КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных методов инновационного менеджмента
В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.). Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента (научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций). Приведем группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов. Методы анализа: ♦ методы сравнения; ♦ индексный метод; ♦ балансовый метод; ♦ метод цепных подстановок; ♦ метод элиминирования; ♦ графический метод; ♦ функционально-стоимостный анализ; ♦ факторный анализ; ♦ SWOT-анализ; ♦ системный анализ и др. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции. Идея SWOT -анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: ♦ анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией; ♦ анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; ♦ анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; ♦ анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами. Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять вспомогательные пр иемы анализа: ♦ сводки и группировки; ♦ абсолютных и относительных величин; ♦ средних и средневзвешенных величин; ♦ динамических рядов; ♦ сплошных и выборочных наблюдений; ♦ детализации и обобщения и др. Методы прогнозирования: ♦ нормативный; ♦ экспериментальный; ♦ параметрические; ♦ экстраполяции; ♦ индексный; ♦ экспертные; ♦ экономико-математические и др. Методы исследования операций (или оптимизации): ♦ методы линейного программирования:
• симплексный метод; • двойственная задача; • транспортная задача; • целочисленное программирование; • теория игр и др.; ♦ методы (модели) нелинейного программирования: • метод множителей Лагранжа; • модели выпуклого программирования; • модели динамического программирования; ♦ специальные модели исследования операций: • модели сетевого планирования и управления; • теория массового обслуживания; модели управления запасами и др. Методы стратегического маркетинга: + прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства; ♦ анализ и оценка; + моделирование; ♦ уточнение потребностей и ценностей; ♦ стратегическая сегментация рынка; ♦ нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках; ♦ нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга: ♦ тактическая сегментация рынка; ♦ изучение потребностей потребителей; ♦ реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя; ♦ изучение маркетинговой среды и конкурентов; ♦ уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации; ♦ участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок; ♦ ценообразование; ♦ выбор каналов распределения и сбыта; ♦ реклама; ♦ связь с общественностью (паблик рилейшнз); ♦ стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. Методы ценообразования: ♦ с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли; ♦ с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов; ♦ с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке; ♦ на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования; ♦ на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д. Инструменты анализа (повышения) качества продукции: ♦ диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами; ♦ логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
♦ диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов; ♦ корреляционные поля; * ♦ гистограммы; ♦ контрольный листок; ♦ контрольная карта и др. Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида: ♦ методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю; ♦ методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания; ♦ методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития. Особенности управления персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность: ♦ высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума; ♦ необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха; ♦ постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития; ♦ положительное отношение к новому; ♦ высокая адаптивность к ситуациям; ♦ новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ; + широкий диапазон психологических характеристик личности; * высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности; - неопределенность параметров организации труда; * большая текучесть кадров; «возможность получения большого дохода;
+ возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей-и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.
Контрольные вопросы по теме 1. Какие экономические законы следует анализировать для повышения качества управленческого решения? 2. В чем сущность закона экономии времени? 3. В чем сущность закона конкуренции? 4. Какие законы организации следует анализировать для повышения качества управленческого решения и организованности управления? 5. В чем сущность закона синергии? 6. В чем сущность системного подхода? 7. Какими свойствами обладает система? 8. Охарактеризуйте свойство неаддитивности системы. 9. Каким способом на практике проявляется свойство иерархичности системы? 10. Как анализируется наследственность системы? 11. Что такое эмерджентность системы? 12. Раскройте функции бенчмаркинга. 13. Раскройте сущность воспроизводственно-эволюционного подхода к управлению. 14. В чем сущность маркетингового подхода? 15. В чем сущность инновационного подхода? 16. Какова область применения эксклюзивного подхода? 17. Почему в условиях переходной экономики необходимо соблюдать требования делового подхода к управлению? 18. Раскройте принципы оценки конкурентоспособности. 20. Чем отличаются принципы рационализации структур от принципов рационализации процессов? 21. Чем отличаются принципы работы руководителя от принципов работы объекта управления? 22. В чем сущность ФСА? 23. Для чего применяется факторный анализ? 24. В чем сущность системного анализа? 25. Перечислите методы прогнозирования. 26. Раскройте классификацию методов исследования операций (оптимизации). 27. Перечислите методы стратегического маркетинга. 28. