Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психосоматического консультирования




Основной принцип построения модели психосоматического консультирования, как и любого другого вида психотерапевтического процесса – это соответствие деятельности консультирования процессу развития личности. Психосоматическое консультирование непременно предполагает развертывание необходимых условий для нового этапа развития личности в условиях заболевания, поэтому само консультирование, скорее всего, должно выглядеть как сложное, многоуровневое формирование новых форм бытия и отношений.

Работа психолога с психосоматическим больным - это совместная деятельность по построению ориентировки в ситуации, моделирование и «мыслительное» экспериментирование при выборе позиций и решений. Целостность этой совместной деятельности не позволяет выделять отдельно диагностику, психотерапию, коррекцию и вычленять отдельные методики как направленные изолированно на болевые ощущения, страхи, алекситимию, депрессию или отношения в семье. Они должны быть логично встроены в общий контекст консультирования, иметь особую, каждый раз индивидуальную иерархию, соответствующую основному вектору движения.

Цель психологического консультирования заключается в создании процесса онтологического диалога подопечного и психолога с максимально представленной, структурированной системой средств ориентировки в ситуации заболевания и ССР, начинающейся с этапа мотивационно-потребностного кризиса подопечного, далее этапа рефлексии, ведущей к этапу «вненаходимости», переворачивающей мотивационно-потребностный кризис в операционально – технический, приводящий к обретению смысла и появлении интенции к поступку.

Общая логика построения психосоматического консультирования совпадает с логикой развертывания остальных видов консультирования. В консультировании обычно выделяется несколько этапов[1]. Самый первый этап - установление контакта с приходящим на консультацию человеком, ориентирование его на совместную работу установление отношений доверия. На данном этапе (который длится от 10–15 мин до 1 - 2 ч) происходит, по мнению многих консультантов, предварительное знакомство, установление общего языка и общей тематики обсуждения.

На втором этапе подопечному дается возможность выговориться, и данный период в консультировании называется исповедью и толкованием, этапом выслушивания и рефлексии, сбором информации и осознанием желаемого результата (поиском «задачи»), проведением психодиагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определения возможных форм помощи.

Вначале задают вопрос о жалобах, давших основание для обращения к психологу: «Что привело вас сюда?» Часто при ответе на этот вопрос, предварительно информированный подопечный указывает конкретные симптомы или сообщает уже готовый диагноз: «стенокардия», «язва», «ревматизм». Эти жалобы обязывают расспросить подопечного о содержании его предшествующих переживаний. Следующий вопрос позволяет уточнить время появления болезненных переживаний: «Когда вы это почувствовали впервые?» Устанавливаются и периоды последующих ухудшений и улучшений.

Решающим для понимания связи причин и течения заболевания с социальной ситуацией развития является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала болезни: «Что произошло в вашей жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в вашей жизни?» При ретроспективном взгляде на ситуации, связанные с болезнью, можно перейти к обсуждению жизненного контекста заболевания. Разговор ведется об отношениях с родителями, о развитии в детстве, об отношении с мужем/женой, детьми, о профессиональной деятельности и пр.

Когда проблема и запрос сформулированы однозначно, наступает момент перехода к третьему этапу консультативного процесса. Он обозначается консультантами как толкование (совместная работа подопечного и консультанта, анализ фактов), решение о соответствующем действии, перебор гипотез, решающих «задачу», выработка альтернативных решений.

На третьем этапе консультирования осуществляется перебор гипотетических решений, сформулированных на предыдущем этапе проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Возникает и ряд особых феноменов, препятствующих окончательному принятию решения.

На четвертом этапе, который называется обобщением результатов взаимодействия с подопечным и выхода из контакта, этапом трансформации, заканчивается осмысление психологом результатов взаимодействия с подопечным по поводу проблемы, намечается переход от обсуждения к действию.

Кроме того, что психосоматическое консультирование имеет общие основания, цели и логику развития с остальными видами консультирования, оно также обладает рядом специфических особенностей.

Первая особенность заключается в самом содержании психологической проблемы подопечного. В отличие от других видов консультирования, в психосоматическом консультировании анализируется не только линия жизни, с выделением ее закономерностей и причинно-следственных связей. Линия жизни становится контекстом для главного предмета исследования - психосоматической линии развития, которая включает в себя линию отношения к здоровью, линию перенесенных заболеваний и способов лечения, отношения к заболеваниям, линию мифологизации заболеваний в семье, генетической предрасположенности, линию развития данного заболевания и пр. Именно линия развития болезни становится первым звеном в психологической работе, позволяющим выйти на более широкий жизненный круг проблем подопечного.

Основной задачей психосоматического консультирования становится задача интеграции линии жизни и линии развития болезни, интеграции не только в плане перспективы будущей жизни с заболеванием или преодолением заболевания, но и в ретроспективном поиске источников развития заболевания, способов переживания заболевания, зависимости течения заболевания от ССР.

Вторая особенность психосоматического консультирования заключается в том, что подопечными являются люди с психосоматическим заболеванием, которое может быть подчас очень тяжелым, хроническим и откладывающим свой отпечаток на развитие личностных качеств и особенностей поведения подопечного вследствие прямого повреждающего действия биологического патологического процесса на функционирование головного мозга (например, нервозность, возбудимость при гипертиреозе, депрессия, тревога, изменения личности при опухолях головного мозга), либо вследствие психологического реагирования на факт заболевания. Эти особенности стоит учитывать при проведении психологического консультирования и, следуя за этими особенностями, корректировать технику и тактику проведения беседы. Кроме того, в отдельных случаях требуется проведение не только психотерапевтических мероприятий, но и патопсихологическое обследование, в соответствии с которым необходимо разрабатывать и реабилитационную программу развития подопечного, включаемую в общий контекст психосоматического консультирования.

Третья особенность психосоматического консультирования заключается в самих причинах возникновения психосоматического заболевания. Многократно указывалось, что психосоматические больные пытаются с помощью болезни удержаться в лабильном и болезненном равновесии. Соматический симптом служит им для того, чтобы снять груз неосознаваемых конфликтов за счет переноса части своей психической энергии в физическую сферу. Подчас психологические проблемы являются для них более болезненными, чем соматическое страдание, поэтому они готовы только к работе на симптоматическом уровне. Они предпринимают шаги по уменьшению соматических симптомов, облегчению физического страдания на данный промежуток времени, но не готовы посмотреть на свое заболевание в контексте всей жизни, на связь заболеваний с конфликтными жизненными ситуациями, что позволило бы найти иной, не соматический путь решения их конфликтов.

Требование разработать лучшие пути разрешения конфликтов мобилизует их страх и усиливает защиту, когда, например, язвенный больной говорит: «Доктор, у меня не в порядке желудок, а не голова». Подопечного, который уже долгое время привязан к своим симптомам, трудно сразу убедить, что они могут быть связаны с трудностями эмоциональной природы. Гораздо чаще он хочет быть убежденным в том, что его страдание имеет органическую причину. Такого рода сопротивление в особенности характерно для подопечных с функциональными болевыми синдромами. Их внутренняя неуверенность и лабильность, заставляют их искать психолога или врача, который подтвердил бы наличие у них органического заболевания и освободил бы их от него, для работы с психологическими проблемами такие подопечные не имеют никакой мотивации.

Такие особенности психосоматических больных предполагают особую стратегию психосоматического консультирования. В отличие от традиционного консультирования, которое изначально носит «раскрывающий» характер, психосоматическое консультирование имеет три предварительных этапа,которые подразумевают менее интенсивную переработку конфликта, позволяющие подопечным начать работу с психологическими конфликтами в их социальной ситуации развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.