Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9.3. Обоснование у правленческих решений c использованием метода маржинального анализа




Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта. Расширение производственной мощности целесообразно только при условии роста спроса в будущем. При снижении рыночного спроса мощности становятся избыточными со всеми вытекающими последствиями. При этом необходимым условием повышения эффективности использования капитала, вложенного в расширение материально-технической базы, является превышение темпов роста производства и реализации продукции над темпами прироста инвестиций в основные средства. Темпы роста прибыли должны опережать темпы прироста объёма продаж, а темпы роста объёмов производства должны опережать темпы роста постоянных затрат (с увеличением производственной мощности происходит увеличение суммы постоянных затрат). Оценивается также чувствительность прибыли, рентабельности, безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия к данному управленческому решению.

Пример обоснования решения об увеличении производственной мощности рассмотрим на конкретном примере (таблица 9.7).

Расчёты показывают, что при увеличении производственной мощности (объёма производства продукции) на 20 % сумма постоянных расходов увеличивается на 25%, а сумма прибыли возрастает всего лишь 12,5%. При этом зона безопасности предприятия уменьшается на 2,5 % (37,5-40), а срок окупаемости постоянных затрат увеличивается на 0,3 месяца (7,5-7,2). При таких показателях решение об увеличении производственной мощности принимать не целесообразно.

Таблица 9.7 - Обоснование управленческого решения об увеличении производственной мощности

Показатель 1-й вариант 2-й вариант Изменение, %
Объём производства продукции, шт      
Постоянные затраты, тыс. руб.      
Переменные затраты на единицу продукции, руб.      
Цена, руб.      
Выручка, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.     12,5
Безубыточный объём продаж, шт.      
Зона безопасности, %   37,5 -6,25
Срок окупаемости постоянных расходов, мес. 7,2 7,5 4,17
Показатели с учётом реализации возможностей ЭКО (снижения материалоёмкости продукции и повышения производительности труда): снижение переменных издержек на 5% при увеличении производственной мощности на 20%.
Переменные издержки на единицу продукции после проведенных улучшений     -5
Прибыль с учётом ЭКО, тыс. руб.      
Безубыточный объём продаж, шт.      
Зона безопасности, %      
Срок окупаемости постоянных расходов, мес. 7,2 7,0 -3

 

Однако, следует учитывать эффект кривой опыта (ЭКО), суть которого заключается в следующем: по мере увеличения объёма производства происходит постепенное снижение переменных затрат, связанное с повышением квалификации кадров, совершенствованием техники, технологии и организации производства, с повышением уровня стандартизации производственных процессов. Руководство предприятия должно постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции.

Как показывает опыт развитых стран, при каждом удвоении производства продукции вновь созданная стоимость на единицу продукции снижается примерно на 20-30%.

Допустим, что при увеличении производственной мощности на 20% переменные издержки на единицу продукции снизятся на 5% (за счёт снижения материалоёмкости и роста производительности труда) и составят 2, 85 тыс. руб.

Расчёты показывают (табл. 9.1), что увеличение производственной мощности с учётом реализации возможностей ЭКО выгодно для предприятия, так как оно получит прибыль в размере 5 400 тыс. руб., что на 35% больше, чем до увеличения производственной мощности, и темпы прироста прибыли теперь опережают темпы прироста объёма продаж (35%>20%). Безубыточный объём продаж снизился на 16% и составил 3488 шт., зона безопасности увеличилась на 2 % (42%-40%), срок окупаемости постоянных затрат уменьшился на 0,2 месяца (7-7,2).

Обоснование управленческого решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня. При спаде производства предприятие может принять решение о дополнительном заказе по цене ниже себестоимости продукции, так как за счёт наращивания объёмов производства оно может значительно снизить себестоимость единицы продукции получить прибыль. Рассмотрим этот случай на конкретном примере (таблица 9.8).

