Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XII. Организация и оплата труда на морском транспорте




12.1. Производительность труда на морском транспорте и пути её повышения.

12.2. Формы и системы оплата труда работников морского транспорта.

12.3. Особенности организации оплаты труда плавсостава.

12.4. Организация оплаты труда на погрузочно-разгрузочных работах в морских портах.

 

12.1. Производительность труда на морском транспорте и пути её повышения

 

Важнейший фактор повышения эффективности производства и объёма выпускаемой продукции – рост производительности труда. В общем случае производительность труда определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего,или затрат труда на производство единицы продукции. В первом случае производительность труда принимает форму выработки, во втором – трудоёмкости.

Производительность труда на морском транспорте с 1987г. в основном определяется как отношение общей суммы сопоставимых доходов за определённый период времени (как правило, за год) к среднесписочной численности производственного персонала. Сопоставимые доходы – доходы отчётного периода, увеличенные или уменьшенные на величину изменения тарифов и сборов базового года (базовый год – первый год пятилетия).

 

Основные пути повышения производительности труда на морском транспорте.

 

1. Внедрение достижений научно-технического прогресса:

- рост размеров и грузоподъёмности судов;

- рост скорости хода судов;

- типизация морских судов (строительство сериями);

- специализация морского флота;

- автоматизация судов;

- внедрение наиболее экономичных судовых энергоустановок;

- внедрение современных эффективных принципов движения.

 

 

2. Улучшение использования транспортных средств:

- сокращение непроизводительных стоянок;

- увеличение загрузки судов;

- обеспечение ритмичности работы транспортных средств (судов, вагонов, автомашин).

3. Совершенствование организации труда:

- по флоту: внедрение опыта работы судовых экипажей сокращённой численностью, на основе широкого совмещения профессий;

- по береговым предприятиям (порты и СРЗ): внедрение прогрессивных форм бригадной организации труда (сквозные бригады, укрупнённые, хозрасчётные, подрядные, специализированные, комплексные).

 

 

12.2. Формы системы оплаты труда работников морского транспорта.

 

Система оплаты труда может быть рассмотрена как определённая взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх установленных норм.

Действующая на предприятии система должна гарантировать получение работниками заработанной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласной между работодателями и работником ценной его рабочей силы.

Все системы оплаты труда в зависимости от того, какой основой показатель применяется для определения его результатов, подразделяются на две большие группы, называемые формами оплаты труда.

 

На предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм применяются две формы заработанной платы: повременная и сдельная.

Повременной формой оплаты труда называется такая форма, при которой в качестве основного измерителя результатов труда используется количество отработанного времени. Заработок работнику начисляется по тарифной ставке, соответствующей присвоенному ему тарифному разряду или окладу за фактически отработанное рабочее время. Применяется в следующих условиях:

- работник не может оказывать непосредственное влияние на увеличение выпуска продукции (например, конвейерное производство);

- при отсутствии количественных показателей выработки продукции;

- при невозможности количественно оценить труд работника.

Сдельной формой оплаты труда называется такая форма, при которой в качестве основного измерителя результатов труда используется количество изготовленной продукции (оказанных услуг). Заработок работнику начисляется по установленным сдельным расценкам за количество фактически изготовленной продукции или выполненных работ.

Следовательно, форма оплаты – это тот или иной класс системы оплаты по признаку основного показателя учёта результатов труда работников.

 

 

 


Простая повременная – размер заработанной платы работника зависит от занимаемой им должности, присвоенного разряда, тарифной ставки и отработанного времени.

Повремённо-премиальная – размер заработанной платы зависит не только от отработанного времени и квалификации, но и от количественных и качественных результатов, труда.

Прямая сдельная – труд работника за каждую единицу произведённой им продукции оплачивается по одной и той же расценке, вне зависимости от выполнения и перевыполнения норм выработки.

Сдельно-прогрессивная – оплата труда работникам производится по нескольким расценкам, которые прогрессивно возрастают по мере выполнения норм выработки.

Сдельно-премиальная – одновременно с оплатой труда по сдельной системе предусматривается премирование за определённые качественные или количественные результаты в работе.

Аккордная – сумма фактического заработка рабочим устанавливается за определённый объём работы до начала её выполнения.

 

На повременно-премиальной системе работают, как правило, моряки, руководящий и инженерный состав портов и СРЗ. Рабочие портов и СРЗ работают на одной из систем сдельной формы оплаты труда.

 

12.3. Особенности организации оплаты труда плавсостава

 

Плавсостав, моряки, находятся как правило, на повременно-премиальной системе оплаты труда. Заработная плата моряков состоит из следующих трёх частей:

1. Должностной оклад.

2. Надбавки и доплаты.

3. Премии.

