КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология формирования мировоззрения личности (по Г. Е. Залесскому)
Инновационно-проектное знание Считается, что термин «мировоззрение» (миросозерцание) возник в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. Тем не менее определенные представления о мировоззрении, отражающие различные его свойства и стороны, стали складываться намного раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем обобщенном знании, наиболее ценном и труднодостижимом, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведение с непреходящими законами, господствующими в мире. П. Ф. Каптерев, разрабатывая представления о психологической структуре ученика, выделил мировоззрение в качестве самостоятельного элемента. По его мнению, мировоззрение выступает как единство интеллектуального и эмоционального отношения к миру. «Мы ставим, — писал он, — в связь высоту и благородство чувствований именно с широким, всесторонне развитым мировоззрением, а не со специальной и односторонней культурой ума. Высокая культура ума есть благоприятная и необходимая почва для возникновения и развития чувствований наиболее высокого порядка» [49, с. 426]. По его мнению, участие педагога в формировании личности должно состоять в отыскании и доставлении обильного и разнообразного материала развивающемуся уму, в систематизации материала, в созданий специальных разнообразных упражнений, соответствующих природе того или другого умственного процесса. Педагог, содействуя созданию правильного, широкого и разностороннего мировоззрения, тем самым содействует культуре всего психического развития питомца. Таким образом, с момента своего возникновения проблема формирования мировоззрения в психологическом плане — это проблема взаимосвязи интеллектуального и эмоционального. Интеллектуальная составляющая во многом связана с процессом понимания как способности постичь значение и смысл чего-либо и достигнутым благодаря этому результатом. Эмоциональная составляющая предполагает формирование определенного отношения обучаемого к познаваемой реальности. Наиболее подробно в современной педагогической психологии проблема мировоззрения рассмотрена в работах Г. Е. Залесского [38). Прежде всего, автор обращает внимание на то, что, несмотря на множество различий в подходах к пониманию мировоззрения, общим является признание единства объективного и субъективного, рационального и эмоционального в содержании данного понятия. Дальнейшее продвижение в понимании сущности данного явления связывается с уточнением представлений о содержании и функциях мировоззрения. В современной психологии мировоззрение понимается как система взглядов человека на объективный мир и свое место и нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе. Основная функция мировоззрения состоит в том, что на основе этих взглядов формируются основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. При этом наряду с широко обсуждаемой «внешней» функцией (как средством ориентировки во внешнем мире) необходимо учитывать и «внутреннюю» функцию мировоззрения. Содержание данной функции составляет ориентировка человека в самом себе, поиск ответов на волнующие его вопросы о смысле жизни, о ценностях и идеалах. Обе эти функции предполагают осуществление человеком определенной активности, с помощью которой только и можно находить ответы на эти и другие подобные вопросы. В этом случае «процесс становления и функционирования мировоззрения можно представить как формирование внутренней деятельности особого рода, инвариантной по отношению к различным предметным деятельностям. Выполнение такой "мировоззренческой" деятельности реализует в конкретных действиях и поступках личности ее образ "Я", систему личных ценностей и предпочтений» [38, с. 18]. Такое понимание мировоззрения позволяет уточнить его место в структуре личности. При этом автор опирается на идеи А. Н. Леонтьева о личности как о системе иерархических отношений деятельностей и их мотивов. Согласно его взглядам, процесс отбора мотивов и построение их иерархии осуществляется самим субъектом в ходе так называемого «вертикального движения сознания». В результате между мотивами складывается целая система отношений взаимной связи, которая приводит к «раздвоению функций мотивов»: одни мотивы становятся «смыслообразующими», другие — «мотивами-стимулами». В этом случае мировоззрение может быть рассмотрено как тот самый механизм, который и выполняет функцию иерархизации мотивов и деятельностей человека. Основная задача подобной иерархизации состоит в том, чтобы сформировать личную концепцию своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Для решения подобной задачи мировоззрение привлекает не только возможности своего сознания, но и обобщенный опыт человечества, зафиксированный в знаниях, социальных ценностях, общественных нормах. Достижение подобного результата осуществляется за счет освоения человеком определенных действий и операций, с помощью которых становится возможным оценивание и соподчинение различных мотивов и деятельностей. В силу этого об определенном уровне развития мировоззрения человека можно судить по степени сформированности у него личных способов мировоззренческой ориентировки. Такая ориентировка предполагает определенное совмещение приемов познавательной деятельности с ценностной оценкой событий. Возможность ее реализации складывается у ребенка только на определенном, достаточно высоком уровне возрастного развития. По своей психологической структуре процесс мировоззренческой ориентировки включает в себя три компонента. 1. Когнитивный, как систему усвоенных личностью «социальных знаний» — понятий, норм, ценностей. 2. Мотивационный, как личностный смысл данного действия. 3. Операциональный, как совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. В качестве наиболее значимых операциональных компонентов выступают: • приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений; • приемы актуализации личностных ценностей; • приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желаемые. Мировоззренческая ориентировка как процесс предполагает осуществление процедур сравнения двух типов реальности: 1) внешней, социальной, которую человеку предстоит оценить в интересах своей последующей активности; 2) внутренней — той системы имеющихся у него критериев и эталонов, сравнение с которой и позволяет сделать правильный выбор. В этом случае имеющаяся у человека система критериев и эталонов ценностного выбора может быть названа убеждениями. Психологическая сущность убеждений наиболее полно раскрывается в процессе соотнесения с такими понятиями, как «мотив» и «установка». Убеждения, как и мотивы, способны выполнять побуждающую функцию. Однако если мотивы обеспечивают выбор соответствующего им поступка, то убеждения во многом отвечают за сам выбор мотива в ситуациях борьбы или конфликта стремлений. При этом убеждение «прощупывает» и «оценивает» каждый из конкурирующих мотивов с точки зрения соответствия принятым ценностям. В итоге из многих мотивов выделяется один, который одновременно наделяется определенным личностным смыслом. Точно так же не следует отождествлять убеждения и социальную установку. Социальная установка — это субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально-принятые способы поведения. Особенность установки состоит в том, что она тесно связана с ситуацией действия и функционирует на неосознанном уровне. Убеждения же рассматриваются как осознанные психические образования. При этом они не входят в состав конкретных актов поведения, а выступают как некоторая «надстройка», обеспечивающая надситуативную ориентировку. С позиций своих убеждений человек может оценивать процесс и результаты своей деятельности с точки зрения того, насколько в них воплощены его личностные смыслы. Проделанный автором теоретический анализ и проведенный цикл психолого-педагогических исследований позволил выдвинуть ряд положений, которые ставят под сомнение сложившиеся представления о процессе формирования научных убеждений у школьников. Традиционный подход опирается на идею о решающей роли знаний в формировании теоретически обоснованных убеждений. В этом случае механизм формирования убеждений выглядит как последовательный переход от знаний к переживанию этих знаний и затем к применению этих знаний в роли убеждений. Такой механизм может быть назван путем последовательного формирования составляющих убеждения компонентов. Инновационный подход, предлагаемый самим автором, состоит в том, что усваиваемые знания предлагается сразу включать в структуру деятельности, более общей и более значимой для школьника, чем учеба. Это позволяет актуализировать осуществление школьником процесса социальной ориентировки в ситуациях, требующих от него активного целеполагания. Для того чтобы школьник был готов к осуществлению этого процесса, необходимо в процессе обучения раскрывать не только содержание усваиваемых знаний, но также и те приемы, которые способны его реализовать. То есть он должен быть готов руководствоваться этим знанием при выборе целей, мотивов, поступков. В этом случае все три основных компонента мировоззрения формируются одновременно, в единстве, во взаимодействии друг с другом. Такой механизм формирования убеждений предлагается называть ценностно -деятельностным. Соответственно должны измениться представления о педагогической работе по формированию убеждений. В данном случае сам термин «формирование» следует понимать как «целенаправленное воспитание», как создание условий, в которых научные убеждения вырабатываются самим учащимся. Деятельность педагога во многом преобразуется в процесс осуществления адекватных коррекционных мер. Сам процесс педагогического взаимодействия педагога и учеников должен отвечать ряду организационных условий. Во-первых, необходимо соблюдать последовательность развития функционального предназначения знаний. Сначала учащиеся осваивают когнитивную функцию знаний, затем овладевают умением использовать его в осуществлении оценочной деятельности и, наконец, осваивают его как эталон, способный регулировать акты выбора мотивов, целей, поступков. Функциональное предназначение знаний, в свою очередь, определяет требования ко всем остальным параметрам их усвоения. Во-вторых, требуется «наращивать» мотивационный компонент познавательной деятельности. Для этого требуется изменять строение реализуемой ими социально ориентированной деятельности. Организуемое таким образом применение теоретических знаний в качестве регуляторов сознания и поведения создает условия для образования теоретически обоснованных убеждений. Решение таких «жизненных» задач выступает для ученика как личностно-значимый процесс, преобразуя отвлеченные знания в средство построения реальных отношений к миру, к себе самому. В-третьих, школьников необходимо целенаправленно обучать рациональным приемам социального целеполагания. При этом важными выступают обе стороны этого процесса. С одной стороны, школьник должен уметь выявлять и использовать ценностные признаки окружающих объектов при определении целей своей деятельности. С другой стороны, не менее важно научить школьника учитывать свои внутренние побуждения при оценке социальных ситуаций и выборе целей и способов действия. В целом проделанная автором работа позволила ему сделать важный вывод о сущности мировоззрения и процессе его формирования. По его мнению, в современных условиях «нужна ориентация педагогов не только и не столько на формирование у учащихся тех или других отдельных качеств (честность, настойчивость, трудолюбие и т. д.), но главным образом на формирование целостной структуры мотивационно-потребностной сферы личности» [38, с. 132]. Решение такой педагогической задачи требует обучения школьников приемам экстериоризации, которая в данном случае рассматривается как процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур. Это обеспечивает актуализацию собственных ценностей школьника в рамках актов внутреннего выбора. Освоение подобных приемов способствует формированию у школьников готовности применять усвоенные ценности при выборе мотивов, при оценке ситуаций, при осуществлении поступков.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |