Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа 6 1 страница




Транспортная задача и метод потенциалов

 

Одной из основных задач ЛП является транспортная задача. Она формулируется следующим образом.

в пунктах производится некоторый продукт. Этот продукт следует доставить в пункты . В пункте производится количество продукта , а потребность пункта равна количеству продукта . Обозначим стоимость перевозки единицы продукта из в через . Тогда транспортные расходы задаются матрицей стоимостей . Если – количество продукта, перевозимого из в , план перевозок задается матрицей . И для данного плана суммарные транспортные расходы . Эту целевую функцию следует минимизировать при условиях удовлетворения потребностей для любого пункта потребления и непревышения производства при вывозе из любого пункта производства . Таким образом, получили транспортную задачу:

; ; (, ),

где .

Для возможности решения такой задачи необходимо выполнение условия Во всех ограничениях ставят знак равенства, потому что излишний продукт (запас) можно складывать и никуда не перевозить, т.е. получим уравнений для неизвестных. Задача имеет смысл при , что заведомо выполнено для и .

Таким образом, транспортная задача в стандартной записи: , , (, ),

где ; .

Такие ограничения достаточно просто привести к правильной форме, хотя и громоздко в силу большого числа переменных. При этом в силу равенства число базисных переменных на единицу меньше числа уравнений, т.е. равно . Для такой задачи легко построить начальный допустимый план (ограничения всегда совместны), например по методу наименьшей стоимости ввести перевозки, обеспечивающие потребности с меньшей стоимостью. Отметим, что данные задачи удобно записывать в виде следующей таблицы:

,

где – стоимость; – величина перевозки.

Пример 24. Построить начальный допустимый план для данных задачи (табл.9) (т = 3, п = 4).

 

Таблица 9

 
                 
               
                 
        = 24

Решение. Возьмем клетку , т.е. (3, 1), с нулевой стоимостью и перевезем из , где , весь необходимый для продукт () и заполним клетку (3, 1). Итак, первый столбец () закрыт. Возьмем клетку (2, 4), где , и закроем потребность () перевозкой из , где , т.е. заполним клетку (2, 4). Итак, столбец закрыт. Оставшиеся в 2 единицы продукта переведем в , где стоимость – наименьшая в строке (), и строка закрыта. В строке остались клетки для и , где , и поэтому удобно оставшиеся в 6 единиц продукта вывезти в () и закрыть . Осталось вывезти из 6 единиц продукта в () и закрыть последние и .

Получилось пять базисных переменных (базисных клеток), а необходимо иметь базисных переменных. Поэтому добавим одну базисную переменную с нулевой перевозкой, например, положим в клетке (3, 3). Транспортные расходы по этому начальному плану .

Отметим, что если производство для какого-то пункта или потребность для какого-то пункта , то их можно не рассматривать, вычеркнуть соответственную строку или столбец из таблицы данных и уменьшить размеры задачи (сделав задачу невырожденной!).

Базисные клетки, где расположены базисные переменные, называются опорными.

Транспортную задачу можно решать обычным симплексным методом, но в силу большого числа переменных гораздо проще решать специальными методами, например методом потенциалов. Для каждого пункта введем потенциалы: для и для , чтобы для опорных клеток: . Таким образом, мы имеем линейное уравнение для потенциалов. Эту систему уравнений легко решать, если выбрать какое-нибудь «начальное» значение потенциала, например . Определим для всех остальных, т.е. свободных, клеток псевдостоимость и косвенную стоимость , которая является коэффициентом при соответствующей свободной переменной в целевой функции правильной формы этой транспортной задачи. Следовательно, если есть косвенная стоимость , то этот допустимый план не оптимален (теорема 2, п.1). Выбираем самый большой отрицательный коэффициент (косвенную стоимость) и образуем цикл пересчета плана, начиная с этой клетки с вершинами в каких-то опорных клеток, проходимых по одному разу. Меняем каждый раз направление в вершине на 90°, т.е. со строки переходя в столбец и обратно. Так как вершин в цикле всегда четное число, то в каждой клетке цикла запишем величину пересчета с чередующимися знаками: или , начиная с в начальной вершине цикла в клетке . Выбираем наибольшую величину так, чтобы не нарушить смысловые ограничения в тех клетках вершин цикла, где стоит , т.е. . Эта величина называется пересчетом цикла, а величина – ценой цикла. Пересчитав план с использованием , получим новый допустимый план, удалив из опорных (базисных) клеток ту клетку или одну из тех клеток, где новое значение перевозки .

Если величина транспортных расходов по старому плану равна , то для нового плана расходы .

Пример 25. Для начального допустимого плана перевозок, построенного в примере 24, определим потенциалы и при

; ; ;

; ; .

Из этих уравнений находим потенциалы ; ; .

Запишем потенциалы в новую таблицу, для которой определим псевдостоимости и косвенные стоимости (табл.10).

 

Таблица 10

 

 
1 0   2 –1 + 6- 4 3  
4 4   3 1      
  6- 0+ 1 1  

 

Тогда для свободных клеток имеем псевдостоимости , которые записываем в левом нижнем углу клетки: ; ; ; ; ; . Косвенные стоимости запишем в правом верхнем углу клетки: ; ; ; ; ; .

В клетке (1; 2) имеем единственную отрицательную косвенную стоимость и поэтому образуем цикл пересчета, начиная с этой клетки , чередуя знаки величины пересчета (табл.10). В нашем случае пересчет цикла . Пересчитаем план по величине и удалим одну лишнюю базисную переменную, равную нулю (). Затем снова восстановим потенциалы (), псевдостоимости и косвенные стоимости, записав их в нужные углы клеток новой таблицы (табл.11): , , , , , , , , , , , , , , , , , 1.

 

 

Таблица 11

 

 
1 1     3 1 4 4  
4 4   3 1      
      1 1  

 

Все косвенные стоимости новой таблицы неотрицательны. Данный план перевозок , , , , , оптимален. Расходы по этому новому плану .

 
 

 

 


Рис.8. Цикл пересчета

í Замечание 1. Потенциалы, псевдостоимости и косвенные стоимости для проверки оптимальности начального плана (пример 19) можно ставить прямо в таблицу этого начального плана, не переписывая ее лишний раз.

í Замечание 2. Стороны цик­ла могут пересекаться, но точки пересечений не могут служить вершинами цикла (рис.8).

í Замечание 3. Если удачно составлен начальный допустимый план, то оптимальность может достигаться сразу, без пересчета по циклам, что и устанавливается с помощью метода потенциалов.

Пример 26. Пусть транспортная задача и ее начальный допустимый план перевозок заданы таблицей (табл.12), в которую вписан начальный допустимый план ().

Решение. Расходы по этому плану

. Найдем потенциалы (при ): ; ; ; ; ; ; , , , , , , . Определим псевдостоимости и косвенные стоимости для свободных клеток: , , , , , , , , , , , , , , .




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 50; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.