Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: Бюджетно-правовая система государства




Понятие бюджета. 1. Бюджет как экономическая категория – это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распреде­ления и использования государственного фонда денежных средств. 2. Бюджет как правовая категория – это основной финансовый план образования, распределе­ния и использования государственного денежного фонда, закрепляющий права и обязанности его участников. 3. Бюджет формирует финансовую базу государства, используемую для: а) финансирования социально-экономического развития страны; б) содержания государственного аппарата и органов МСУ; в) реализации государственных программ развития народного хозяйства и социально-экономи­ческих программ повышения материального уровня жизни населения.

Виды бюджетов. 1. Определенная совокупность бюджетов называется кон­солидированным бюджетом: консолидированный бюджет а) РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ; б) субъекта РФ включает бюд­жет субъекта и бюджеты районов; в) района включает в себя бюджет района и бюджеты муниципальных образований в пределах района. 2. Минимальный бюджет – это расчетный объем доходов нижестоящего консолидированного бюджета, покрывающий минимально необходимые расходы, гарантированные вышестоящими органами власти. В случае недостаточности доходов данного бюджета разница покрывается за счет дотаций и субвенций вышестоящими орга­нами власти. Расчеты минимального бюджета служат базой формирования эко­номических отношений между выше- и нижестоящими органами власти. 3. Бюд­жетный кодекс предусматривает возможность введения чрезвычайного бюд­жета, устанавливающего более жесткий режим использования средств.

Понятие бюджетного права. 1. Это совокупность юридических норм, регу­лирующих а) бюджетное устройство РФ; б) порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы; в) бюджетные права РФ, ее субъектов и муници­пальных образований. 2. Эти нормы регулируют отношения между соответст­вующими органами РФ, ее субъектов и муниципальных образований по вопро­сам образования, распределения и использования денежных фондов государства. 3. Бюджетные отношения разделяются на отношения а) бюджетного устройства; б) разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней; в) формирования и использования бюджетов. 4. Материальные нормы бюджетного права закрепляют а) структуру бюджетной системы РФ; б) перечень доходов и расходов бюджетов; в) распределение их между различными бюджетами. 5. Про­цессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения, утвержде­ния и исполнения бюджетов, порядок отчетности об их исполнении.

Формирование доходной части бюджетной системы. 1. Способы формиро­вания: а) установление и распределение источников поступления средств; б) пе­рераспределение бюджетных источников; в) безвозмездная помощь вышестоя­щих бюджетов нижестоящим. 2. Доходы бюджетов разделяются на: а) закреплен­ные доходы полностью или в твердо фиксированной доле постоянно поступают в соответствующий бюджет; б) регулирующие доходы при утверждении бюджета на следующий финансовый год определяются в виде процентных отчислений от налогов и других платежей для сбалансирования доходов и расходов. 3. Собст­венные источники доходов бюджета: а) закрепленные доходы; б) отчисления по регулирующим источникам доходов; в) дополнительные источники, устанавли­ваемые самостоятельно. 4. Заемные источники доходов используются при недос­таточности средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюд­жет: а) процентные и беспроцентные ссуды из других бюджетов; б) выпуск зай­мов; в) банковский кредит. 5. В отд. случаях используется метод прямой финан­совой поддержки из вышестоящих бюджетов в форме: а) дотаций – для сбаланси­рования бюджета, и б) субвенций – для финансирования текущих расхо­дов целе­вого назначения (при неиспользовании в срок сумма субвенции подле­жит возвра­ту).

Составление расходной части бюджета. 1. Финансирование государствен­ного аппарата включает расходы на содержание органов власти, МСУ, судов, прокуратуры. 2. Расходы на народное хозяйство – это финансирование его отрас­лей, деятельности органов государственного управления, находящихся на бюд­жетном финансировании. 3. Расходы на оборону – это содержание армии и флота, закупка вооружений и военной техники, НИР, денежное содержание, пенсии и пособия военнослужащим и др. 4. Расходы на социально-культурную сферу – это финансирование народного образования, профподготовки кадров, культуры и ис­кусства, СМИ, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспече­ния. 5. Расходы на науку включают финансирование фундаментальных научных исследований и государственных научно-технических программ. 6. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные фонды – поддержки предпри­нимательства, социальной поддержки северян и др.

Дефицит бюджета. 1. Это превышение расходов над доходами. В связи с та­кой возможностью из состава бюджета выделены отдельно: а) бюджет текущих расходов и б) бюджет развития. 2. Бюджет текущих расходов предусматривает обеспечение повседневных потребностей организаций и учреждений, органов власти: а) заработная плата, административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт и проч.; б) капитальный ремонт. 3. В бюджете текущих расходов выде­лены специально защищенные статьи, по которым гарантируется финансирова­ние расходов в полном объеме – заработная плата, пенсии, расходы на аренду помещений, отопление и др. жизненно необходимые расходы. 4. Бюджет разви­тия предусматривает ассигнования на инновационную и инвестиционную дея­тельность, капитальные вложения в развитие территорий, на экологические про­граммы, расходы на расширенное воспроизводство и др. 5. При превышении до­пустимого уровня бюджетного дефицита: а) производится секвестр расходов (пропорциональное их уменьшение, кроме защищенных статей), и б) привлека­ются дополнительные средства путем выпуска займов, ценных бумаг, использо­вания кредитов, продажа имущества.

Бюджетные права РФ. 1. Это право получать бюджетные доходы, распреде­лять бюджетные средства по своему усмотрению. 2. С помощью этих прав обес­печивается: а) создание финансовой базы для функционирования РФ как суве­ренного государства; б) выполнение международных обязательств; в) единая со­циально-экономическая политика на территории РФ. 3. Бюджетные права РФ реа­лизуются Президентом РФ, Парламентом РФ, Правительством РФ. 4. Содержа­ние бюджетных прав РФ: а) законодательное регулирование бюджетных отноше­ний; б) распределение бюджетных доходов и разграничение расходов между фе­деральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; в) установление налогов, сбо­ров, др. источников доходов, и определение компетенции субъектов РФ и орга­нов МСУ по установлению таких источников; г) образование в федеральном бюджете целевых бюджетных фондов; д) введение на территории РФ чрезвычай­ного бюджета.

Бюджетные права субъектов РФ. 1. Право получать бюджетные доходы и распределять бюджетные средства по своему усмотрению. 2. При нарушении их бюджетных прав органы власти субъектов РФ вправе обратиться в арбитражный суд. 3. Содержание бюджетных прав субъектов РФ: а) регулирование бюджетной системы на своей территории в рамках законодательства РФ; б) утверждение бюджета субъекта РФ представительным органом власти; в) объединение бюд­жетных ресурсов для финансирования различных социально-экономических про­грамм со средствами других бюджетов, предприятий, организаций и граждан на договорной основе; г) установление на своей территории налогов, сборов, других платежей в соответствии с законодательством РФ; д) распределение доходов ме­жду бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; е) образование резервных и целевых фондов; ж) получение компенсации в случае расходов в соответствии с решениями, принятыми федеральными органами власти.

Бюджетные права муниципальных образований. С помощью этих прав создается финансовая база деятельности органов МСУ с учетом местных особен­ностей. Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепле­ния доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов ме­стных бюджетов не ниже государственных социальных стандартов. Муници­пальные образования: 1. Самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. 2. Зачисляют в доходы бюджета местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ. 3. Образо­вывают целевые внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ, выпускают муниципальные займы, лотереи, получают и выдают кредиты, соз­дают муниципальные банки. 4. Вправе получить компенсацию в случае расходов, понесенных при исполнении решений органов власти РФ и субъектов РФ.

Бюджетный процесс. 1. Это регламентированная законом деятельность ор­ганов власти по формированию бюджетной системы - составлению, рассмотре­нию, утверждению и исполнению бюджета. 2. Бюджетная система РФ должна объединять все бюджетные доходы и расходы всех бюджетов на территории РФ. 3. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов возлагается на органы представительной власти, а составление и исполнение бюджета – на органы исполнительной власти. 4. В основе деятельности финансовых органов государства лежит бюджетная классификация. 5. Бюджет действует в течение года – с 1 января по 31 декабря. 6. Бюджетный процесс включает в себя 5 стадий: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение проекта; в) утверждение бюд­жета; г) исполнение бюджета; д) составление и утверждение отчета об исполне­нии бюджета.

Бюджетная классификация. 1. Это группировка доходов и расходов бюд­жетов всех уровней с присвоением группировочных кодов. 2. Классификация включает: а) классификацию доходов бюджетов; б) функциональную, экономи­ческую и ведомственную классификацию расходов бюджетов; в) классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов; г) классификацию внутренних и внешних долгов бюджетов. 3. Указанная класси­фикация является единой и используется для составления бюджетов всех уров­ней. 4. Законодательные органы субъектов РФ и представительные органы МСУ вправе в указанных классификационных группах производить детализацию, не нарушая общих принципов бюджетной классификации.

Стадии бюджетного процесса. 1. Составление проекта федерального бюд­жета. Решение об этом принимает Президент РФ, задача возлагается на Прави­тельство РФ. Рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответ­ствующий год, являющиеся основанием и для принятия бюджетов субъектов РФ. 2. Стадия рассмотрения проекта. Исполнительный орган власти МСУ вносит в представительный орган власти проект бюджета для его рассмотрения и утвер­ждения бюджетных расходов. Проект рассматривается комитетами палат Парла­мента, Счетной палатой и др. лицами. 3. Стадия утверждения бюджета. После рассмотрения уточненного проекта бюджета соответствующим представитель­ным органом власти он утверждается в форме закона или решения. Утверждение федерального бюджета осуществляется в результате четырех чтений голосова­нием в Государственной Думе, после чего закон подлежит утверждению Советом Федерации и Президентом РФ. 4. Исполнение бюджета состоит в обеспечении своевременного и полного поступления запланированных доходов и финансиро­вании расходов. 5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти.

Бюджетные кредиты. 1. Это распределение средств бюджета – безвозмезд­ные и безвозвратные ассигнования по статьям расходов бюджета с покварталь­ным распределением. 2. Право на получение средств возникает после составле­ния финансовыми органами росписи доходов и расходов. 3. Ассигнование осу­ществляется посредством деятельности должностных лиц – распорядителей бюджетных кредитов, которые: а) распределяют выделенные бюджетные сред­ства подчиненным распорядителям кредитов, и б) расходуют часть выделенных средств на содержание и деятельность управленческого аппарата. 4. Главными распорядителями бюджетных кредитов являются руководители соответствующих федеральных органов и органом субъектов РФ. 5. Нижестоящие распорядители кредитов разделяются на 2 группы: а) руководители, получающие бюджетные средства как для расходования на деятельность руководимых организаций, так и для распределения между подведомственными организациями; б) получающие средства только на потребности своих организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.