КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи исследования
Изучение роли привычек в воспитании у детей устойчивых форм поведения Опытно-экспериментальное знание Актуальность исследования. Формирование нравственно-психологических качеств школьников составляет важную задачу. Вместе с тем ни учителя, ни воспитатели в школе не ставят перед собой в качестве особой задачи формирование у детей необходимых для реализации их отношений способов и форм поведения. Исследованность проблемы. В психологии почти не существует экспериментальных исследований, посвященных этой проблеме. Некоторые психологические аспекты данного процесса были в свое время рассмотрены Л. И. Божович [12]. Объект исследования. Школьники 1-го класса в процессе выполнения своих учебных обязанностей. Предмет исследования. Старательность и добросовестность школьников в выполнении своих учебных обязанностей. Цель исследования. Выявить психологические предпосылки методики, направленной на формирование у детей нравственных качеств. 1. Провести анализ учебной деятельности школьников и выделить формы поведения, необходимые для старательного и добросовестного выполнения учебных обязанностей. 2. Организовать систематическое упражнение детей в этих формах поведения. Организовать контроль со стороны самих детей за успехами по овладению соответствующими формами поведения. Гипотеза: 1) формирование нравственной стороны личности ребенка, его личностных качеств опирается на усвоение детьми привычных форм поведения; 2) формирование определенных положительных качеств у школьников требует такой организации поведения, которая побуждала бы ребенка действовать всегда определенным способом; 3) закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновение у ребенка потребности действовать соответственно этим усвоенным формам происходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только по определенным мотивам. Методы исследования. Преобразующий эксперимент. Методический замысел. Постоянный контроль качества выполнения домашних заданий школьниками. Организация после плановых уроков обязательных дополнительных занятий для всех школьников, некачественно выполнивших домашнее задание. Постановка перед учащимися учебной задачи (выполнить задание) в единстве с задачей воспитательного характера (делать это все старательно и аккуратно). Организация общественного мнения школьников в поддержку высоких требований к качеству выполнения домашних заданий. Результаты исследования. В тех случаях, когда удавалось: а) обеспечить неуклонное и систематическое выполнение учащимися поставленных перед ними требований; б) создать у детей эмоционально положительное отношение к выполнению этих требований, то почти у всех учащихся в течение одного месяца вырабатывалась привычка всегда аккуратно и добросовестно готовить уроки и выполнять задания учителя в классе. Вместе с привычкой у детей появилось соответствующее отношение к делу: забота о том, чтобы вовремя сесть за приготовление уроков; стремление сделать их как можно лучше; гордость от сознания, что они научились «стараться». В том случае, если учитель оставлял детей после уроков в форме наказания, у них не сформировалось ни нужной привычки, ни правильного отношения к делу. Теоретические выводы. Усваиваемые формы поведения закрепляются и приобретают устойчивость, когда они становятся для ребенка средством реализации определенных мотивов, стремлений, потребностей. Закрепление упражняемых форм поведения и превращение их в качества личности требуют определенной организации как мотивационной сферы ребенка, так и его поведения. Мотивационная сфера способствует закреплению поведения, если: л) у ребенка с самого начала имеется положительное отношение к тем формам поведения, которые он усваивает; б) в сознании школьника имеется определенный действенный образец (идеал) поведения, которому упражняемые формы соответствуют. Поведение может закрепиться и в том случае, если оно основывается на внешнем побуждении со стороны учителя. При этом необходимо, чтобы получаемый в результате такого действия результат в дальнейшем приобрел для ученика самостоятельное значение. В тех случаях, когда усваиваемое поведение является достаточно сложным, необходимо расчленять его на относительно самостоятельные отрезки, усвоение каждого из которых должно контролироваться и оцениваться отдельно. Все это показывает, что воспитание не может быть сведено только к убеждающему воздействию на ребенка, осуществляемому с помощью слова. Воспитание с необходимостью должно включать и элементы своеобразного обучения ребенка определенным формам поведения и деятельности. Нравственное формирование личности ребенка не может осуществляться путем принуждения, а предполагает в первую очередь организацию и воспитание его потребностей и стремлений. Соответственно поощрение как метод воспитания имеет безусловное преимущество перед наказанием, которое не развивает активность ребенка, а значит, и не является формирующим фактором.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |