КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интернализация социальных идей как механизм воспитания (по Б. Битинасу)
В качестве центральной проблемы теории воспитания Б. Битинас в своей работе «Структура процесса воспитания» предлагает рассматривать условия превращения социальных идей (ценностей) в реальные внутренние побудительные силы, определяющие главное направление жизнедеятельности воспитанника [9]. Применительно к процессу воспитания речь, по сути дела, идет о тех механизмах, которые обеспечивают достижение целей воспитания. Постановка целей воспитания в виде психических образований личности предъявляет определенные требования и к рассмотрению механизмов их достижения. В этом случае анализ этих механизмов не может и не должен ограничиваться рассмотрением лишь педагогических факторов, а предполагает выявление психологической составляющей этого процесса. Для этого важным становится решение вопроса о понятиях, выражающих психологическую сущность воспитательного процесса. Для процесса обучения таким понятием стало «усвоение», с помощью которого раскрывается психологическая сторона присвоения учеником общественного опыта и способов деятельности. Для воспитания такого универсального понятия пока еще не существует. Некоторые исследователи предлагают использовать в этих целях такое психологическое понятие, как «интериоризация». Как известно, оно означает процесс перехода внешнего, социального и индивидуальное, внутреннее. Однако, по мнению Б. Битинаса, данное понятие не совсем отвечает специфике процесса воспитания, так как не раскрывает механизмов развития личности в процессе целенаправленного воспитательного процесса. Б. Битинас считает, что психологическая сущность процесса воспитания наиболее полно может быть выражена с помощью такого понятия, как «интернализация», которое он рассматривает как процесс, в ходе которого осуществляется «превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, побуждающую воспитанника к социально ценному поведению и деятельности и удерживающую его от социально нежелательных поступков» [9, с. 71]. При всей близости формулировок данное понятие весьма существенно отличается от понятия «интериоризация». Принципиальная новизна интернализации состоит в том, что в этом случае внешние социальные факторы воспитания не только преобразовываются во внутренние, но и выступают побудителями общественно значимой деятельности воспитанника. В психологическую теорию понятие «интернализация» ввел Ж. Пиаже для раскрытия сущности развития внутреннего мира ребенка. В дальнейшем оно получило свою теоретическую разработку в трудах представителей ряда других психологических концепций. Представляет интерес рассмотрение содержания данного понятия в рамках различных психологических подходов. Для Ж. Пиаже основу интернализации составляет процесс возрастного созревания интеллектуальных структур. Формирование внутренних сил поведения ребенка начинается с периода возникновения потребности в согласовании своей точки зрения с точкой зрения других людей. Поскольку предельным вариантом точки зрения других людей являются моральные нормы общества, то этот процесс был рассмотрен как процесс развития моральных суждений ребенка. Стержневым моментом морального развития выступает переход ребенка от эгоцентрической, реалистической перспективы, в которой он сам является центром всего мира, к релятивистской, где ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место. Поэтому Ж. Пиаже утверждает, что моральная скованность ребенка держится в тисках двух взаимодействующих факторов: когнитивной незрелости и эмоционального одностороннего чувства уважения, которое он испытывает к старшим. Большинство моральных правил ребенок получает от взрослых. Но не сразу. Сначала дети усваивают правила различных игр, что, по сути, является исполнением определенной роли. В отношении правил игры Пиаже раскрывает два феномена. Первый он называет «практическим и правилами» — это способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила. Второй — «осознание правил», т. е. знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры. В общем процессе морального развития индивид проходит две стадии — от примитивного морального реализма (1-я стадия) к более зрелой автономной морали (2-я стадия). На первой стадии правила воспринимаются им как неизменные, и он готов с необходимостью следовать их требованиям. На второй стадии ребенка начинает занимать не буква правил, а их дух, поскольку эти правила установлены при его непосредственном участии в кооперации с другими людьми (детьми, взрослыми). Поэтому основное внимание уделяется не простому послушанию, а оправданию взаимных ожиданий путем апелляции к мотивам действия. Более детальный анализ позволил установить существующие различия между этими стадиями, по крайней мере, по девяти признакам (табл. 3.1) [72, с. 92]. Таблица 3.1
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |