Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная сущность, место и роль стратегии и планирования в менеджменте. Типичные ошибки




Объективная (авторская) принципиальная модель процесса управления. Функции и сущность управления

 

Такую модель можно построить, изучая достижения по созданию «автоматических систем управления» («кибернетики»). Одна из таких попыток продемонстрирована в учебнике «Менеджмент», написанном большой группой авторов во главе с академиками Русиновым Ф.М. и Разу М.А. (М.:ФБК-ПРЕСС. 1999. -504 с.) Она оказалась неудачной. Исправим их ошибки и на рис.23 приведем принципиальную (простейшую) модель процесса управления.

 

Управленец

 
 

 


Рис.23. Принципиальная модель системы и процесса управления

На рисунке изображена система, состоящая из Управленца, ОУ и каналов связи между ними. Внутри блока Управленец изображена блок-схема, в которой часть блоков очерчена пунктирными линиями, а часть блоков – сплошными линиями.

В блоках, очерченных пунктирными линиями, отражены результаты деятельности, которая предшествует управлению. Эта деятельность называется «разработкой стратегии управления». Результатом такой деятельности является «стратегия», а ее основные компоненты названы «закон управления» (ЗУ) и «план управления» (ПУ). Принятие управленцем стратегии и начало ее реализации – причина управления, а процесс управления – следствие.

Деятельность, которая называется «управлением», включает в себя (в простейшем случае) четыре функции (функции управления):

1) «генерация командных воздействий и доведение их до ОУ» (ГВ);

2) «прием и измерение откликов объекта управления» (ПИО);

3) «сравнение фактических откликов с плановыми (желаемыми) откликами и определение разницы между ними»;

4) выработка на основе сравнения изменений и дополнений к ЗУ и внесение их в ЗУ с целью последующего приближения фактических откликов к плановым и совпадения их с плановыми значениями («коррекция» ЗУ).

Управление – способ реализации стратегии для достижения

управленцем своих целей за счет командного господства над объектом управления. Сущность управления – обеспечение совпадения фактических откликов ОУ с плановыми заданиями, которые установлены управленцем. Сущность управления не зависит от выбора управленцем своих целей.

Рассматривая модель на рис.23 и видя связь представлений о стратегии и планировании с процессом управления, нетрудно понять, почему эти представления нельзя отрывать друг от друга (как причину и следствия, как цели деятельности и ее результат).

 

 

1) Общепринятые толкования термина «стратегия»

Разработка стратегий – самая секретная деятельность в менеджменте. В рыночных условиях не принято помогать конкурентам в ущерб себе и готовить такие кадры. Наоборот, принято распространять глупость и ложь.

В результате этого возникло множество разных толкований термина «стратегия». Приведем типичные суждения в табл.10.

 

Табл.10.

Учебные толкования термина «стратегия» Источник
«Стратегия – это средство достижения конечного результата. Стратегия объединяет все части организации в единое целое. Стратегия – это долгосрочный план организации. Стратегия – это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определение возможностей и препятствий ее развития. Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования./Учебное пособие. – М.: Финпресс, 1998. – 192 с.  
«Динамический процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции» «Стратегия представляет собой детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации, достижение целей». М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. – М.: Дело ЛТД. – 704 с.
«Стратегия. 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны. 2. перен. Искусство руководства общественной, политической борьбой». С.И. Ожегов. Словарь русского языка.

 

Авторский комментарий к приведенным суждениям.

По первому источнику.

Стратегия – не средство (лекарство, клей и т.п.). Это – глупость.

Стратегия никого не объединяет, не является живым организмом.

Стратегия – не план. План – компонента стратегии (см. модель на рис.23).

Стратегия не являет анализом или его результатом. Анализы и результаты предшествуют разработке стратегии. Данное суждение навязывается для того, чтобы люди не могли бы разрабатывать стратегию и стремились бы ее подменить какими-то анализами. Это суждение – не глупость, а целенаправленная ложь.

По второму источнику

Первое суждение о «зонтике» рассчитано на «детский возраст» и на обман. Обман скрыт за термином «управленческие функции» (планирование, организация, мотивация и контроль).