В организации оплаты труда рядовых моряков и командного состава флота имеется принципиальная разница. Должностной оклад рядовых моряков (матросов, мотористов, электриков…) зависит от занимаемой должности и квалификации. Должностной оклад командного состава зависит:

- от занимаемой должности;

- от группы судна по оплате труда.

С этой целью весь командный состав судов по оплате труда делится на следующие категории;

1. Палубный командный состав (капитан, его помощники, радиоспециалисты, боцман, донкерман). Группа судна по оплате труда зависит от модуля судна.

2. Машинный командный состав (судовые механики, электромеханики на дизель электроходах). Группа судна по оплате труда зависит от индикаторной мощности главных двигателей в КВт.

3. Электромеханики на судах без электродвижения. Группа судна по оплате труда зависит от суммарной мощности обслуживаемого электрооборудования в КВт.

4. Рефрижераторные механики. Группа судна по оплате труда зависит от суммарной мощности обслуживаемых холодильных установок в тысячах килокалорий.

 

Все суда по оплате труда делятся на следующие группы:

- транспортный флот - 8 групп;

- ледоколы - 4 группы;

- транспортные буксиры - 6 групп;

- служебно-вспомогательный флот - 5 групп.

 

Основные надбавки и доплаты.

 

I. Надбавки.

- доплата за работу на Дальнем Востоке;

- суммы коэффициентов по району плавания;

- Дальневосточная надбавка за стаж работы;

- надбавка за непрерывный стаж работы в одной судоходной компании.

II. Основные доплаты.

- доплата за вредность;

- доплата за совмещение профессий;

- доплата за работу в ночное время (с 22-00 до 6-00);

- доплата за сверхурочное время;

- доплата за работу в праздничные дни.

III. Основные премии.

- вознаграждение по итогам работы за год;

 

- вознаграждение за выполнение особо важных производственных заданий.

 

Таким образом, для компенсации работникам плавсостава морских судов за труд в необычных условиях введена система доплат и надбавок к основной заработанной плате, размеры которых и условия их выплат определяются предприятием самостоятельно. Различие между ними состоит в том, что надбавки носят характер преимущественно стимулирующий, а доплаты – компенсирующий. Примером может служить состав основной заработанной платы в АОА «Дальневосточное морское пароходство».

 

 

 

 

 

 


12.4. Организация оплаты труда на погрузочно-разгрузочных работах в морских портах.

Основной формы оплаты труда докеров-механизаторов в морских портах является коллективная форма прямой сдельной оплаты труда, при которой заработок портовых рабочих ставится в зависимость от тарифных ставок и норм выработки и времени.

Собственно погрузочно-разгрузочные работы, где каждую смену возможно точно определить количество перегруженных тонн конкретного груза по конкретной технологической схеме в определённых организационно-технологических условиях, оплачиваются по сдельной системе оплаты труда.

Повременно оплачивается труд рабочих комплексных бригад при выполнении подсобных, вспомогательных и хозяйственных работ. Также повременно оплачиваются работа по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочной техники, переходы и переезды докеров механизаторов на другие участки работы, простои не по вине рабочих, а также работа в хозяйствах порта, не связанная с погрузкой или выгрузкой груза. Для оплаты подобных работ устанавливаются специальные повременные часовые тарифные ставки.

Для оплаты труда докеров-механизаторов в морских портах устанавливаются часовые тарифные ставки четырёх видов:

- для оплаты сдельно погрузочно-разгрузочных работ на вредных грузах (руды, песка, креозота, цемента и других вредных для здоровья грузов), а также смерзшихся грузов и грузов с весом места свыше 50кг;

- для оплаты сдельно работ на остальных грузах;

- для оплаты повременно работ вредных грузах;

- для оплаты повременно работ на остальных грузах.

Также для расчёта заработка рабочих используются «Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы в морских портах» (ЕКНВиВ) и местные нормы, разрабатываемые специалистами Отдела организации труда и заработанной платы по согласованию с профсоюзными органами и утверждаемые руководством порта.

Нормы устанавливаются с учётом различных классов грузов, технологических схем переработки, классов грузовых помещений морских и речных судов, групп кранов, типов и количества универсальных и специальных трюмных машин и внутрипортового транспорта, а также грузозахватных приспособлений, что позволяет учесть при оплате труда докеров-механизаторов всё многообразие работ и их трудоёмкость. Поправочные коэффициенты, применяемые к нормам, позволяют учесть влияние организационно-технических факторов, отличных от нормальных.

Подготовительные и заключительные работы, обслуживание рабочего места, время на отдых и личные надобности, а также время перерывов, обусловленных технологией и организацией погрузочно-разгрузочных работ, время на надевание и снятие спецодежды включено в нормы и отдельно не оплачивается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.