Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марсилио Фичино




В XV веке в Западной Европе происходит новое открытие фи­лософии Платона. До этого времени произведения великого ан­тичного философа были известны в основном в изложении позд­нейших авторов. По сути дела, идеи Платона дошли до XV века в неоплатонической трактовке, кроме того, с еще более поздними философско-христианскими напластованиями. Уже говорилось, что значительную роль в этом сыграл Аврелий Августин, прибли­зивший платонизм к христианскому вероучению.

В Эпоху Возрождения сочинения Платона заново перево­дятся с греческого на латинский язык, кроме того осуществля­ются массовые переводы текстов других античных философов платоновского направления.

Платонизм вновь становится крайне популярным — теперь уже среди мыслителей-гуманистов. Более того, в философии Платона гуманисты увидели опору для противостояния схола­стике, которая, как известно, базировалась на философии Ари­стотеля. Сама аристотелевская философия начинает рассмат­риваться лишь как преддверие к изучению платонизма.

Значительную роль в широком распространении платонов­ского учения в это время сыграла так называемая Платоновская Академия. Эта Академия не была школой в общепринятом смысле слова, скорее это был союз мыслителей, увлеченных филосо­фией Платона. Возникла она в 1462 г. во Флоренции, когда глава флорентийской республики Козимо Медичи Старший по­дарил своему секретарю Марсилио Фичино виллу, на которой стали собираться ученые, литераторы, переводчики — все, кто был поклонником платоновской философии.

И именно Марсилио Фичино было суждено сыграть одну из самых значительных ролей в разработке гуманистических идей.


Марсилио Фичино (1433—1499) родился в местечке Фильине близ Флоренции. Образование он получил во Флорентийском университете, где изучал философию и медицину. Уже в начале 50-х годов XV века он пишет свои первые самостоятельные ра­боты, отмеченные влиянием идей античных философов, а чуть позднее изучает греческий язык и начинает заниматься перево­дами. В эти же годы Фичино становится секретарем у главы Флорентийской республики Козимо Медичи.

После того, как Козимо Медичи подарил Марсилио Фичино. виллу под Флоренцией, итальянский мыслитель полностью по­свящает свое время литературно-философским занятиям.

Вообще, Марсилио Фичино является как бы обобщенным образом, символом философа-гуманиста, в мировоззрении ко­торого оказались перемешаны совершенно разнообразные фи­лософско-религиозные традиции. Будучи католическим священ­ником (он принял сан в сорокалетнем возрасте), Фичино стра­стно увлекался античной философией, посвящал некоторые свои проповеди «божественному Платону», а дома даже ставил свечу перед его бюстом, и в то же время занимался магией. И эти, казалось бы, противоречащие друг другу качества, для самого Фичино были наоборот неотделимы друг от друга.

Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что разработка новых гума­нистических идеалов возможна только в том случае, если христиан­ское вероучение заново обосновать с помощью древних мистиче­ских и магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра. При этом необходимо отме­тить, что для Фичино и других гуманистов философия Платона и неоплатонизм представлялись неким единым философским уче­нием. И вообще, впервые разницу, между платонизмом и неоп­латонизмом в Европе осознали только в XIX столетии.

Во всех многообразных занятиях Марсилио Фичино можно вьщелить три наиболее важных вида деятельности. Прежде все­го, Марсилио Фичино прославился как переводчик. Именно он в 1462—63 гг. перевел на латинский язык произведения, припи­сываемые Гермесу Трисмегисту, «Гимны Орфея», а также «Ком­ментарии к Зороастру». Затем в течении пятнадцати лет Фичи­но перевел почти все диалоги Платона. В 80—90-х гг. XV в. им были переведены сочинения Плотина и других поздних антич­ных философов, а также «Ареопагитики».


Вторая сфера деятельности Марсилио Фичино связана с фи­лософией. Он написал несколько философских сочинений: «Комментарии на "Пир" Платона, О любви», «О христианской религии» и «Платоновская теология о бессмертии души».

Опираясь на труды Гермеса Трисмегиста, Фичино утверж­дал, что философия рождается как «озарение» и потому смысл всякой философии заключается в том, чтобы подготовить душу к восприятию Божественного откровения.

По сути дела, флорентийский мыслитель не разделял рели­гию и философию, ибо, по его мнению, и та и другая берут свое начало в древних мистических учениях. Гермесу Трисмегисту, Орфею и Зороастру был дарован Божественный Логос, именно как Божественное откровение. Затем эстафета тайного Божест­венного знания была передана Пифагору и Платону. Иисус Христос своим явлением на землю уже воплотил Логос-Слово в жизнь и открыл Божественное откровение всем людям.

Следовательно, и античная философия и христианское ве­роучение проистекают из одного Божественного источника — Логоса. Поэтому для самого Фичино священническая деятель­ность и занятия философией представлялись в абсолютном и неразрывном единстве. Более того, он считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую концепцию — со­вместить древнюю мистику, философию Платона со Священ­ным Писанием.

В соответствии с этой логикой у Фичино возникает концеп­ция всеобщей религии. По его убеждению, миру изначально дана Богом единая религиозная истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. Однако все различные религи­озные верования являются всего лишь проявлением «всеобщей религии». В христианстве же единая религиозная истина нашла свое наиболее точное и достоверное выражение.

Пытаясь показать содержание и смысл единой «всеобщей религии», Фичино следует уже известной нам неоплатониче­ской схеме. С его точки зрения, мир состоит как бы из пяти нисходящих уровней: Бог, ангел, душа, качество (или форма), материя.

Бог и ангел — это высшие метафизические понятия. Они неделимы, бессмертны, нематериальны, бесконечны. Качество и материя — низшие понятия, связанные с материальным ми­ром, поэтому делимы, временны, смертны, ограничены в про­странстве.


Единственным и главным связующим звеном между высши­ми и низшими ступенями бытия является душа. Душа, по мнению Фичино, триедина, потому что выступает в трех ипостасях — душа мира, душа небесных сфер и душа живых тварей. Про­истекающая от Бога, душа оживляет материальный мир. Фичи­но буквально воспевает душу, утверждая, что она является истинной связью всего, ибо когда душа вселяется в одно, то при этом не оставляет другого. Душа вообще все проницает и все поддерживает. Поэтому Фичино называет душу «центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира».

Исходя из всего сказанного, вполне ясно почему Марсилио Фичино уделяет столько внимания душе отдельного мыслящего человека. В его понимании, душа, примыкая к божественному, управляет телом, является «госпожой тела». Поэтому познание собственной души, которая проявляется в телесном выраже­нии, — это главное занятие всякого человека.

Тему отдельного человека, сущности человеческой личности Фичино продолжает в своих рассуждениях о платоновской любви. Под понятием любви он подразумевает воссоединение в Боге реального, плотского человека с Идеей человека. В соответст­вии со своими христианско-неоплатоническими представления­ми, Фичино пишет о том, что все в мире происходит от Бога и все в мире вернется к Богу. Поэтому необходимо любить Бога во всех вещах и тогда люди поднимутся до любви всех вещей в Боге. «Все возвращается к Идее, для которой было создано», — утверждает мыслитель.

Следовательно, истинный человек и Идея человека — это тоже одно целое. Однако, на земле не существует истинного челове­ка, ибо все люди отделены от самих себя и друг от друга. Вот здесь и вступает в силу божественная любовь, посредством ко­торой люди приходят к истинной жизни: если все люди воссое­динятся в любви, то они найдут свой путь к Идее, и значит, любя Бога, люди сами становятся возлюбленными Им.

Проповедь «всеобщей религии» и «платоновской любви» стала очень популярна в XV в., и позднее сохраняла свою привлека­тельность для многих мыслителей Западной Европы.

Но сам Марсилио Фичино не останавливался на чисто тео­ретических рассуждениях о сущности Бога, мира и человека. Он пытался постичь таинства мира всеми доступными ему спо­собами, в том числе и с помощью магических обрядов. И с этим связана третья сфера деятельности флорентийского гуманиста.


Вообще, Фичино считал, что магия является одной из сфер «всеобщей религии» и не противоречит христианству. В сво­ем трактате «О жизни» он, упоминая известный евангель­ский сюжет о поклонении волхвов только что рожденному Христу, спрашивает: «Чем, как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?». Сам Фичино, признавая на­личие божественной души во всех вещах («Бог во всех вещах»), стремился познать, открыть эту душу и потому совершал ма­гические действия над камнями, травами, ракушками. Под влиянием пифагорейства, Фичино с помощью некой магиче­ской музыки и орфических гимнов пытался услышать тай­ную «гармонию сфер» и тем самым уловить звучание души мира. И все это он делал для того, чтобы найти способы, посредством которых человеческая душа может слиться с ду­шой Божественной.

В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение практически все формы и направления развития гу­манистической мысли Западной Европы — философия, религия, магия, литературные занятия. И потому, вполне правомерно при­знать, что Марсилио Фичино является одной из центральных фигур всей философии Эпохи Возрождения.

«КОММЕНТАРИИ НА "ПИР" ПЛАТОНА, О ЛЮБВИ». ФРАГМЕНТЫ

Печатается по: Эстетика Ренессанса. — М., 1981, Т. 1. С. 210—213, 217, 230—233. Перевод АТорфункеля, В.Мажуги, И.Черняка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.