Таблица 9.8 – оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости

Показатель Ситуация 1 (100% заказов) Ситуация 2 (65% заказов) Ситуация 3
65% заказов Дополнитель- ный заказ
Производственная мощность предприятия, шт.        
Цена изделия, руб.        
Постоянные затраты, руб.        
Переменные расходы на изделие, руб.        
Себестоимость изделия, руб. 5000000/ 50000+60 50000000/ 32500+60   (5000000+200000)/(32500+12000)+ 60
Прибыль, руб. 50000*(200-60)-5000000 -450000 32500*(200-60)-5000000 -450000 32500*(200-60)+12000*(150-60)-(5000000+200000)
Безубыточный объём продаж, шт. 5000000/(200-60) 5000000/(200-60)   (5000000+200000)/ (150-60)
Зона безопасности, % 28,6 (50000-35714)/50000*100 -9,9 (32500-35714)/32500*100 -9,9 -29,8 32500+12000-57778/ (32500+12000)*100

 

Расчёты показывают, что с потерей доли рынка на 35% и уменьшения портфеля заказов предприятия до 32500 изделий (ситуация 2) при сохранении на том же уровне постоянных и переменных затраты в сопоставимых ценах предприятие стало убыточным (-450 тыс. руб.).

Чтобы избежать убытков предприятие соглашается на дополнительный выпуск продукции в объёме 12000 изделий по цене 150 руб., то есть ниже рыночной (ситуация 3). Кроме того, предприятие должно увеличить свои постоянные затраты на 200000 руб., связанные с реконструкторско-технологической подготовкой производства для данной партии изделий. Расчёты показывают, что даже на таких невыгодных условиях (цена ниже рыночной) решение является экономически оправданным, поскольку дополнительный заказ позволяет снизить себестоимость продукции до 117 руб. и получить прибыль в размере 5430 тыс. руб.

Обоснование решения «производить или покупать». Увеличение прибыли предприятия возможно за счёт обоснованного подхода к формированию материальных затрат на производство. Одной из статей затрат являются затраты на полуфабрикаты, комплектующие для изготовления основной продукции предприятия. Так как на уровень затрат непосредственное влияние оказывают стоимость покупных изделий и надёжность поставок перед руководством предприятия возникает вопрос что выгоднее: закупать полуфабрикаты и комплектующие на стороне или организовать собственное производство? Оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих и полуфабрикатов на стороне содействует минимизации затрат и увеличению прибыли.

Принимая решение о закупке полуфабрикатов и комплектующих у поставщиков или создании собственного производства, необходимо сопоставлять рыночную цену поставщика с маржинальной себестоимостью (без учёта постоянных расходов) производства данного полуфабриката. Предприятию будет выгодно создать собственное производство полуфабрикатов, если маржинальная себестоимость производства будет ниже закупочной цены. Рассмотрим это на конкретном примере.

Для ремонта техники требуются соответствующие детали, потребность которых составляет 4200 ед. в год. Предприятие закупает их на стороне по 420 руб. за единицу. Эти детали можно изготовить на оборудовании предприятия, которое позволяет производить 5000 ед. таких деталей в год. Постоянные затраты на содержание оборудования составляют 600 тыс. руб. в год, а переменные затраты на единицу продукции при изготовлении собственными средствами составляют 245 руб. Какое решение для предприятия является более выгодным: закупать детали или изготавливать собственными силами?

Решение:

Пусть Х – требуемое количество деталей в год, тогда:

Затраты предприятия при собственном изготовлении составят:

Зс.и = 600 + Х * 0,245 тыс. руб.

Затраты предприятия при покупке деталей на стороне:

Зв = Х * 0,420 тыс. руб.

Определим. При какой потребности в деталях стоимость их производства равна стоимости приобретения, для чего составим уравнение: Зс.и = Зв

600 + Х * 0,245 = Х * 0,420;

600 = Х * (0,420 – 0,245);

0,175 * Х = 600

Х = 600 / 0,175 = 3429 ед.

Расчёты показывают, что при годовой потребности в 3429 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 3429 ед. в год более экономным будет собственное производство, а при потребности меньше 3429 ед. для предприятия более выгодно их покупать.

Так как потребность в деталях составляет 4200 ед., то предприятию выгодно собственное производство деталей, остаток в количестве 800 ед. (5000-4200) реализовывать на сторону.

Стоимость деталей при закупке на стороне составит:

Св = 4200 * 420 руб. = 1764 тыс. руб.

Полная стоимость деталей собственными силами составит:

Ссс = 5000 * 245 руб. + 600 тыс. руб. = 1225 тыс. руб.+ 600 тыс. руб. = 1825 тыс. руб.

Стоимость одной единицы детали составит:

Ссс (1 ед.) = 1825 тыс. руб. / 5000 = 365 руб.

Стоимость деталей, необходимых для удовлетворения потребности предприятия в ремонте техники при изготовлении собственными силами составит:

Ссс всего = 365 руб. * 4200 = 1533 тыс. руб.

Затраты на производство деталей снизятся на 231 тыс. руб.

1764 тыс. руб. – 1533 тыс. руб. = 231 тыс. руб.

Продавая оставшиеся детали другим потребителям по рыночной цене. Предприятие дополнительно получит прибыль в размере:

Пдоп. = Кдоп. * (Ц – Ссс(1ед.)) = 800 * (420 руб. – 365 руб.) = 44 тыс. руб.

Следовательно, прибыль предприятия в результате принятия решения о производстве деталей собственными силами увеличится на 275 тыс. руб.: за счёт снижения затрат на производство на 231 тыс. руб. и за счёт продаж – на 44 тыс. руб.

Аналогичным образом можно обосновать выгодность создания собственной строительной базы, собственного парка грузовых автомобилей, собственного производства полуфабрикатов, программных продуктов, маркетинговых исследований и т.д.

Приобретать со стороны или налаживать собственное производство – это стратегическое решение, связанное с оптимизацией производственной программы. Оно должно оцениваться не только с экономической, но и с технологической, организационной позиции, а также учитывать такие условия, как колебания объёмов спроса, создание или сокращение рабочих мест, качество продукции, степень использования производственных мощностей и т.д.

Если совокупные затраты по приобретению ниже, чем переменные затраты собственного производства, тогда при наличии свободных производственных мощностей покупка на стороне выгоднее. Если собственное производство предполагает расширение производственных мощностей, то открывать его можно только при условии стабильного спроса и роста его в будущем, так как при падении рыночного спроса мощности становятся избыточными со всеми вытекающими последствиями.

Обоснование управленческого решения о перераспределении ресурсов с целью улучшения финансовых результатов. В рыночных условиях предприятия при производстве продукции ориентируются на более рентабельные виды продукции. Перед менеджерами предприятия возникает необходимость составления такой производственной программы, реализация которой обеспечивала бы наибольшую прибыль от деятельности при имеющихся ресурсах. На практике выпуск менее рентабельных видов продукции либо уменьшают, либо вовсе прекращают, а высвободившиеся производственные ресурсы направляют на производство других, более рентабельных видов продукции.

Рассмотрим такую ситуацию на условном примере:

Предприятие производит пять видов продукции: А, B, C, D, E. Используя одни и те же производственные ресурсы. В таблице 9.3 представлена информация об объёмах продаж, цене реализации, переменных затратах на единицу продукции каждого вида. Общие постоянные расходы составили 1800 тыс. руб. Постоянные расходы распределяются по видам продукции пропорционально переменным расходам на реализованную продукцию. Продукт С является социально значимым, предприятие должно выпускать его не менее 1000 ед. в год. Объём продаж по другим видам продукции можно увеличить: B – не более чем на 40%, A - не более чем на 30%, E – не более чем на 15%, D – не более чем на 20%. Производственные ресурсы должны остаться без изменения. Необходимо рассчитать:

- рентабельность продаж каждого вида продукции до распределения ресурсов;

- операционный рычаг по каждому виду продукции до распределения ресурсов;

- рентабельность продаж в целом по предприятию до распределения ресурсов;

- финансовые показатели на производство продукции после распределения прямых ресурсов.

Исходные данные и расчёт финансовых показателей деятельности предприятия по итогам отчётного года представлен в таблице 9.3.

Таблица 9.9 – Расчёт финансовых показателей по итогам отчётного года до распределения ресурсов

Показатель Значения показателей по видам продукции
A B C D E
Объём продаж, ед.(q)          
Цена, руб.(p)          
Переменные затраты на единицу продукции, руб.(b)          
Выручка от продаж, руб. (Вi = qi*pi)          
Переменные расходы, руб. (Зi=bi*qi)          
Суммарные переменные расходы на реализованную продукцию, тыс. руб. (Зобщ = ΣЗi/1000)  
Коэффициент распределения постоянных затрат по продукции (К = Аобщ/Зобщ) 0,3401
Постоянные расходы, руб. (Аi = Зi*K)          
Маржинальный доход, руб. (МДi=Вi -Зi)          
Общие расходы, руб. (Робщi =Зi +Аi)          
Прибыль от продаж, руб. (Пi = Вi-Робщi)          
Рентабельность продаж,% (Ri=Пi/Вi*100%) 26,30 39,25 7,68 11,78 15,47
Операционный рычаг (ОР=Мдi/Пi) 1,71 1,39 4,05 2,90 2,39
Выручка общая в целом по предприятию, тыс. руб. (Вобщ=ΣВi/1000)  
Общие расходы в целом по предприятию, тыс. руб. (Робщ=ΣРобщi/1000)  
Прибыль от продаж в целом по предприятию, тыс. руб. (Побщ=Вобщ-Робщ)  
Рентабельность продаж в целом по предприятию, % (Rобщ=Побщ/Вобщ*100) 16,06

 

Из данных таблицы видно, что по итогам отчётного года предприятие имело прибыль от продаж в размере 1 357 000 тыс. руб., рентабельность продаж по предприятию составила 16.06%.

Продукция С является наименее рентабельной (7,68%)и наиболее рискованной для предприятия. Учитывая то, что на следующий год предприятие может произвести такой продукции не менее 1000 ед. принимаем решение о производстве 1000 ед. продукции С, а освободившиеся ресурсы направить на производство более рентабельной и менее рискованной продукции. При изменении объёма продаж других видов продукции будем учитывать не только рентабельность, но и значение операционного рычага. При производстве продукции С только в объёме 1000 ед. неиспользованными остаются ресурсы в размере 620 тыс. руб. (620*1000).

Остающиеся ресурсы распределим по другим видам продукции по степени увеличения операционного рычага, учитывая ограничения на спрос.

Наибольшая рентабельность у продукции В: на каждый рубль продукции приходится 39,25 коп. прибыли от продаж; уровень операционного рычага при этом наименьший – 1,39, то есть на каждый рубль прибыли от продаж приходилось 39 копеек постоянных расходов.

Поскольку переменные затраты на единицу продукции В составляют 340 руб., с учётом спроса на неё (40%) можно дополнительно произвести и реализовать 480 ед. продукции В (1200*0,4), следовательно, ресурсов будет израсходовано на сумму 163,200 тыс. руб.(340*480). Неиспользованных ресурсов остаётся 456,8 тыс.руб. (620-163,2).

Из остальных видов продукции наибольшую рентабельность и наименьший уровень операционного рычага имеет продукция А (26,3% и 1,71 соответственно). Объём продаж продукции А можно увеличить на 30%, то есть на 300 ед. (1000*0,3), на что будет потрачено ресурсов на сумму 132 тыс. руб. (440*300); неиспользованными остаются 324,8 тыс. руб. (456,8-132).

Из оставшихся видов продукции D и E большую рентабельность и меньшее значение операционного рычага имеет продукция Е, объём продаж которой, по условиям задачи, можно увеличит на 15% или на 450 ед. (3000*0,15). На продукцию Е дополнительно будет потрачено 184,5 тыс. руб. (410*450).

Неиспользованными остаются 140,3 тыс. руб. (324,8-184,5). Эти ресурсы направляются на производство продукции D, что позволит изготовить 177 ед. продукции (140300 руб./790).

План выпуска каждого вида продукции и финансовые показатели после распределения ресурсов представлены в таблице 9.10.

Таблица 9.10 – расчёт финансовых показателей на производство продукции после распределения прямых ресурсов

Показатель Значения показателей по видам продукции
A B C D E
Объём продаж, ед. (1000+300) (1200+480) (2000-1000) (2500+177) (3000+450)
Цена, руб.          
Переменные затраты на единицу продукции, руб.          
Выручка от продаж, руб.          
Переменные расходы, руб.          
Суммарные переменные расходы на реализованную продукцию, тыс. руб. 5292,53
Коэффициент распределения постоянных затрат по продукции 0,3401
Постоянные расходы, руб.          
Маржинальный доход, руб.          
Общие расходы, руб.          
Прибыль от продаж, руб.          
Рентабельность продаж,% 26,30 39,25 7,68 11,78 15,47
Операционный рычаг 1,71 1,39 4,05 2,90 2,39
Выручка общая в целом по предприятию, тыс. руб. 8654,9
Общие расходы в целом по предприятию, тыс. руб.  
Прибыль от продаж в целом по предприятию, тыс. руб.  
Рентабельность продаж в целом по предприятию, % 18,05

Расчёты показывают, что в результате перераспределения прямых производственных ресурсов между видами продукции финансовые показатели деятельности предприятия улучшаются: выручка увеличивается на 204,9 тыс. руб. (8654,9-8450) или на 2,42% (8654,9/8450*100-100); прибыль от продаж возрастает на 206 тыс. руб. (1563-1357) или на 15.18% (1563/1357*100-100); общая рентабельность продаж предприятия увеличилась на 1,99% (18,05-16,06).

При планировании основной деятельности предприятия на следующий год необходимо выбрать такой вариант использования технологии производства, который позволит сократить затраты и увеличить сумму прибыли. По итогам отчётного года предприятие реализовало 1000 ед. продукции на сумму 600 тыс. руб., затраты на производство и сбыт составили 468 тыс. руб., в том числе переменные – 318,24 тыс. руб. Производственные мощности были использованы на 70%. На основе проведённого анализа спроса на продукцию предприятия были рассмотрены три варианта основной деятельности на следующий год.

Первый вариант: учитывая, что продукция пользуется спросом, можно увеличить цену на 15% и дополнительно реализовать на 2% продукции больше.

Второй вариант: если снизить цену на 8%, то можно повысить загрузку производственных мощностей на 18%.

Третий вариант: вновь созданная дочерняя компания предлагает заключить договор на производство 1600 ед. продукции по цене 551 руб. Это потребует увеличение производственных мощностей. Для этого предлагается заключить лизинговый договор на сумму 160 тыс. руб.

Из трёх предложенных вариантов нужно выбрать тот, который позволит в большей степени увеличить прибыль отчётного периода предприятия.

Исходные данные и расчёты показателей результатов основной деятельности предприятия по трём предложенным вариантам и сравнение их с показателями отчётного года представлены в таблице 9.11.

Таблица 9.11 - Планируемые варианты основной деятельности на основе анализа спроса на продукцию предприятия
Показатель Отчётный год Варианты основной деятельности на следующий год
1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
Объём реализованной продукции, ед. (Q)        
Выручка, тыс. руб.(В)   703,8 651,36 881,6
Затраты на производство и сбыт, тыс. руб. (Робщ)   474,365 525,283 818,944
в т.ч. переменные затраты, тыс. руб. (Зпер) 318,24 324,605 375,523 509,184
Цена реализации, руб. (p)        
Переменные расходы на единицу продукции, руб. (b) 318,24 318,24 318,24 318,24
Постоянные затраты, тыс. руб. (А) 149,76 149,76 149,76 149,76
Прибыль от продаж, тыс. руб. (П)   229,435 126,077 62,656
Изменение прибыли по сравнению с прибылью отчётного года, тыс. руб. 97,435 Х Х
Изменение прибыли по сравнению с прибылью отчётного года, % 73,81 Х Х
Изменение прибыли по сравнению с прибылью отчётного года, тыс. руб. -5,923 Х
Изменение прибыли по сравнению с прибылью отчётного года, % -4,49 Х
Изменение прибыли по сравнению с прибылью отчётного года, тыс. руб. -69,344
Изменение прибыли по сравнению с прибылью отчётного года, % -52,53

Расчёты показывают, что при реализации на следующий год первого варианта основной деятельности прибыль предприятия по сравнению с отчётным годом увеличится на 97,435 тыс. руб. (229,435-132) или на 73,81%.

Реализация второго варианта уменьшит прибыль предприятия по сравнению с прибылью отчетного года на 5,923 тыс. руб. (126,077-132) или на 4,49%.

Реализация третьего варианта уменьшит прибыль предприятия по сравнению с прибылью отчетного года на 69,344 тыс. руб. (62,656-132) или на 52,53%. Несмотря на увеличение мощностей, эффективность деятельности снизится.

Таким образом, наиболее предпочтительным является первый вариант.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой маржинальный анализ и для чего он используется?

2. В чём заключается экономический смысл безубыточного объёма продаж и зоны безопасности?

3. Какие методики определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности существуют? Охарактеризуйте сущность этих методик.

4. Назовите факторы, определяющие безубыточный объём продаж и зону безопасности, охарактеризуйте алгоритм расчёта влияния факторов.

5. Как производится обоснование управленческих решений в бизнесе на основе маржинального анализа?

6. Как производится обоснование управленческого решения о целесообразности принятия дополнительного заказа по более низкой цене?

7. Как производится обоснование управленческого решения «покупать или производить»?

8. Как производится обоснование управленческого решения при выборе варианта технологии производства?

 


[1] Релевантные уровни – те уровни деловой активности (объёма производства), с которыми предприятие предполагает работать, это нормальная производственная мощность. Постоянные затраты отличаются от переменных тем, что остаются неизменными внутри релевантного уровня объёма производства и только внутри ограниченного промежутка времени; обычно это годовой отрезок времени. Однако они могут измениться за пределами релевантного уровня, например, при расширении производства увеличатся такие постоянные затраты, как расходы на страховку имущества, или расходы на амортизацию, или налог на имущество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.