КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И автономной морали
Сравнительный анализ признаков морального реализма
Наиболее значимым является вскрытие закономерностей перехода в суждении детей от объективной к субъективной ответственности. Уже начиная с семи лет правила видятся детьми как закон, установленный благодаря обоюдному согласию. Правила теперь не считаются вечными и могут быть изменены, если все игроки согласны. В результате возникает процесс осознания детьми социального значения событий, сознательности, намеренности поступка. Поэтому для Ж. Пиаже «воспитуемость» ребенка выражается, прежде всего, в его способности принять роль другого человека. В рамках другого психологического направления — бихевиоризма интернализация рассматривается как переход от социального научения, протекающего под воздействием и направлением взрослых, к способности воспитанника контролировать собственное поведение. Такой контроль складывается либо в результате подражания действиям других людей, либо как процесс закрепления результатов собственных действий. В этом случае основным источником формирования поведения становится индивидуальный социальный опыт человека, а обобщенный общественный опыт отходит на второй план. Предлагается считать, что содержание воспитания в виде моральных норм, правил и других социальных идей не способно выступать в роли фактора, значимого для регуляции поведения. В то же время экспериментально установленными считаются такие факторы социально положительного поведения, как: • испытываемые последствия собственного поведения; • наблюдения за последствиями поведения других лиц; • сопереживание эмоциональным состояниям окружающих. Как следствие такого взгляда, в качестве основных методов воспитания рассматриваются пример, поощрение и наказание. Представители социально-психологического подхода в качестве основного источника социальных идей рассматривают групповые нормы, т. е. те социальные предписания, которые уже приняты группой и выступают в качестве регуляторов поведения. Для любого отдельного члена группы эти нормы выступают в роли фактора, побуждающего его строить свое поведение соответствующим образом. Механизмом такого побуждения выступают групповые ожидания — экспектации, которые представляют собой разновидность социальных санкций и выражаются в виде системы ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. В отличие от официальных предписаний такие групповые ожидания имеют неформализованный характер и не всегда осознаются членами группы. В рамках данного подхода интернализация субъектом внешних норм предстает как процесс, включающий в себя следующие компоненты: • наблюдение за образцами поведения других представителей группы; • осознание того факта, что другие тоже наблюдают за ним; • возникновение побуждений к согласованному поведению; • эмоциональное удовлетворение от действия; • закрепление групповой нормы в индивидуальном поведении. Учитывая многообразие групп, в рамках которых происходит процесс социализации, предлагается ввести их определенное различение с точки зрения значимости для индивида. В результате выделяются так называемые «референтные группы», которые воспринимаются индивидом как эталонные, на нормы которых он ориентируется в своем поведении и самооценке. Это усиливает ощущение тождественности индивида с группой, активизирует его стремление к достижению благоприятной оценки со стороны других членов группы. По оценке Б. Битинаса, каждый из этих подходов склонен переоценивать роль того или иного аспекта интернализации. Вместе с тем в своей совокупности они позволяют говорить о возможности разработки интегрального многомерного подхода, в рамках которого с их помощью можно более глубоко раскрыть когнитивный, поведенческий и социально-психологический компоненты. Создание такой многомерной теоретической концепции — дело будущего. В качестве основных теоретических предпосылок дальнейшей разработки проблемы Б. Битинас выдвинул ряд методологических положений. Прежде всего, процесс интернализации социальных идей предлагается рассматривать как ценностное отражение действительности. Такое отражение базируется на взаимодействии с миром ценностей — тех идей, общественных идеалов, которые выступают в качестве эталона должного (рис. 3.1). Источником ценностей выступает общественное сознание, в рамках которого наиболее значимыми для процесса воспитания являются такие его компоненты, как идеология (теоретическое сознание) и общественная психология (эмпирическое сознание). Соответственно содержание процесса интернализации во многом определяется процессами, происходящими в сфере общественного сознания. Во-первых, речь идет о соотношении между идеологией и общественной психологией как таковыми. По своей сути это социологический фактор, и в педагогическом процессе он только учитывается. Во-вторых, необходимо учитывать степень актуальности этих социальных идей для самого воспитанника. Для этого необходимо внимательно относиться к оценке предшествующего опыта воспитанника.
Рис. 3.1. Интернализация как ценностное отражение социальной действительности Воспитательное взаимодействие субъекта с общественным сознанием осуществляется не «напрямую», а опосредуется ближайшим социальным окружением — группой. В том случае, если группа выступает как сложившийся воспитательный коллектив, цели действия и ценностные ориентиры всего общества и ближайшего окружения практически совпадают. Поэтому дальнейшее преломление социальных идей здесь осуществляется только в плане уточнения и конкретизации. По своему механизму процесс актуализации социальных идей совпадает с развитием общественно-полезной деятельности коллектива. В том случае, если ближайшее окружение индивида представляет собой диффузную группу, преобразование социальных идей приобретает непредсказуемый характер. Виной этому становятся групповые нормы, которые в силу неразвитости группы могут достаточно существенно отличаться от общественно приемлемых норм. Члены группы могут даже осознавать это несоответствие. Однако групповые нормы (которые во многом созданы самими членами группы) воспринимаются ими как более значимые, что обеспечивает их более интенсивную интернализацию. Этим, в частности, можно объяснить такие устойчивые нарушения школьниками социально одобряемых норм, как списывание, подсказки и т. п. По мере возрастного развития школьника механизм интернализации социальных норм претерпевает определенные изменения. Чем старше становится воспитанник, тем большее значение начинает приобретать его внутренняя позиция. По мере своего осознания личностная позиция становится для юноши все более значимой ценностью, которая начинает исполнять роль посредника в его связях с общественными ценностями и нормами. Однако при этом не следует забывать, что сама по себе позиция — это во многом результат присвоения групповых норм. Поэтому механизм интернализации с возрастом не меняется, а развивается. В этом плане необходимо учитывать тот факт, что центральной задачей формирования позиции личности выступает развитие духовных потребностей воспитанников. Двойственность потребностей как досознательных и послесознательных движущих сил поведения влечет за собой определенную двойственность психологической формы непосредственно интернализуемых идей. Имеются в виду механизмы выработки установок и формирования убеждений. Такая двойственность позволяет выделить ряд психологических факторов интернализации, обусловленных особенностями выработки неосознаваемых и сознательных форм поведения. Во-первых, с точки зрения актуализации неосознаваемых факторов, интернализация социальных идей наиболее эффективна при наличии как самой потребности, так и ситуации деятельности, направленной на удовлетворение данной потребности. Это требование вытекает из положения Д. Узнадзе о взаимосвязи осознаваемого и неосознаваемого в процессе регуляции активности человека. Во-вторых, необходимо учитывать возрастные особенности фор-мирования диспозиционных образований. В-третьих, нельзя забывать о том, что обязательным условием превращения передаваемой ребенку социальной идеи в его личностную установку является эмоциональный фактор, сопряженный с восприятием самой идеи. Переход в сознании воспитанника от установок к внутренним побудителям связан с таким процессом, как формирование убеждений. В этом случае под убеждениями понимаются социальные идеи, присвоенные личностью на уровне осознанного и обладающие большой побудительной и направляющей силой. Они выступают наиболее совершенной формой закрепления позиции личности. Для формирования убеждений характерны следующие особенности. 1. Недостаточно усвоить социальную идею в виде декларации «это — ценность». Необходимо обеспечить реализацию процесса выработки социальных понятий, так как содержанием убеждений являются идеи-понятия. 2. Для выработки убеждений мало эмоциональных переживаний, требуется обеспечить проявление у ребенка адекватных высших чувств. То есть предметом эмоциональных переживаний должна выступить сама идея, вне зависимости от внешних обстоятельств. 3. Формирование убеждений предполагает выработку достаточного опыта требуемого социального поведения. Именно в нем должны найти свое воплощение те социальные идеи и нормы, которые стали понятны и эмоционально приятны ребенку. Таким образом, в изучении проблемы интернализации как психологической составляющей процесса воспитания можно выделить три основных направления: 1) изучение интернализации как процесса перевода ценностного содержания социальных идей в психику детей, его закрепления и превращения в доминанты социального поведения; 2) выявление возрастных изменений механизма интернализации как процесса преобразования и оформления социальных идей и групповых норм и личного опыта воспитанника в характеристики.его личностной позиции; 3) раскрытие взаимосвязи осознанного и неосознанного в формировании внутренних побудителей поведения ребенка.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |