Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций




Пояснительная записка

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплинЫ

Главный секретарь, Судья НК Бериханова М.

 

Направление: 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Профиль:

«Логопедия»

Заочная форма обучения

 

 

Составитель:

к.п.н., доцент кафедры СППиПМ

Осипова Л.Б.

 

 

Челябинск 2015


Содержание

 

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 3

1.1. Пояснительная записка. 3

1.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 6

1.3. Образовательные технологии. 9

1.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 9

1.5. Содержание курса. 9

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.. 14

2.1. Тематическое планирование дисциплины.. 14

2.2. Содержание модульной (рабочей) программы.. 15

2.2.1. Модуль I. Место специальной психологии в системе научного знания. 15

2.2.2. Модуль II. Сущность феномена нарушенного развития. 21

2.2.3. Модуль III. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений. 27

2.2.4. Модуль IV. Специальная психология в реализации коррекционно-образовательных, реабилитационных и социально-адаптационных задач современного образовательного пространства 32

3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 37

3.1. Оценочные средства контроля сформированности компетенции. 37

3.2. Вопросы к экзамену. 39

3.3. Критерии оценивания знаний. 40

3.4. Темы рефератов. 41

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 43

4.1. Основные понятия. 43

4.2. Рекомендации к выполнению практических заданий самостоятельной работы.. 45

 

 


В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Специальная психология».

Курс «Специальная психология» тесно связан с дисциплинами «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.

Содержание данной учебной дисциплины разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 04.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль: логопедия.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности.

Специальная психология исходит из представления о структуре нарушения, первичном дефекте и вторичных отклонениях в психическом развитии, об общих и специфических закономерностях развития психики.

В рамках специальной психологии реализуется попытка сопоставить разнообразные параметры патогенных условий с различными сторонами нарушения процесса психического развития.

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам систему знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

Курс «Специальная психология» направлен на формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития. Студенты знакомятся с базовыми понятиями специальной психологии, основными факторами и видами нарушений психического развития.

Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при различных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности.

Курс включает в себя следующие модули:

1. «Место специальной психологии в системе научного знания»;

2. «Сущность феномена нарушенного развития»;

3. «Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений»;

4. «Специальная психология в реализации коррекционно-образовательных, реабилитационных и социально-адаптационных задач современного образовательного пространства».

Программой курса предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельная работа студентов. В лекционном курсе излагаются общие теоретические основы развития специальной психологии как науки; определяется значение влияния биологических и социальных факторов на психическое развитие; раскрываются особенности и закономерности развития детей с нормальным и отклоняющимся развитием; формируются представления о своеобразии сенсорного, интеллектуального, речевого, личностного развития и социальных отношений людей с отклонениями в развитии.

На практических (семинарских) занятиях уточняются и закрепляются теоретические знания студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение студентами общей и специальной отечественной и зарубежной литературы по темам курса и последующее создание материалов аналитического и обобщающего характера.

К каждой теме разработаны вопросы и задания для самостоятельной работы. В программе представлен список литературы, в которой отражено содержание данного курса.

Курс «Специальная психология» имеет общий объём 4 ЗЕТ (144 часа), из них 135 часов – аудиторная (18 часов: 10 часов – лекционные занятия, 8 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (117 часов); 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение I и II семестра.

Курс завершается экзаменом во II семестре.

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Компетенции Разделы (модули) дисциплины
       
ОПК-3 + + +  
ПК-3   + + +
ПК-5     + +

 


№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
  ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся   знать: - общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ; - общие методические аспекты специальной психологии: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы; уметь: - реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей с ОВЗ с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей; владеть: - методами анализа причин и механизмов формирования системных отклонений в развитии.
  ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ   знать: - классификации нарушений развития, характеристику различных вариантов дизонтогенеза; общие и специфические закономерности развития лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах; уметь: - анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития; владеть: - навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
  ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития знать: - современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ; - специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ; уметь: - осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений; - определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития; владеть: - приемами адаптации диагностических методик и стимульного материала с учетом структуры нарушений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.