру­жеские отношения.

В группе детей объединяют прочные межличностные свя­зи, преобладает дружеская атмосфера, дети организовываются в игровые объединения самостоятельно, без видимого руко­водства со стороны воспитателей. Формированию этого типа климата способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми, учет их мнения детей при решении тех или иных вопросов.

2-й тип: большое количество изолированных детей (порядка 30%), максимальное количество выборов, полученных «звезда­ми», — 8—9. Около 30% детей выбирают сверстника противопо­ложного пола, что не характерно для детей 5—7 лет. Большое число выборов детей противоположного пола объясняется тем, что при наличии множества ограничений и запретов со стороны

 

Рис. 4. Социограмма взаимных выборов в группе с 1-м типом психологического климата (пример).

Дать самоанализ личности и практической деятельности, опираясь на следующие методики:

1. Самооценка эмпатических способностей.

2. Оценка уровня общительности

3. Сформирован ли у вас педагогический такт?

4. Оценка профессиональной направленности личности воспитателя.

5. Методика «Проверьте, какой вы педагог».

6. Самооценка педагога.

7. Стиль педагогического общения.

8. Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.