Второе суждение – политическая дезинформация. Во-первых, стратегия не является «планом». Во-вторых, стратегия не предназначена для осуществления миссии. Миссия является разновидностью рекламы. Виды рекламы по назначению: реклама товара, реклама имиджа фирмы, реклама общественной полезности деятельности фирмы («миссии»). Подчинение стратегии не получению дохода и прибыли, а осуществлению одной из разновидности рекламной деятельности – такого назначение данного толкования.

 

2) Объективная (авторская) детализация представлений о «стратегии» и «плане» управления. Ошибки и проблемы.

 

Стратегия «организации» (ЮЛ) – комплекс мер и действий учредителя ЮЛ в замысле, который по его мнению является в основе необходимым и достаточным для достижения конечной (стратегической) цели.

Разработке стратегии предшествует свой комплекс мер и действий, разных анализов, на которых останавливаться не будем.

Стратегия в три (основных) этапа. На первом этапе осуществляется моделирование производства товаров (продукции, работ, услуг), которое необходимо для получения дохода и прибыли. На втором этапе моделируют все виды организаций, в том числе персонала, которые необходимы для получения дохода и прибыли в реальных условиях. На третьем этапе моделируются все виды управленческой деятельности, которые считаются в основе достаточными для достижения стратегической цели.

Модели, используемые при разработке стратегии, носят секретный характер, в том числе характер «коммерческой тайны».

После разработки стратегии начинается ее преобразование. Стратегия преобразуется в систему правил, условий и норм (будущих директив), которые соответствуют моделям. Преобразование стратегии в единый комплекс будущих директив (для построения организаций и осуществления управленческих действий) можно наглядно проиллюстрировать следующим примером.

Вульгарный, но наглядный, пример. Если человек или группа людей подойдет к плоскому зеркалу, то они увидят в нем свое отражение. Если зеркало является криволинейным, то они увидят искаженный образ (результат преобразования, достигнутый с помощью криволинейного зеркала). Очевидно, что такое зеркальное преобразование отличается от реального объекта. Система директив, которые придуманы для использования моделей, естественно отличается от самих моделей. Для реализации стратегии используются не построенные модели (собственно «стратегия»), а комплекс директив, созданный на их основе. Эти директивы будут (при принятии стратегии) использоваться в Уставе, в разных директива, положениях, в договорных документах и немногие люди смогут собрать их вместе, чтобы выявить «преобразованную стратегию» и на ее основе вскрыть истинную стратегию (комплекс моделей).

Основными результатами преобразования управленческой стратегии (без учета стратегии создания организаций) являются «закон управления» (ЗУ) и «план управления» (ПУ).

Условно и упрощенно «закон управления» можно назвать «планом командных воздействий управленца».«План управления» представляет собой «план ожидаемых и должных откликов объекта управления».

Типичная путаница представлений связана с тем, что в учебной литературе эти два плана в отношении разных участников системы управления не разделяются. Многие люди, стремящиеся быть управленцами, под «планом управления» понимают не план откликов, а план собственных действий. Не разбираются в том, способен, может или нет объект управления сделать нужные управленцу отклики. В этих случаях возникает «авантюрное управление». Вся учебная литература по менеджменту направлена по подготовку кадров «авантюрных», «безуспешных управленцев».

«Закон управления» - временная последовательность командных воздействий на объект управления, которые способен (по квалификации) и может (при обеспеченной вооруженности его труда) осуществлять отклики согласно «плану управления».

«План управления» - временной ряд откликов объекта управления на командные воздействия управленца, каждый из которых соответствует частной цели управленца, а все частные цели находятся в последовательной причинно-следственной связи с конечной (стратегической) целью.

Для реализации «плана управления» разрабатывается «планово-учетная политика». При разработке такой политики управленец стремится выработать минимально необходимое, но в основе остаточное, число «контрольно-учетных параметров» для оценки откликов. В процессе управления командир стремится обеспечивать совпадение параметров фактических откликов с планово-учетными (желаемыми) параметрами. По мере совпадения таких параметров (частных целей) управленец продвигается к достижению стратегической (конечной) цели.

