Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпохи Возрождения




ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЧАСТЬ 3


ГЛАВА I

(XIV-XVI ВВ.)

В конце XIII—начале XIV вв. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменения­ми во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значитель­ным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов — Эпохой Возрождения.

Сам термин «Возрождение» (от французского «renaissan­ce» — возрождение, Ренессанс) появился в XIX в. Смысл упот­ребления данного термина в том, что в XIV—XVI вв., во-пер­вых, происходит возрождение интереса к античной культуре в целом — к античной философии, к античным религиозно-мис­тическим учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Во-вторых, в этот период как бы рождается новая культура уже самих западноевропейских народов, противопо­ложная традиционной христианской культуре Средних веков.

Новое миропонимание заключалось прежде всего в том, что мыслители Эпохи Возрождения стали совершенно иначе, не­жели христианские теологи, относиться к проблеме человека. В традиционном христианском понимании человек — это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять соб­ственную материальную природу, являющуюся источником гре­ха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь одному — любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всяко­го мышления и действия.

С конца XIII—начала XIV вв. сущность человеческой лично­сти начинает пониматься совершенно иначе. На смену христи­анскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцент-


ризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Уже Данте Алигьери (1265—1321) в своей знаменитой «Ко­медии», названной позднее «Божественной», писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек — вели­чайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некоему чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохра­няется и становится определяющим. Поэтому своеобразным девизом, символом Эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени в античных произ­ведениях и ставшие крайне популярными в XIV—XVI вв. — Чудо великое есть человек.

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности — материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше, чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте челове­ческого тела, опора на античные идеалы и пропорции чело­веческого тела — одна из характерных черт произведений ис­кусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся худож­ников и скульпторов изображение человека, как существа плот­ского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастиро­вал с предшествующими тенденциями средневекового художе­ственного творчества.

Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всесторон­него развития человека — физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной при­роды человеческой личности. В те времена считалось, что наи­более полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гу­манитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики — гуманистами (от итальян­ского «humanista» — человечность).

Позднее термин «гуманизм» приобретает более широкое зна­чение. В науке до сих пор продолжаются дискуссии о значении этого термина и какого-то общепризнанного определения по­нятия «гуманизм» не существует. В общем смысле гуманизм — это стремление к человечности, к созданию условий для макси-


мального развития способностей человеческой личности, а так­же условий для достойной человека жизни.

Идеи гуманизма впервые наиболее ярко были выражены в Эпоху Возрождения, поэтому мыслителей того времени стали называть гуманистами, а период XIV—XVI вв. нередко имену­ют также Эпохой Гуманизма. А вообще с тех пор гуманизм су­ществует как одно из направлений общественно-политической и философской мысли. Гуманистическую направленность мож­но выделить в^ различных конкретных философских и социаль­но-политических учениях разных времен и разных авторов.

Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм — это философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты уже обожествляли саму природу, считая, что божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в самом человеке.

Подобное отношение к идее Бога сказалось и на отноше­нии к церкви. Гуманисты не были атеистами, т.е. не отрица­ли необходимость веры. Однако многие из них критически относились к церкви, считая, что официальная римско-ка­толическая церковь неправильно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи Возрождения характерны антиклерикаль­ные настроения. Антиклерикализм — это критика церкви, как организации, взявшей на себя обязанности обеспечить верую­щим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях XIV—XVI вв. Например, знамени­тый «Декамерон» Джованни Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священ­ников, церковных деятелей вообще.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к офи­циальной церкви повлияло и на то, что в Эпоху Ренессанса начинается резкая критика официального католического вероу­чения. С точки зрения гуманистов, схоластическая философия совершенно неверно трактует важнейшие религиозные пробле­мы. В первую очередь, принижается роль научно-философско­го знания, ибо благодаря Фоме Аквинскому наука, по мнению гуманистов, превратилась всего лишь в служанку теологии.


Именно в это время принципы и методы познания античной фи­лософии возводятся гуманистами в абсолют.

С другой стороны, в томизме не придается значение иным, более таинственным способом познания — магии, мистике. Гу­манисты же, наоборот, видели в античной магии и мистике важ­нейшие средства постижения Божественных истин. Магию и мистику они считали чуть ли не высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуре сопровождалось и возвращением интереса к античным религи­озно-мистическим учениям.

В XIV в. на латинский язык переводятся и становятся край­не популярными сочинениями древних мистиков — Гермеса Трис-мегиста (Триждывеличайшего), Зороастра и Орфея. Сами гума­нисты считали авторов этих сочинений историческими лично­стями, современниками ветхозаветного Моисея. По мнению большинства мыслителей Ренессанса, Бог передал Моисею законы человеческого общежития, а Гермесу Трисмегисту, Зо-роастру и Орфею — некие тайные истины, которые постижимы только специальными религиозно-мистическими способами. Следовательно, знание трудов древних мистиков и проведение магических обрядов дает возможность прикоснуться к самым величайшим Божественным тайнам, недоступным простым хри­стианам.

Уже в наше время было установлено, что сочинения, припи­сываемые древним мистикам, на самом деле были написаны не в глубокой древности, а в начале нашей эры. Так, тексты, под­писанные именем Гермеса Трисмегиста, относятся примерно ко II—IV вв. «Халдейские оракулы», приписываемые Зороаст-ру, — ко II в. Орфические гимны имеют более древние корни, однако в Эпоху Возрождения были переведены тексты, также написанные или в период эллинизма, или во времена Римской империи.

Да и сами авторы этих сочинений — плод позднейших мис­тификаций. Об Орфее уже говорилось в первой части этой кни­ги. Гермес Трисмегист — это мистическая фигура, сочетающая в себе черты дренеегипетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса. Имя Гермеса Трисмегиста появилось в эллини­стические времена, когда греки познакомились с египетской мифологией и увидели много общего между Тотом и Гермесом. Зороастром гуманисты называли историческую личность — За-раустру, одного из иранских религиозных реформаторов VII— VI вв. до н.э. Однако исторический Зараустра не имеет никако-


го отношения к известным в Эпоху Возрождения «Халдейским оракулам».

Необходимо также отметить, что некоторые гуманисты про­являли значительный интерес и к восточной культуре, прежде всего к древнееврейским мистическим произведениям, в част­ности, к Каббале. Например, итальянский философ Пико делла Мирандола (1463—1494) специально изучил древнееврейский язык, чтобы познать таинства Каббалы.

В целом же культура Эпохи Возрождения — это грандиоз­ный синтез христианской, античной и восточных культур. На основе смешения, переплетения различных религиозных, науч­ных, литературных и мистических традиций в Эпоху Возрожде­ния рождалась будущая западноевропейская культура.

Само движение гуманизма началось в конце XIII—начале XIV вв. в Италии, а затем распространилось по всей Западной Европе. Первоначальным источником возрожденческих настро­ений принято считать «Божественную Комедию» Данте Алигь-ери. Родоначальником же собственно гуманистического движе­ния общепризнанно считается Франческа Петрарка.


ГЛАВА II РОЖДЕНИЕ ГУМАНИЗМА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 36; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.