Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние отечественного морского транспорта




Роль морского транспорта определяют следующие основные факторы:

1. Особенность географического положения страны (наличие выхода пяти морских бассейнов);

2. Участие в обеспечении внутренних перевозках страны;

3.Ведущее значение в обеспечении перевозок на Дальнем Востоке и Крайнем Севере;

4. Одно из ведущих значений при обеспечении внешнеторговых перевозок;

5.Участие в перевозках грузов иностранных фрахтователей, в том числе и между иностранными портами.

 

Основные преимущества МТ:

1) Естественность морских путей;

2) Сравнительно низкая себестоимость перевозки;

3) Сравнительно высокая производительность труда;

4) Значительная грузоподъемность транспортных средств;

5) Средняя скорость доставки грузов выше, чем у ж/д и речного транспорта.

Основные элементы МТБ МТ:

1. Морской флот (транспортный флот, ледоколы, буксиры, служебно-вспомогательный флот, гидрографический флот). В составе транспортного флота в 2005г находилось около 1550 судов, общим Dw=11,6 млн. т, свыше 50 % этого тоннажа эксплуатировалось под иностранными флагами. Транспортный флот сосредоточен в десяти морских флотах (девять из которых АО), АКП (акционерное коммерческое предприятие) «Совкомфлот» и около 300 частных судоходных компаний;

2. Морские торговые порты. В настоящее время имеются 43 морских торговых порта (24 их них АО). В составе портов около 330 перегрузочных комплексов. Общая длина причального фронта 54,5 км. Общая суммарная проектная мощность всех портов по грузообороту около 260 млн. т.

Морской транспорт оказывает значительное влияние на развитие внешних связей, внешнеторговых морских перевозок и формирование международных транспортных коридоров.

Морской торговый флот под флагом России на начало 2005 гда насчитывал в своем составе 917 судов суммарным дедвейтом 4,8 млн. тонн, средний возраст которых превышает 20 лет. За последние годы он сократился в 4 раза. В тоже время, флот под иностранными флагами, контролируемый отечественными компаниями, увеличивался и составляет 70% от общего наличия.

Российским морским торговым флотом во всех видах плавания в 2003г перевезено 23,3 млн. т грузов, что на 9% меньше, чем в 2002г. Перевозки грузов в заграничном плавании сократились на 4 млн. тонн и не превышают 4 процентов. Наш рынок морских транспортных услуг занят иностранным флотом, зачастую укомплектованным российскими экипажами, и это единственный плюс. Можно констатировать, что суммарная стоимость этих услуг оценивается в 6-7 млрд. долларов США.

Сохраняется тенденция уменьшения количества транспортных судов под контролем судоходных российских компаний. Принятие закона о создании Российского международного реестра судов позволит остановить этот процесс, повысить конкурентоспособность зарегистрированного в реестре флота на международном рынке морских перевозок.

Основным направлением для увеличения грузооборота морских торговых портов по сухогрузам должна стать перевозка грузов в контейнерах. Однако существующее несоответствие и диспропорции в развитии портовых перегрузочных комплексов в отечественных портах не позволяют сегодня увеличить переработку этого груза.

С вводом новых мощностей в отечественных портах переработка российских внешнеторговых грузов, отправляемых морским транспортом, достигала 75 процентов. Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Морской транспорт» даст возможность увеличить к 2010 году портовые мощности по перевалке грузов до 520 млн. тонн в год. Это позволит довести уровень отправления российского экспорта морским транспортом через наши порты до 95 процентов.

На протяжении последних пяти лет принят ряд законодательных актов регламентирующих деятельность морского и речного транспорта. В том числе Кодекс торгового мореплавания Российской федерации (1999 год), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской федерации (2001 год), а также документы концептуального характера:

- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года;

- Концепция судоходной политики Российской Федерации;

- Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

- Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России»;

- Транспортная стратегия Российской Федерации.

Одновременно с этим Правительством Российской Федерации приняты решения по вопросам государственной поддержки строительства морского и речного флота, установление таможенного режима перемещения припасов и временного ввоза (вывоза) транспортных средств, освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезённых на таможенную территорию Российской Федерации морских судов.

Всё это позволило создать ряд благоприятных условий для нормального функционирования морского и внутреннего водного транспорта.

 

Список литературы

Основная

 

  1. Законы Российской федерации по вопросам хозяйственной деятельности.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.I, II. – М: Информнорма, 1996. – 555.
  3. Краев В.И., Пантин А.А. Экономика морского транспорта. – М.: Транспорт, 1990. – 252 с.
  4. Поплавский Г.В. Экономика отрасли. – Санкт - Петербург: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2005. – 243 с.
  5. Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта. – Одесса: РИЦ Х ЭКТ «Моряк». ОКФА, 1999. – 351 с.

 

Дополнительная и справочная

 

  1. Краев В.И. Экономическое обоснование при проектировании морских судов – Л.: Судостроение, 1981. – 278 с.
  2. Винников В.В. Экономика морского транспорта в условиях работы на полном хозрасчете и самофинансировании. – М.: Транспорт, 1990. – 156 с.
  3. Рылов С.И. и др. Внешнеторговые операции морского транспорта. – М.: Транспорт, 1997 – 206 с.
  4. Грузинов В.П. Экономический справочник работника морского транспорта. – М.: Транспорт, 1984 – 320 с.
  5. Борисов Е.Ф. и др. Экономика (справочник). – М.: Финансы и статистика, 1997 – 400 с.
  6. Зеленцов В.В. Выбор режима экономического хода и расчет топливоиспользования морских транспортных судов: Учеб. пособие. – Владивосток: ДВГМА, 1993. – 24 с.
  7. Зеленцов В.В. Экономическая история морского транспорта Дальнего Востока России (вторая половина ХХ века). Учеб. пособие. – Владивосток: ДВГМА, 2000 – 101 с.
  8. Мельников А.Р. – Мировая валютно – финансовая система и инструменты денежно – кредитного рынка: Учеб. пособие. Ч I. – Владивосток: ДВГМА, 1997. – 62 с.
  9. Винников В.В. Экономические расчеты на морском флоте. Учеб. пособие. – Одесса: 1998 – 117 с.
  10. Винников В.В. Экономика и эксплуатация морского транспорта. Учеб. пособие. – Одесса: 2003 - 260 с.
  11. Ярошевич П.А. Экономика морского транспорта (конспект лекций). Учеб. пособие. – Владивосток: ДВГМА, 1991 – 50 с.

 

 

Содержание

 

I. Экономика страны на современном этапе и роль транспорта в системе

общественного производства.......................................... 4

II. Морской транспорт России в единой транспортной системе страны......... 8

III. Материально – техническая база морского транспорта (МТБ МТ)...........11

IV. Перевозки морского транспорта.......................................18

V. Производственные фонды морского транспорта..........................27

VI. Себестоимость на морском транспорте................................. 36

VII. Ценообразование на морском транспорте............................... 40

VIII. Валютно – финансовые показатели работы морского транспорта........... 44

IX. Инвестиционная политика и эффективность капитальных вложений на

морском транспорте..................................................48

X. Основы управления и организационно – правовые формы предприятия на

морском транспорте..................................................54

XI. Экономические результаты хозяйственной деятельности предприятий

морского транспорта................................................. 64

XII. Организация оплаты труда на морском транспорте........................76

XIII. Основы приватизации и социальные аспекты деятельности предприятий

морского транспорта................................................. 82

XIV. Мировой и отечественный морской транспорт........................... 88

Список литературы.................................................. 92

 

 

Позиция № 16

в плане издания

учебной литературы

МГУ им.Невельского на 2008

 

 

Владилен Васильевич Зеленцов

 

Экономика отрасли (морского транспорта)

Учебное пособие

Компьютерная верстка К.О. Гончаровой

 

 

6,6 уч. изд. Л.

 

 

Отпечатано в типографии МГУ им. Невельского

Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.