Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных методов инновационного менеджмента




В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуще­ствления какой-либо работы, функции или операции в области управ­ления различными объектами.

Метод — способ теоретического иссле­дования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, произ­водством, логистикой и др.).

Для повышения эффективности инновационного менеджмента не­обходимо применять не только общеизвестные методы анализа, про­гнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации про­цессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмен­та (научные подходы, функционально-сто­имостный анализ, системный анализ, экономико-математические ме­тоды оптимизации (методы исследования операций).

Приведем группировку методов по их назначению и дадим оп­ределения важнейших методов.

Методы анализа:

♦ методы сравнения;

♦ индексный метод;

♦ балансовый метод;

♦ метод цепных подстановок;

♦ метод элиминирования;

♦ графический метод;

♦ функционально-стоимостный анализ;

♦ факторный анализ;

♦ SWOT-анализ;

♦ системный анализ и др.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на еди­ницу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность про­ведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкрет­ных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эф­фект объекта, элементы совокупных затрат, производительность тру­да, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработ­ки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Идея SWOT -анализа заключается в следующем: а) применение уси­лий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутрен­них слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных пре­имуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:

♦ анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем систе­мы управления (менеджмента) организацией;

♦ анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;

♦ анализ конкурентоспособности и эффективности каждого това­ра на каждом рынке и организации в целом;

♦ анализ научного уровня управления различными социально-эко­номическими объектами.

Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использо­ваны при проведении системного анализа.

Для повышения качества анализа рекомендуется применять вспомогательные пр иемы анализа:

♦ сводки и группировки;

♦ абсолютных и относительных величин;

♦ средних и средневзвешенных величин;

♦ динамических рядов;

♦ сплошных и выборочных наблюдений;

♦ детализации и обобщения и др. Методы прогнозирования:

♦ нормативный;

♦ экспериментальный;

♦ параметрические;

♦ экстраполяции;

♦ индексный;

♦ экспертные;

♦ экономико-математические и др.

Методы исследования операций (или оптимизации):

методы линейного программирования:

• симплексный метод;

• двойственная задача;

• транспортная задача;

• целочисленное программирование;

• теория игр и др.;

методы (модели) нелинейного программирования:

• метод множителей Лагранжа;

• модели выпуклого программирования;

• модели динамического программирования;

специальные модели исследования операций:

• модели сетевого планирования и управления;

• теория массового обслуживания; модели управления запаса­ми и др.

Методы стратегического маркетинга:

+ прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необ­ходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;

♦ анализ и оценка; + моделирование;

♦ уточнение потребностей и ценностей;

♦ стратегическая сегментация рынка;

♦ нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках;

♦ нормирование параметров стратегии организации.

Методы (функции) тактического маркетинга:

♦ тактическая сегментация рынка;

♦ изучение потребностей потребителей;

♦ реализация в нормативно-методических документах маркетинго­вого подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;

♦ изучение маркетинговой среды и конкурентов;

♦ уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и орга­низации;

♦ участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;

♦ ценообразование;

♦ выбор каналов распределения и сбыта;

♦ реклама;

♦ связь с общественностью (паблик рилейшнз);

♦ стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.

Методы ценообразования:

♦ с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;

♦ с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;

♦ с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкрет­ном рынке;

♦ на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразо­вания;

♦ на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.

Инструменты анализа (повышения) качества продукции:

♦ диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;

♦ логическая причинно-следственная диаграмма факторов улуч­шения результирующего показателя;

♦ диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;

♦ корреляционные поля; *

♦ гистограммы;

♦ контрольный листок;

♦ контрольная карта и др.

Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практиче­скому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:

♦ методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;

♦ методы побуждения, когда объект имеет большую свободу дей­ствий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;

♦ методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу дей­ствий, а субъект управления должен формировать методы воз­действия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тен­денции и мотивы ее развития.

Особенности управления персоналом, нацеленным на инновации, конкуренто­способность:

♦ высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;

♦ необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;

♦ постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкурен­ция — стиль жизни, движущая сила развития;

♦ положительное отношение к новому;

♦ высокая адаптивность к ситуациям;

♦ новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;

+ широкий диапазон психологических характеристик личности;

* высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;

- неопределенность параметров организации труда;

* большая текучесть кадров;

«возможность получения большого дохода;

+ возможность реализации потребностей высшего уровня: соци­альных потребностей-и потребностей в самовыражении, самоак­туализации, достижении высоких творческих результатов.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Какие экономические законы следует анализировать для повы­шения качества управленческого решения?

2. В чем сущность закона экономии времени?

3. В чем сущность закона конкуренции?

4. Какие законы организации следует анализировать для повыше­ния качества управленческого решения и организованности уп­равления?

5. В чем сущность закона синергии?

6. В чем сущность системного подхода?

7. Какими свойствами обладает система?

8. Охарактеризуйте свойство неаддитивности системы.

