Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матюшевская, В.К. 2 страница




А Б В
     

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная структура общества.

1) класс, 2) сословие, 3) партия, 4) каста, 5) страта.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________

Для ответов на задания этой части (С.1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С 1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

•В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

 

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

 

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

 

С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите* как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

 

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.

Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

 

С6. В.тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли. вы с, таким ^подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.


Ключи Вариант 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А11  
А2   А12  
АЗ   А13  
А4   А14  
А5   А15  
А6   А16  
А7   А17  
А8   А18  
А9   А19  
А10   А20  

Правильно выполненные задания В1, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: два балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок. Правильно выполненное задание В4 оценивается одним баллом.

№ задания Ответ
В1  
В2  
ВЗ  
В4  

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) значение всеобщих выборов 2) принципы предвыборной кампании 3) требования к кандидатам на выборную должность 4) участие в выборах — право или обязанность? Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков  
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным  
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов: 1) основная форма участия в политике; 2) выборы показывают расстановку политических сил; 3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам; 4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.  
Указаны три позиции  
Указаны две позиции  
Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный  
Максимальный балл  

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны быть названы следующие принципы: 1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий; 2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов; 3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании  
Названы три принципа  
Названы два принципа  
Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний; 2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении; 3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.  
Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм  
Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример  
Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названы две формы избирательной активности граждан: - всеобщие выборы; - референдум; 2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.  
Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними  
Названы две формы избирательной активности -  
Ответ неверный или отсутствует.  
Максимальный балл  

С6. В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе, - отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет; - среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

 

А1. Что относится к экологическим проблемам?

1) проблема международного терроризма

2) распространение алкоголизма среди подростков

3) перенаселенность стран Азии и Африки

4) загрязнение воздуха промышленными отходами

А2. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?

1) традиционному 3) агарному
2) индустриальному 4) информационному

A3. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Что относится к гуманитарным наукам?

1) история 3) химия
2) физика 4) математика

А5. Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование

1) морали 3) искусства
2) науки 4) права

А6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. В процессе получения образования современный человек усваивает основы наук.

Б. В процессе получения образования современный человек осваивает различные способы деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

А8. В командной экономике, в отличие от рыночной

1) существует конкуренция производителей

2) труд является товаром

3) ресурсы распределяются централизованно

4) установлен налог на прибыль

А9. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует

1) технический прогресс 3) падение спроса
2) рост инфляции 4) монополизацию экономики

А10. Верны ли следующие суждения в Механизмах регулирования в условиях рынка?

А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A11. Офицеры, учителя, горняки составляют группы

1) сословные 3) региональные
2) этнические 4) профессиональные

А12. Типичным представителем среднего слоя советского общества был горожанин в первом или во втором поколении. Этот факт характеризует

1) социально-территориальный состав 3) профессиональную структуру
2) половозрастную структуру 4) социально-классовый состав

А13. Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы 3) референдум
2) многопартийность 4) парламентаризм

А15. Согласно нашей Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право

1) косвенное 3) равное
2) активное 4) пассивное

А16. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Что относится к отличительным признакам правового государства?

1) наличие суверенитета 3) налогообложение граждан
2) деятельность правоохранительных органов 4) верховенство закона

А18. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов 3) управление федеральной собственностью
2) решение вопросов войны и мира 4) введение чрезвычайного положения

А19. Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться?

1) в органы внутренних дел 3) к мировому судье
2) к адвокату 4) к нотариусу

А20. Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?

А. Президент Российской Федерации является главой государства.

Б. Президент Российской Федерации избирается всенародным голосованием.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства гражданского и трудового права и отличия гражданского права от трудового. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) регулирует имущественные отношения граждан

2) является отраслью права

3) выражает установленные государством нормы

4) определяет правила взаимодействия работника и работодателя

Черты сходства Черты отличия
   

В2. Найдите в приведенном ниже списке примеры негативного воздействия общества на природу и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) организация национального парка

2) промышленное загрязнение русла реки

3) вырубка парка под строительство жилья

4) принятие программы сохранения амурских тигров

5) принятие экологического законодательства

Ответ: _______________

В3. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) точность и достоверность знании 1) искусство
Б) использование художественных образов 2) наука
В) воспитание эстетического вкуса  
Г) направленность на поиск объективной истины  

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «государственное регулирование экономики»

1) таможенные пошлины, 2) закон стоимости, 3) подоходный налог, 4) общественные работы, 5) антитрестовское законодательство.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5. Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.


Ключи Вариант 10

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ  
А1   А11    
А2   А12    
A3   А13    
А4   А14    
А5   А15   .
А6   А16    
А7   А17    
А8   А18    
А9   А19    
А10   А20    

 

Часть 2

№ задания Ответ
В1  
В2  
В3  
В4  

 

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части; 1) критерии классового деления; 2) классовый состав современного западного общества: а) высший класс; б) средний класс; в) рабочий класс; г) низший класс; 3) стираются ли классовые различия. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.  
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным  
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В правильном ответе должны быть указаны следующие составляющие богатства: 1) недвижимость; 2) сбережения; 3) акции.  
Указаны три составляющие  
Указаны две составляющие  
Указана одна составляющая, ИЛИ ответ неверный  
Максимальный балл  

С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть названы следующие грунпы: 1) представители мелкого бизнеса; 2) представители среднего бизнеса; 3) специалисты высокого уровня; 4) служащие.  
Названы любые три группы  
Названы любые две группы  
Названа любая одна группа, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указаны другие показатели социального положения человека, например: профессия; образование; престиж; образ жизни; власть; 2) приведен пример представителей двух профессиональных групп, близких по доходам, но различных по другим показателям: - рабочие в нефтегазовой области и банковские служащие; - владельцы предприятии и управляющие в крупных компаниях. Может быть приведен другой пример.  
Правильно указаны два показателя, корректно приведен пример  
Правильно указан один показатель, приведен пример  
Правильно указан один показатель, ИЛИ приведен пример  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. Михаил Н. трудится наладчиком станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы многих служащих этого предприятия. Можно ли от нести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос. Ответ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.