Существуют разные объективные проблемы управления.

Одна из таких проблем связана с подготовкой кадров объектов управления, которые в силу профессиональной подготовки и интеллекта должны быть способны выполнить команды управленца.

Другая проблема связана с необходимой вооруженностью труда объекта и с наличием у него должного рабочего места.

Третья значимая проблема связана с заинтересованностью объекта в выполнении заданий и с оплатой его труда.

Четвертая значимая проблема связана с наличием «возмущений». Под «возмущением» понимаются воздействия других лиц (членов семьи, конкурентов, органов власти и других), которые влияют на отклики объекта. Проблема заключается в том, чтобы «внешние возмущения» были бы пренебрежимо малы по сравнению с командами управленца. В противном случае команды управленца становятся неэффективными.

Виды планирования:

· Стратегическое планирование осуществляется учредителем ЮЛ до создания ЮЛ и найма персонала (до начала управленческой деятельности). И закон управления, и стратегический план, а также любые изменения или дополнения к ним, утверждаются только учредителем ЮД.

· Оперативное планирование осуществляется и вводится в действие приказами директора ЮЛ во исполнение стратегического планирования. Решения по изменению и дополнению таких планов принимает директор по мере необходимости и только во исполнение стратегического плана. Планирование, которое осуществляет директор ЮЛ, является «высшим административным планированием».

· Оперативно-тактическое планирование – планирование, осуществляемое заместителями директора ЮЛ и начальниками служб во исполнение «директорского планирования». В рамках такого планирования эти руководители распределяют обязанности, ответственности и права между своим подчиненными.

· Тактическое планирование – планирование, осуществляемое низовыми администраторами и начальниками отделов во исполнение оперативного и оперативно-тактического планирования (по подчиненности).

· Планирование деятельности рядовыми исполнителями осуществляется в соответствии с тактическим планированием (по подчиненности).

Примечание автора курса. Данная систематизация соответствует традициям использования терминологии в вооруженных силах. В учебной литературе по менеджменту «тактическое планирование» («тактика») считается более высоким уровнем планирования, чем «оперативное планирование» (управление «частями и соединениями»).

 

3) Учебные представления о природеи цели планирования. Их критика

Приведем (повторим) типичные «учебные суждения» в виде выдержек из учебного пособия А.Г Фаррахова («Общий менеджмент»), которое отражает «учебную программу» и соответствует массовой учебной литературе по менеджменту.

«Планирование – это сознательный, систематический процесс принятия решений о целях и деятельности, которые отдельный человек или организация будут выполнять в будущем».

Критический комментарий автора курса.

Систематический процесс принятия решений не является «планированием». После того, как план принят, начинается осуществление плана. При сравнении фактических откликов объекта с плановыми значениями управленцу приходится корректировать «закон управления», а не менять план управления. Управленческие решения не должны изменять план управления, если не стремиться к ликвидации управления.

Продолжим цитирование.

«Фактически планирование начинается еще до постановки цели. Она начинается с анализа обстановки, обстоятельств, которые определяют ту или иную цель».

Критический комментарий автора курса.

Эта фраза – «учебная глупость или ложь». Если нет цели и способа ее достижения, то нет планов реализации выбранного способа достижения цели. Любые «анализы» являются основанием для выбора цели, а точнее – способа ее достижения. Они не являются «планом».

Продолжим цитирование.

«Миссия – основная, главная цель организации, ради которой она и создана». «…миссия организации является основой при формулировке ее целей, которые представляют собой отправную точку при планировании».

Критический комментарий автора курса.

Приведенное суждение навязывается американцами и господствует в учебной литературе России по менеджменту. На самом деле главная цель рыночного менеджмента – получение дохода и прибыли, а «дарение» произведенной продукции всем желающим.

Чтобы раскрыть смысл приведенного суждения раскроем смысл понятия «миссия» на абстрактном примере.

Предположим, что какая-то фирма хочет получать доход за счет производства и продажи сделанных в ней дверных замков. В рамках конкурентной борьбы эта фирма разрабатывает и распространяет рекламу:

· продукции (замков);

· рекламу состоятельности (имиджа) фирмы;

· рекламу полезности деятельности фирмы для граждан и общества (рекламу миссии ).

Рекламируя свою продукцию, такая фирма будет распространять сведения о надежности своих замков и о суждениях каких-то «экспертов» или потребителей о качестве замков данной фирмы.

Рекламируя состоятельность своей деятельности, фирма может устанавливать большой срок гарантии качества замков и обещание замены дефектной продукции за период действия гарантии и т.п.

Рекламируя полезность своей деятельности (миссии), данная фирма будет распространять сведения о том, что ее замки будут защищать имущество и жизнь граждан за счет приобретения и установки изготовляемых ею замков. То, что такая «полезность» связана с покупкой замков, опускается при такой рекламе, но существа цели (получения дохода и прибыли) не меняет. Не «миссионерская деятельность фирмы» является основой для ее деятельности при планировании и его реализации, а способ получения дохода и прибыли.

Продолжим цитирование.

«Задачи – это конечные цели, те рубежи, на которые хочет выйти организация. Они являются не только конечным этапом планирования, но и целью, для которой выполняются все управленческие функции».

Критический комментарий автора курса.

Задачи – это не цели, а проблемы на пути достижения цели, требующие решения. Задачи не являются «конечным этапом планирования». Решение задач предшествует планированию или осуществляется в процессе планирования. В этой фразе все перевернуто с «ног на голову».

Дополнительные авторские сведения на обозначенную тему.

В учебной литературе нет объективных представлений о «природе целей» в менеджменте, а в качестве целей высказана «глупость».

Восполним этот «пробел » и раскроем природу целей.

Все люди и их объединения нуждаются в удовлетворение жизненно важных потребностей. Удовлетворение таких потребностей – условия сохранения, защиты жизни и продолжения рода. К таким потребностям относятся потребности в пище и в воде, в одежде, в жилище и в способах деятельности, которые могут приводить и приводят к удовлетворению этих потребностей.

В условиях, когда приобретение объектов и прав, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей, связано с приобретением денег и последующим их обменом на нужные товары, общим способом является получение дохода и прибыли в денежной форме. Приобретение доходов и прибыли является условием существования («универсальной потребностью») не только людей (за исключением «Робинзонов Крузо»), но и для существования и развития юридических лиц, которые аллегорически называют «организациями».

Итак, природа всех целей, типичных для любых юридических лиц, - необходимость удовлетворения потребностейучредителей в доходах и прибыли, а также в решении задач по самозащите, самообороне и приобретении конкурентных преимуществ перед другими лицами в рыночных условиях. таких лиц и скрывающихся за ними людей и их организаций. Иными словами природа целей юридических лиц неразрывно связана с природой целей тех людей, которые создали ЮЛ, а также с природой целей других лиц, вовлекаемых в деятельность ЮЛ или привлекаемых к ней.

Цель деятельности и потребностьразные понятия. Цель – желаемый конечный результат будущей деятельности, который, по мнению субъекта, может и должен при его использовании привести к удовлетворению потребности.

Например, результатом деятельности (достигнутой целью) может быть приобретение продуктов питания. Но сами по себе продукты без их употребления в пищу не приводят к удовлетворению потребности. Приведет или нет употребление продуктов питания к удовлетворению потребности (утолению голода), неизвестно до приема пищи и времени, которое используется для переработки пищи. Прием пищи может привести к разным последствиям для здоровья. Вместо утоления голода и приобретения ожидаемой энергии могут возникнуть, например, отравление и разные аллергические реакции. Например, у людей разной расы организмы вырабатывают разные ферменты разные ферменты. Некоторые люди, например, не перерабатывают спирт (через ацетон) в воду и углекислый газ. Другие люди, например, таиландцы, плохо перерабатывают свежее молоко. Третьи люди не имеют ферментов для переработки грибов. И т.д. Цель как конечный результат деятельности и использование полученного результата для удовлетворения потребностей – разные виды деятельности человека и его организма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.