Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель простейшей системы, в которой осуществляется управление




 

Простейшая система управления состоит из двух физических лиц (людей), один из которых (управленец) властвует над другим субъектом (объектом управления). Модель такой системы изображена на рис.17.

Следует отметить, что в учебной литературе по менеджменту такая модель «почему-то» (случайно или специально) отсутствует и подавляющее большинство преподавателей, тиражирующих «американские представления» о менеджменте, почему-то этого не замечают или не хотят замечать.

 
 
Объект управления (ОУ)


Управленец (У)

 
 

 

 


 

 

Рис.17. Модель простейшей системы, в которой осуществляется управление

 

На рисунке изображено 2 субъекта. Властвующий субъект назван «управленцем» (командиром), а подчиняющийся - «объектом управления». Система названа простейшей из-за того, что в нее входит минимальное число участников (тот, кто управляет, и тот, кем управляют).

Управленец оказывает «управляющие воздействия» (приказы, распоряжения, угрозы наказания за неисполнение приказом и т.п.). Путь и технические средства, используемые при оказании воздействий, называются «каналом воздействий» или «каналом прямой связи». Эти термины заимствованы из «кибернетики».

В ответ на воздействия ОУ осуществляет «отклики» для передачи которых используется «канал обратной связи».

Отклик – реакция ОУ на воздействие, характер и свойства которой установлены управленцем и которая обращена в адрес управленца.

Отклик нельзя путать с «реакцией». Например, подчиненный, обиженный или оскорбленный управленцем, может срывать свое настроение (проявлять свою реакцию) на членах семьи, но не на начальнике.

В зависимости от характера санкций (наказаний), используемых при неисполнении команд, управление подразделяют на виды:

· командно-принудительное управление, при котором наказание носит характер физического насилия, лишения свободы, уничтожения ОУ;

· командно-административное управление, при котором санкции за неподчинение носят дисциплинарный или административный характер, включая штрафы (главный законный метод управления персоналом);

· командно-побудительное (мотивационное) управление, при котором санкции за неподчинение не применяются и используются стимулы. Принцип такого управления: «хочешь пряник, - служи». Одним из подвидов такого управления является рекламная деятельность.

По другим признакам различают следующие виды командного управления:

· дрессировка;

· регулирование;

· кодирование и т.д.

Модель более сложной системы, в которой осуществляется управление, изображена на рис.18.

 
 

 


Рис.18. Модель более сложной системы

 

На рис.18 модель системы несколько усложнена. Учтено, например, что у подчиненного должно быть «рабочее место» и что объектом управления является не сам человек, а его труд. В этом случае «отклики» будут характеризовать результаты труда ОУ.

Для того, чтобы понять сущность управления, необходимо разобраться в видах деятельности управленца (в его функциях) и в их связи с ОУ. Посмотрим, что дается в учебной литературе.

 

1.3. «Учебные модели процесса управления»

 

Разные лица используют учебную литературу России по менеджменту для распространения разной «фантазии» на тему «процесс управления». Приведем такие модели без пояснения.

«Модель Анри Файоля» - самое распространенное субъективное суждение о процессе управления, модель волюнтаристски которого приписана А. Файолю. В директивном (принудительном) порядке все преподаватели менеджмента в России должны навязывать эту «модель» студентам, ибо термины, используемые в этой модели, включены в государственный стандарт образования. Эта «модель» приведена на рис.19.

 

 
 

 

 


 

Рис.19. «Модель процесса управления А.Файоля»

 

На рисунке нет ни «управленца», ни «объекта управления», ни «каналов связи» между ними. Изображены четыре прямоугольника, в которых написаны какие-то слова, волюнтаристски (по прихоти) названные «функциями управления». Прямоугольники, образующие блок-схему соединены стрелками с непонятным назначением, образуя «замкнутую цепь», якобы, управления.

На рис.20 приведена другая «фантазия» на тему «процесс управления».

 

 
 

 


Рис.20. Одна из учебных «моделей процесса управления».

 

В рамках одной из «моделей процесса управлении» в суждения о «функциях управления» волюнтаристски внедрены термины «целеполагание» и «стратегополагание». На самом деле таких «функций», по мнению автора, не существует, но эти термины используются и их надо знать, хотя, что они означают, остается неизвестным.

 

Учебное задание – создайте подборку разных «учебных моделей процесса управления». Попытайте найти модели, в которых изображены управленец, объект управления и каналы связи между ними.

 

1.4.Анализ сущности процесса, названного «моделью

А.Файоля»

 

Наша задача – выяснить истинную сущность процесса, который назван «моделью А.Файоля процесса управления». Сомнения в соответствии модели названному процессу уже высказаны: в модели нет управленца, объекта управления и каналов связи между ними. Сомнений – мало. Надо понять, что за процесс назван «управлением». Заодно продемонстрируем пример «функционального анализа».

1). Сначала избавимся от «кодировки» со стороны лиц, которые внушают нам, что на рис.19 изображена модель процесса управления.

