КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самооценка эмпатических способностей.
(тест А. Мехрабиана и Н. Энштейна). Источник: Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей. Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997. Важным моментом в профессиональной деятельности педагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное выполнение воспитательно-образовательных функций педагогом, да и простое общение с ребенком. В психологии данное качество обозначается как эмпатия. Эмпатия — это способность правильно воспринимать и понимать чувства другого человека, сопереживать ему. Это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность к эмпатии — необходимое; условие для развития такого профессионального качества педагога, как проницательность. Сочувствие побуждает педагога к помощи другому. Чем более устойчивы его альтруистические мотивы, тем шире круг людей, которому он, сочувствуя, помогает.
Инструкция. Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями. 1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко среди людей. 2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать. 3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства. 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют. 5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает рядом со мной. 6. Я считаю, что плакать от счастья глупо. 7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг. 8. Иногда песни о любви очень трогают меня. 9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости. 10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение. 11.Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными. 12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми. 13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют неверно. 14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки. 15. Одинокие люди часто недоброжелательны. 16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека. 17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо. 18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле. 19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо обращаются. 20. Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые люди вокруг меня заплачут. 21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. 22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьез принимают фильм, плачут и вздыхают. 23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются вообще бессмысленно. 24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют. 25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены. 26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются даже из-за пустяков. 27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных. 28. Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах. 29. Беспомощность старых людей меня угнетает. 30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие. 31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов. 32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих. 33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин. Обработка результатов Сосчитайте количество ваших ответов «да» на утверждения: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31, и количество ваших ответов «нет» на утверждения: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33. Далее высчитывается показатель эмпатических способностей: ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60: 33 + 20 20—30 — низкий уровень эмпатии. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действительно хотите работать педагогом? 31—45 — средний (нормальный) уровень эмпатии. Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. 46 и выше — высокий уровень эмпатии. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского) Источник: тест приводится по кн.: Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения \ Под ред. А. Карелина. М., 1997. Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми (в нашем случае, в основном, — с детьми) и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми затрудняет их обучение и воспитание. Инструкция. Предлагаем вам 16 вопросов. На каждый вопрос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «иногда». 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи её ожидание? 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, когда станет уже невмоготу? 3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? 4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать время и т. п.)? 7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам сто рублей, которые занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане или столовой вам дали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании? 12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете, это так? 14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор? 15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |