Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матюшевская, В.К. 5 страница




Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Должны быть указаны следующие виды безработицы: 1) фрикционная; 2)структурная; 3) циклическая.  
Указаны три вида безработицы  
Указаны любые два вида безработицы  
Указан любой один вид безработицы, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С3. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе указываются следующие категории людей: 1) те, кто сам оставляет работу; 2) те, кто был уволен администрацией; 3) те, кто впервые выходит на рынок труда. Категории людей могут быть названы иначе. Могут быть указаны другие категории людей.  
Указаны три категории людей  
Указаны любые две категории людей  
Указана любая одна категория людей, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С4. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест 2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим: - экономический кризис в странах Запада в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века, - радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.  
Дана характеристика, приведены два корректных примера  
Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики  
Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16-19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществовед ческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»; 2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например: - недостаток опыта; - низкая квалификация; - активные поиски лучшей работы; - завышенные ожидания. Могут быть указаны другие причины.  
Приведено положение, указана причина  
Приведено положение текста ИЛИ указана причина  
Ответ неверный- или отсутствует  
Максимальный балл  

С6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию. - утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям; - люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию; - состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

 

А1. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

1) производителей и потребителей 3) родителей и детей
2) партий и государства 4) писателей и читателей

А2. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

1) требование права 3) научный закон
2) норму морали 4) правило этикета

А3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Что является отличительной чертой науки?

1) обращение к сверхъестественным силам 3) воздействие на эмоции людей
2) стремление к достижению объективной истины 4) образное отражение идей автора

А5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

1) основное общее образование 3) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование

А6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) труд 2) товары 3) обмен 4) спрос

А8. Отличительной чертой рыночной экономики является

1) централизованное распределение ресурсов 3) введение подоходного налога
2) свободное ценообразование 4) товарный дефицит

А9. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы — 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

1) спад производства 3) рост инфляции
2) бюджетный профицит 4) бюджетный дефицит

А10. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса 3) достигаемого статуса
2) социальной роли 4) общественного престижа

А12. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

1) политический строй 3) хозяйственный уклад
2) социальную структуру 4) форму государства

А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство 3) Федеральное Собрание
2) Совет безопасности 4) Общественная палата

А15. Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

1) альтернативных 3) формальных
2) непрямых 4) неравных

А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

А18. Президент Российской Федерации

1) избирается всенародным голосованием 3) избирается Государственной Думой
2) назначается сроком на 5 лет 4) утверждается Федеральным Собранием

А19. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

1) уголовное преступление 3) административный проступок
2) дисциплинарный проступок 4) гражданский проступок

А20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) принимаются государством 3) опираются на представления о добре и зле  
2) регулируют жизнь общества 4) устанавливают правила поведения  
Черты сходства Черты отличия
   
       

В2. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) расширение круга ядерных держав

2) ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

3) увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

4) истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

5) рост числа начальных школ в ряде стран Африки

Ответ: _________________

В3. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) выдвижение и проверка гипотез 1) наука
Б) создание художественных образов 2) искусство
В) формирование чувства прекрасного  
Г) эстетическое наслаждение  

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г
       

В4. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением одного, относятся к понятию «потребление».

1) ипотечный кредит, 2) расходы семьи, 3) производство благ, 4) стоимость жизни, 5) личные сбережения.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________________

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

 

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

 

С2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

 

С3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы.этносов? (Назовите четыре фактора.)

 

С4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

 

С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

 

С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.


Ключи Вариант 6.

 

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А11  
А2   А12  
АЗ   А13  
А4   А14  
А5   А15  
А6   А16  
А7   А17  
А8   А18  
А9   А19  
А10   А20  

 

Часть 2

№ задания Ответ
В1  
В2  
В3  
В4  

 

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) развитие и стабильность этноса; 2) нормы отношений внутри этноса; 3) что влияет на развитие этноса. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков  
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным  
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С2. Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм: 1) между коллективом и индивидом; 2) индивидов между собой; 3) внутриэтнических групп между собой.  
Названы три вида  
Названы два вида  
Назван один вид, ИЛИ ответ неверный  
Максимальный балл  

С3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора.) Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны быть названы следующие факторы: 1) географическая среда 2) традиции; 3) отношения с соседями; 4) природный закон развития этносов.  
Названы четыре фактора  
Названы любые два-три фактора  
Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются; 2) примеры, допустим: - изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку, - изменение отношения русской знати к иностранцам- европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века. Могут быть приведены другие примеры.  
Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера  
Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует  
Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным; 2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».  
Указана черта, приведен фрагмент текста  
Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной?

С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с тем, что развитие этносов — это природное явление, может быть указано, что: - процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли; - как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания; в случае согласия с тем, что развитие этносов — это социальный процесс, может быть указано, что: - решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.; - даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно — через производство, которое само по себе выступает социальным явлением. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

 

А1. Что относится к глобальным проблемам человечества?

1) кризис перепроизводства 3) загрязнение окружающей среды
2) глобализация мирового хозяйства 4) переход в постиндустриальную фазу развития

А2. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1) традиционному 3) информационному
2) индустриальному 4) постиндустриальному

А3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Что относится к естественным наукам?

1) история 2) математика 3) искусствоведение 4) физика

А5. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества, иллюстрирует этот пример?

1) хозяйственную 3) семейную
2) религиозную 4) политическую

А6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современная система образования включает учебные заведения разного типа.

Б. Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. К прямым налогам относится

1) акциз 3) налог на имущество
2) таможенная пошлина 4) налог с продаж

А8. Государство в условиях рыночной экономики

1) устанавливает цены на товары 3) распределяет ресурсы
2) собирает налоги 4) планирует производство

А9. В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.