9. Каким способом на практике проявляется свойство иерархично­сти системы?

10. Как анализируется наследственность системы?

11. Что такое эмерджентность системы?

12. Раскройте функции бенчмаркинга.

13. Раскройте сущность воспроизводственно-эволюционного подхо­да к управлению.

14. В чем сущность маркетингового подхода?

15. В чем сущность инновационного подхода?

16. Какова область применения эксклюзивного подхода?

17. Почему в условиях переходной экономики необходимо соблю­дать требования делового подхода к управлению?

18. Раскройте принципы оценки конкурентоспособности.

20. Чем отличаются принципы рационализации структур от прин­ципов рационализации процессов?

21. Чем отличаются принципы работы руководителя от принципов работы объекта управления?

22. В чем сущность ФСА?

23. Для чего применяется факторный анализ?

24. В чем сущность системного анализа?

25. Перечислите методы прогнозирования.

26. Раскройте классификацию методов исследования операций (оп­тимизации).

27. Перечислите методы стратегического маркетинга.

28. Перечислите методы тактического маркетинга.

29. Каковы инструменты анализа качества продукции?

30. Раскройте сущность методов управления персоналом.


Тема 5 Основы управления рисками

План

1. Основные понятия и определения.

2. Классификация рисков.

3. Методические основы управления рисками.

4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска.

5. Оценка и оптимизация рисков.

6. Методы снижения рисков.

7. Оценка эффективности управления рисками.

5.1. Основные понятия и определения

Современная мировая экономика, особенно российская, характери­зуется большой неопределенностью рыночных, технологических, при­родно-климатических и других факторов. Менеджерам, экономистам, предпринимателям, специалистам приходится постоянно рисковать. Всем известны такие выражения, как «Риск — благородное дела» и «Кто не рискует, тот не пьет шампанское», «Без риска не бывает биз­неса» и др.

Поэтому анализ, прогнозирование, оценка и снижение рис­ка приобретают все большую актуальность. Приведем основные поня­тия и определения из области управления рисками.

В настоящее время еще не сложился единый подход к сущности риска.

Так, Н. В. Хохлов дает следующее определение: риск — собы­тие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском [48].

В официальных «Методических рекомендациях по оценке эффек­тивности инвестиционных проектов» риск трактуется как возмож­ность негативных отклонений и ориентирует на использование не средних, а умеренно пессимистических оценок показателей при фор­мировании базисного сценария реализации проекта. Или риск — воз­можность любых (позитивных или негативных) отклонений показа­телей от предусмотренных проектом их средних значений. Риск — это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений плани­руемых доходов, прибыли. Потери могут быть материальными, финан­совыми, трудовыми, временными и др.

На наш взгляд, приведенные определения не в полной мере отвеча­ют условиям дефицитности ресурсов, нестабильности среды и необ­ходимости развиваться. Почему следует исключать ситуацию, когда, рискуя, опираясь на положительный баланс факторов риска, мы полу­чим прибыль. Эффект риска можно сравнить с эффектом синергии, когда при благоприятном однонаправленном воздействии большин­ства факторов мы получаем дополнительный рисковый или синерги-ческий эффект. Другими словами, риск может принести как доход, так и убыток.

Риск вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопреде­ленности объекта и субъекта риска или процесса по их функциониро­ванию.

Управление риском — процесс изучения параметров объекта и субъ­екта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, его оптимизации, планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управ­лению риском.

Объект риска — то, на что направлено воздействие субъекта при принятии решения (инвестиции, проект, система и т. п.).

Субъект риска — физическое или юридическое лицо, занимающее­ся выполнением функций-управления риском.

Внешние факторы — экономические, политические, техногенные, информационные, социально-демографические, природно-климати­ческие и другие факторы макросреды страны, данного региона и горо­да, в котором находятся субъект и объект риска.

Внутренние факторы риска — конкурентоспособность ближайше­го окружения субъекта и объекта риска: персонала, технологий, орга­низационно-технического уровня производства, системы менеджмен­та и др.

Вероятность риска — степень воздействия источника риска (собы­тия), измеряемая в пределах от 0 до 1.

Уровень риска — отношение величины ущерба (прибыли) к затра­там на подготовку и реализацию риск-решений; изменяется по вели­чине от 0 до 1.

Степень риска — качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени: высокую, среднюю, низкую и нуле­вую (без риска).

Приемлемость риска — вероятность риска находится в пределах нор­мативного (приемлемого) уровня (стандарта) для данной сферы дея­тельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, уста­новление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида риска, сопоставление возможных потерь и выгод.

Оценка риска — совокупность процедур анализа риска, идентифи­кации источников его возникновения, определения возможных масш­табов последствий проявления факторов риска и определения роля каждого источника риска.

Оптимизация риска — процесс перебора множества внешних и внут­ренних факторов риска, влияющих на его уровень, и выбора наилуч­шего варианта совокупности факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.