Кодировка задана названиями «функций управления». Сохраняя модель, отбросим эти названия, заменив их словом «функция» с указанием номера по порядке. В результате этого придем к модели, изображенной на рис.21.

 

 

 
 

 


Рис.21. Раскодированная «модель А.Файоля»

 

Не трудно заметить, что раскодирование не изменило сущность модели, изображенной на рис.19.

 

2). Теперь введем представление о «функции».

«Функция» - временная последовательность операций, действий человека, которые объединены причинно-следственной связью и описывают общей для них зависимостью от времени («закономерностью»).

Простейшее представление о функции хорошо известно из курса математики:

 

У = f (Х, t),

 

где: f – вид функции, Х – «начальный параметр», t – время, У – результат действия функции.

Математическая абстракция для многих людей плохо понятна. Поэтому поясним приведенное выражение следующим образом.

Например, какой-то человек, например повар, готовит обед. Для приготовления обеда он использует сырье (продукты), обозначенные буквой Х. Обед готовится за время t. Результатом такой деятельности (функции) за время t будет обед (обозначен буквой У).

 

3). Теперь разберемся в представлении «причинно-следственная связь» и в назначении стрелок, которыми соединены блоки в схеме на рис.21.

В простейшем случае наличие «причинно-следственной связи» означает, что результат предыдущей деятельности (У) является «сырьем» для последующей деятельности.

Например, чтобы сколотить ящик нужно выполнить следующие функции. Сначала надо спилить дерево и нарезать бревна. Это – результат первой деятельности (первая функции). После этого бревна надо распилить на доски (вторая функция). Бревна являются сырьем для производства досок. После этого надо нарезать доски заданного размера (третья функция). Используя нарезанные доски можно сколотить ящик (четвертая функция). Результат предыдущей функции считается «причиной», а осуществление последующей функции – «следствием».

Стрелки, соединяющие на рис.21 разные функции означают, что результат предыдущей функции является «причиной» для осуществления последующей функции. Учитывая это обстоятельство, свяжем все функции ( f1, f2, f3, f4 ) в модели на рис.21 «причинно-следственной связью»:

 

У = f1(Х, t); Z= f2 (У, t); q = f3 (Z, t); Х = f4 (q, t).

 

Отразим (рис.22) наличие причинно-следственной связи в модели, изображенной на рис.21.

 

 

 
 

 

 


Рис.22. Модель деятельности, скрытой в «модели А.Файоля» с указанием

причинно-следственных связей между разными функциями

 

4). Результат функционального анализа «модели А.Файоля» и выводы

 

Для понимания той деятельности, модель которой изображена на рис.22 и, следовательно, на рис.19, рассмотрим примеры.

Пример деятельности, названной «сизифовым трудом».

Согласно древнегреческой мифологии царь Сизиф был «за гордыню» наказан богами. Он был обречен бесконечно осуществлять бессмысленную деятельность, вкатывая круглый камень на вершину горы, с которой камень сказывался, и снова его вкатывать и т.д. (до бесконечности).

Разобьем деятельность Сизифа на 4 стадии («алгоритмизируем» ее).

Первая стадия его деятельности (первая функция f1) – вкатывание камня на 1/3 горы, удерживание его и небольшой отдых.

Вторая стадия (вторая функция f2) – вкатывание камня на вторую треть горы и снова небольшой отдых.

Третья стадия (третья функция f3) – вкатывание камня на вершину горы.

Четвертая стадия (четвертая функция f4) – камень сам скатывается с горы, а Сизиф бежит за ним, догоняя его у подножья горы.

Пример деятельности психически больного отшельника.

Предположим, что психически больной человек строит модель города из песка, затем разрушает свое строение и снова строит, продолжая такую деятельность до бесконечности. Алгоритмизируем ее, подразделяя на четыре стадии (на четыре функции).

Первая функция - строятся отдельные здания из песка.

Вторая функция – выделяются дороги и площади в городе из песка.

Третья функция – огораживается территории «города» крепостными стенами из песка с проделанными в них воротами.

Четвертая стадия – построенное сооружение из песка разрушается, чтобы снова начать такое же строительство.

Пример деятельности другого психически больного отшельника.

Предположим, что какой-то человек собирает из каких-то элементов (Х) узлы У (первая функция). Затем из собранных узлов (У) собирает какие-то технические агрегаты (Z). После этого из агрегатов Z собирает конструкцию q. Собрав ее, он разбирает ее на простейшие элементы Х, чтобы снова собирать и разбирать конструкцию.

Вывод. Нетрудно заметить, что модель, изображенная на рис.19, соответствует приведенным примерам. Разным стадиям сизифова труда или деятельности психически больного отшельника произвольно приписаны названия (планирование, организация, мотивация и контроль). По существу такие названия предназначены лишь для обмана. На сущность бесцельной и бесконечной деятельности психически больного отшельника они не влияют. Именно такая деятельность преподносится в учебной литературе по менеджменту в качестве «модели процесса управления».

Критиковать чужие модели – неконструктивно. Нужная объективная модель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.