КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4: Бюджетно-правовая система государства
Понятие бюджета. 1. Бюджет как экономическая категория – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного фонда денежных средств. 2. Бюджет как правовая категория – это основной финансовый план образования, распределения и использования государственного денежного фонда, закрепляющий права и обязанности его участников. 3. Бюджет формирует финансовую базу государства, используемую для: а) финансирования социально-экономического развития страны; б) содержания государственного аппарата и органов МСУ; в) реализации государственных программ развития народного хозяйства и социально-экономических программ повышения материального уровня жизни населения. Виды бюджетов. 1. Определенная совокупность бюджетов называется консолидированным бюджетом: консолидированный бюджет а) РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ; б) субъекта РФ включает бюджет субъекта и бюджеты районов; в) района включает в себя бюджет района и бюджеты муниципальных образований в пределах района. 2. Минимальный бюджет – это расчетный объем доходов нижестоящего консолидированного бюджета, покрывающий минимально необходимые расходы, гарантированные вышестоящими органами власти. В случае недостаточности доходов данного бюджета разница покрывается за счет дотаций и субвенций вышестоящими органами власти. Расчеты минимального бюджета служат базой формирования экономических отношений между выше- и нижестоящими органами власти. 3. Бюджетный кодекс предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета, устанавливающего более жесткий режим использования средств. Понятие бюджетного права. 1. Это совокупность юридических норм, регулирующих а) бюджетное устройство РФ; б) порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы; в) бюджетные права РФ, ее субъектов и муниципальных образований. 2. Эти нормы регулируют отношения между соответствующими органами РФ, ее субъектов и муниципальных образований по вопросам образования, распределения и использования денежных фондов государства. 3. Бюджетные отношения разделяются на отношения а) бюджетного устройства; б) разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней; в) формирования и использования бюджетов. 4. Материальные нормы бюджетного права закрепляют а) структуру бюджетной системы РФ; б) перечень доходов и расходов бюджетов; в) распределение их между различными бюджетами. 5. Процессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, порядок отчетности об их исполнении. Формирование доходной части бюджетной системы. 1. Способы формирования: а) установление и распределение источников поступления средств; б) перераспределение бюджетных источников; в) безвозмездная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим. 2. Доходы бюджетов разделяются на: а) закрепленные доходы полностью или в твердо фиксированной доле постоянно поступают в соответствующий бюджет; б) регулирующие доходы при утверждении бюджета на следующий финансовый год определяются в виде процентных отчислений от налогов и других платежей для сбалансирования доходов и расходов. 3. Собственные источники доходов бюджета: а) закрепленные доходы; б) отчисления по регулирующим источникам доходов; в) дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно. 4. Заемные источники доходов используются при недостаточности средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет: а) процентные и беспроцентные ссуды из других бюджетов; б) выпуск займов; в) банковский кредит. 5. В отд. случаях используется метод прямой финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов в форме: а) дотаций – для сбалансирования бюджета, и б) субвенций – для финансирования текущих расходов целевого назначения (при неиспользовании в срок сумма субвенции подлежит возврату). Составление расходной части бюджета. 1. Финансирование государственного аппарата включает расходы на содержание органов власти, МСУ, судов, прокуратуры. 2. Расходы на народное хозяйство – это финансирование его отраслей, деятельности органов государственного управления, находящихся на бюджетном финансировании. 3. Расходы на оборону – это содержание армии и флота, закупка вооружений и военной техники, НИР, денежное содержание, пенсии и пособия военнослужащим и др. 4. Расходы на социально-культурную сферу – это финансирование народного образования, профподготовки кадров, культуры и искусства, СМИ, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения. 5. Расходы на науку включают финансирование фундаментальных научных исследований и государственных научно-технических программ. 6. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные фонды – поддержки предпринимательства, социальной поддержки северян и др. Дефицит бюджета. 1. Это превышение расходов над доходами. В связи с такой возможностью из состава бюджета выделены отдельно: а) бюджет текущих расходов и б) бюджет развития. 2. Бюджет текущих расходов предусматривает обеспечение повседневных потребностей организаций и учреждений, органов власти: а) заработная плата, административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт и проч.; б) капитальный ремонт. 3. В бюджете текущих расходов выделены специально защищенные статьи, по которым гарантируется финансирование расходов в полном объеме – заработная плата, пенсии, расходы на аренду помещений, отопление и др. жизненно необходимые расходы. 4. Бюджет развития предусматривает ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, капитальные вложения в развитие территорий, на экологические программы, расходы на расширенное воспроизводство и др. 5. При превышении допустимого уровня бюджетного дефицита: а) производится секвестр расходов (пропорциональное их уменьшение, кроме защищенных статей), и б) привлекаются дополнительные средства путем выпуска займов, ценных бумаг, использования кредитов, продажа имущества. Бюджетные права РФ. 1. Это право получать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению. 2. С помощью этих прав обеспечивается: а) создание финансовой базы для функционирования РФ как суверенного государства; б) выполнение международных обязательств; в) единая социально-экономическая политика на территории РФ. 3. Бюджетные права РФ реализуются Президентом РФ, Парламентом РФ, Правительством РФ. 4. Содержание бюджетных прав РФ: а) законодательное регулирование бюджетных отношений; б) распределение бюджетных доходов и разграничение расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; в) установление налогов, сборов, др. источников доходов, и определение компетенции субъектов РФ и органов МСУ по установлению таких источников; г) образование в федеральном бюджете целевых бюджетных фондов; д) введение на территории РФ чрезвычайного бюджета. Бюджетные права субъектов РФ. 1. Право получать бюджетные доходы и распределять бюджетные средства по своему усмотрению. 2. При нарушении их бюджетных прав органы власти субъектов РФ вправе обратиться в арбитражный суд. 3. Содержание бюджетных прав субъектов РФ: а) регулирование бюджетной системы на своей территории в рамках законодательства РФ; б) утверждение бюджета субъекта РФ представительным органом власти; в) объединение бюджетных ресурсов для финансирования различных социально-экономических программ со средствами других бюджетов, предприятий, организаций и граждан на договорной основе; г) установление на своей территории налогов, сборов, других платежей в соответствии с законодательством РФ; д) распределение доходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; е) образование резервных и целевых фондов; ж) получение компенсации в случае расходов в соответствии с решениями, принятыми федеральными органами власти. Бюджетные права муниципальных образований. С помощью этих прав создается финансовая база деятельности органов МСУ с учетом местных особенностей. Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов не ниже государственных социальных стандартов. Муниципальные образования: 1. Самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. 2. Зачисляют в доходы бюджета местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ. 3. Образовывают целевые внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ, выпускают муниципальные займы, лотереи, получают и выдают кредиты, создают муниципальные банки. 4. Вправе получить компенсацию в случае расходов, понесенных при исполнении решений органов власти РФ и субъектов РФ. Бюджетный процесс. 1. Это регламентированная законом деятельность органов власти по формированию бюджетной системы - составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. 2. Бюджетная система РФ должна объединять все бюджетные доходы и расходы всех бюджетов на территории РФ. 3. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов возлагается на органы представительной власти, а составление и исполнение бюджета – на органы исполнительной власти. 4. В основе деятельности финансовых органов государства лежит бюджетная классификация. 5. Бюджет действует в течение года – с 1 января по 31 декабря. 6. Бюджетный процесс включает в себя 5 стадий: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение проекта; в) утверждение бюджета; г) исполнение бюджета; д) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетная классификация. 1. Это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением группировочных кодов. 2. Классификация включает: а) классификацию доходов бюджетов; б) функциональную, экономическую и ведомственную классификацию расходов бюджетов; в) классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов; г) классификацию внутренних и внешних долгов бюджетов. 3. Указанная классификация является единой и используется для составления бюджетов всех уровней. 4. Законодательные органы субъектов РФ и представительные органы МСУ вправе в указанных классификационных группах производить детализацию, не нарушая общих принципов бюджетной классификации. Стадии бюджетного процесса. 1. Составление проекта федерального бюджета. Решение об этом принимает Президент РФ, задача возлагается на Правительство РФ. Рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий год, являющиеся основанием и для принятия бюджетов субъектов РФ. 2. Стадия рассмотрения проекта. Исполнительный орган власти МСУ вносит в представительный орган власти проект бюджета для его рассмотрения и утверждения бюджетных расходов. Проект рассматривается комитетами палат Парламента, Счетной палатой и др. лицами. 3. Стадия утверждения бюджета. После рассмотрения уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти он утверждается в форме закона или решения. Утверждение федерального бюджета осуществляется в результате четырех чтений голосованием в Государственной Думе, после чего закон подлежит утверждению Советом Федерации и Президентом РФ. 4. Исполнение бюджета состоит в обеспечении своевременного и полного поступления запланированных доходов и финансировании расходов. 5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Бюджетные кредиты. 1. Это распределение средств бюджета – безвозмездные и безвозвратные ассигнования по статьям расходов бюджета с поквартальным распределением. 2. Право на получение средств возникает после составления финансовыми органами росписи доходов и расходов. 3. Ассигнование осуществляется посредством деятельности должностных лиц – распорядителей бюджетных кредитов, которые: а) распределяют выделенные бюджетные средства подчиненным распорядителям кредитов, и б) расходуют часть выделенных средств на содержание и деятельность управленческого аппарата. 4. Главными распорядителями бюджетных кредитов являются руководители соответствующих федеральных органов и органом субъектов РФ. 5. Нижестоящие распорядители кредитов разделяются на 2 группы: а) руководители, получающие бюджетные средства как для расходования на деятельность руководимых организаций, так и для распределения между подведомственными организациями; б) получающие средства только на потребности своих организаций.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |