Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернализация социальных идей как механизм воспитания (по Б. Битинасу)




В качестве центральной проблемы теории воспитания Б. Битинас в своей работе «Структура процесса воспитания» предлагает рассмат­ривать условия превращения социальных идей (ценностей) в реальные внутренние побудительные силы, определяющие главное направление жизнедеятельности воспитанника [9]. Применительно к процессу вос­питания речь, по сути дела, идет о тех механизмах, которые обеспечи­вают достижение целей воспитания. Постановка целей воспитания в виде психических образований личности предъявляет определенные требования и к рассмотрению механизмов их достижения.

В этом случае анализ этих механизмов не может и не должен огра­ничиваться рассмотрением лишь педагогических факторов, а предпо­лагает выявление психологической составляющей этого процесса. Для этого важным становится решение вопроса о понятиях, выражающих психологическую сущность воспитательного процесса. Для процесса обучения таким понятием стало «усвоение», с помощью которого рас­крывается психологическая сторона присвоения учеником обществен­ного опыта и способов деятельности. Для воспитания такого универ­сального понятия пока еще не существует.

Некоторые исследователи предлагают использовать в этих целях такое психологическое понятие, как «интериоризация». Как известно, оно означает процесс перехода внешнего, социального и индивидуаль­ное, внутреннее. Однако, по мнению Б. Битинаса, данное понятие не совсем отвечает специфике процесса воспитания, так как не раскры­вает механизмов развития личности в процессе целенаправленного воспитательного процесса.

Б. Битинас считает, что психологическая сущность процесса воспи­тания наиболее полно может быть выражена с помощью такого понятия, как «интернализация», которое он рассматривает как процесс, в ходе которого осуществляется «превращение обобщенного социаль­ного опыта во внутреннюю силу, побуждающую воспитанника к соци­ально ценному поведению и деятельности и удерживающую его от со­циально нежелательных поступков» [9, с. 71].

При всей близости формулировок данное понятие весьма суще­ственно отличается от понятия «интериоризация». Принципиальная новизна интернализации состоит в том, что в этом случае внешние социальные факторы воспитания не только преобразовываются во внутренние, но и выступают побудителями общественно значимой де­ятельности воспитанника.

В психологическую теорию понятие «интернализация» ввел Ж. Пиаже для раскрытия сущности развития внутреннего мира ребенка. В дальнейшем оно получило свою теоретическую разработку в трудах представителей ряда других психологических концепций. Представ­ляет интерес рассмотрение содержания данного понятия в рамках раз­личных психологических подходов.

Для Ж. Пиаже основу интернализации составляет процесс возраст­ного созревания интеллектуальных структур. Формирование внутренних сил поведения ребенка начинается с периода возникновения по­требности в согласовании своей точки зрения с точкой зрения других людей. Поскольку предельным вариантом точки зрения других людей являются моральные нормы общества, то этот процесс был рассмот­рен как процесс развития моральных суждений ребенка.

Стержневым моментом морального развития выступает переход ре­бенка от эгоцентрической, реалистической перспективы, в которой он сам является центром всего мира, к релятивистской, где ребенок спо­собен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место. Поэтому Ж. Пиаже утверждает, что моральная скованность ребенка держится в тисках двух взаимодействующих факторов: когнитивной незрелости и эмоционального одностороннего чувства уважения, кото­рое он испытывает к старшим.

Большинство моральных правил ребенок получает от взрослых. Но не сразу. Сначала дети усваивают правила различных игр, что, по сути, является исполнением определенной роли. В отношении правил игры Пиаже раскрывает два феномена. Первый он называет «практическим и правилами» — это способы, при помощи которых дети разного воз­раста применяют правила. Второй — «осознание правил», т. е. знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры.

В общем процессе морального развития индивид проходит две ста­дии — от примитивного морального реализма (1-я стадия) к более зре­лой автономной морали (2-я стадия).

На первой стадии правила воспринимаются им как неизменные, и он готов с необходимостью следовать их требованиям.

На второй стадии ребенка начинает занимать не буква правил, а их дух, поскольку эти правила установлены при его непосредственном участии в кооперации с другими людьми (детьми, взрослыми).

Поэтому основное внимание уделяется не простому послушанию, а оправданию взаимных ожиданий путем апелляции к мотивам действия. Более детальный анализ позволил установить существующие разли­чия между этими стадиями, по крайней мере, по девяти признакам (табл. 3.1) [72, с. 92].

Таблица 3.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.