Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матюшевская, В.К. 3 страница




Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) отрицательный ответ на постав ленный вопрос; 2) фрагмент текста: «Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом».  
Дан отрицательный ответ, приведен фрагмент текста  
Дан отрицательный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным выводом; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: В случае согласия может быть указано, что - уровень жизни рабочего класса в экономически развитых странах в XX столетии существенно возрос; - наблюдается тенденция к более равномерному распределению богатства: об этом говорят приведенные 8 тексте данные о росте числа владельцев акции В случае несогласия с приведенным выводом может быть указано, что - разрыв в доходах и богатстве высших и низших классов остается очень большим; - преимущественный доступ к власти и управлению попрежнему имеют представители высших классов. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

 

А1. Отличительной тенденцией развития современного общества является

1) механизация 3) модернизация
2) индустриализация 4) глобализация

А2. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность 3) интеллигентного человека
2) администратора 4) профессионала

А3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Что относится к видам искусства?

1) живопись 2) литературоведение 3) история 4) искусствознание

А5. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

1) науке 2) искусству 3) образованию 4) морали

А6. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2) устанавливается твердый курс официальной валюты

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции

А8. К косвенным налогам относится

1) налог на прибыль 3) подоходный налог
2) акциз 4) налог на имущество

А9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы — 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о

1) сохранении плановых начал в экономике 3) дефиците государственного бюджета
2) увеличении налоговых поступлений 4) падении курса рубля

А10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. И класс, и нация

1) обладают суверенитетом

2) являются элементом социальной структуры

3) характеризуются определенным местом в системе производства

4) осуществляют публичную власть

А12. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:

1) социально-классовую структуру 3) сословный строй
2) государственное устройство 4) социально-территориальную структуру

А13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

А15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были

1) неравными 3) непрямыми
2) ограниченными 4) многостепенными

А16. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Что относится к социальным правам человека?

1) право на труд 3) избирательные права
2) право на жизнь 4) право собственности

А18. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ 3) Общественная палата
2) Федеральное Собрание РФ 4) Конституционный Суд

А19. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права 3) гражданского права
2) административного права 4) финансового права

А20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.

Б. Правовые нормы исходят от государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) является областью духовной культуры

2) использует художественные образы

3) требует точности и обоснованности утверждений

4) создает духовные ценности

Черт сходства Черты отличия
   

В2. Найдите в приведенном ниже списке доходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) таможенная пошлина 4) прибыль государственных предприятий
2) государственные закупки товаров 5) зарплата чиновников госаппарата
3) акцизы  

Ответ: ___________________

В3. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ СИСТЕМ
А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически 1) классовая
Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии 2) сословная
В) принадлежность к группе не передается по наследству  

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В
     

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления».

1) конфедерация, 2) конституционная монархия, 3) республика, 4) абсолютная монархия, 5) ограниченная монархия.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ:_____________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С6.

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать, по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеке. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

 

С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

 

С3. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

 

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

 

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно - только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

 

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе».

Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


Ключи Вариант 2

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А11  
А2   А12  
АЗ   А13  
А4   А14  
А5   А15  
А6   А16  
А7.   А17  
А8.   А18  
А9.   А19  
А10   А20  

Часть 2

№ задания Ответ
В1  
В2  
ВЗ  
В4  

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) что такое гражданское общество; 2) проявления гражданского общества в ФРГ. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков  
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным  
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте? Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В правильном ответе могут быть названы следующие функции гражданского общества: 1) объединение единомышленников; 2) защита гражданина от государства; 3) защита гражданина от одиночества. Функции гражданского общества могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.  
Названы две функции  
Названа одна функция  
Ответ неверный  
Максимальный балл  

С3 Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества: 1) союз потребителей; 2) клуб содействия пожарным; 3) приход храма; 4) спортивный клуб; 5) центры дошкольного воспитания; 6) продовольственные кооперативы; 7) мастерские; 8) общественные библиотеки; 9) движение за гражданские права.  
Указаны пять проявлений  
Указаны три-четыре проявления  
Указано одно-два проявления, ИЛИ ответ неверный  
Максимальный балл  

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать право гражданина и пример, допустим: 1) потребительские права (общество потребителей представляет интересы гражданина в судебном процессе с производителем некачественной продукции); 2) право на благоприятную окружающую среду (экологическая организация провела акцию по защите парка от вырубки); 3) право на доступ к достоверной информации о положении дел в стране (правозащитная организация подготовила и опубликовала очередной доклад о состоянии прав человека в стране). Могут быть названы другие права гражданина, приведены другие примеры.  
Названы и проиллюстрированы примерами три права гражданина  
Названы два-три права, приведены два примера  
Названы одно-три права, приведен один пример  
Названы права без примеров, ИЛИ приведены примеры без указания прав, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть приведены следующие аргументы: 1) одним из принципов правового государства является обеспечение прав и свобод личности; 2) в условиях правового государства уважение к закону является неотъемлемым атрибутом сознания и поведения граждан, политики государства, что обеспечивает максимальную свободу и безопасность граждан; 3) в условиях правового государства осуществляется подлинное равноправие и равенство граждан перед законом. Могут быть приведены другие аргументы.  
Приведены два аргумента  
Приведен один аргумент  
Ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - взаимодействие в малой группе позволяет удовлетворить многие потребности человека; - члены малой группы непосредственно контактируют друг с другом, устанавливается определенный эмоциональный фон, межличностное общение; в случае несогласия может быть указано, что - не все потребности человека можно удовлетворить в рамках малой группы; - социализация человека осуществляется многими социальными институтами, выходящими за рамки его ближайшего круга общения. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).  
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента  
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует  
Максимальный балл  

 

А1. Что свойственно и человеку, и животному?

1) инстинкты и рефлексы 3) целенаправленная деятельность
2) сознательная активность 4) словесная речь

А2. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

1) музей 2) театр 3) архив 4) фонд культуры

А5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания

А6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Доход в государственный бюджет приносит (ят)

1) обслуживание государственного долга 3) льготы общественным фондам
2) дотации предприятиям 4) таможенные пошлины

А8. Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

1) приватизацией 2) национализацией 3) модернизацией 4) социализацией

А9. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной 2) рыночной 3) командной 4) смешанной

А10. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?

А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.

Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий 3) повышение культурного уровня
2) поддержание политической стабильности 4) воспитание детей и подростков

А12. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества

1) социально-классовый 3) социально-территориальный
2) профессиональный 4) этнический

А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. В нашей стране подписывает и обнародует законы

1) глава правительства 3) Председатель Совета Федерации
2) Президент 4) Генеральный прокурор

А15. Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется

1) верховенство парламента 3) унитарное государственное устройство
2) республиканская форма правления 4) разделение властей

А16. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. К специфическим правам ребенка относится (ятся)

1) право на жизнь 3) право собственности
2) право жить в семье 4) избирательные права

А18. Президент Российской Федерации является главой

1) главой государства 3) главой законодательной власти
2) главой политической системы 4) главой судебной власти

А19. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?

1) гражданский проступок 3) административный проступок
2) дисциплинарный проступок 4) уголовное преступление

А20. Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.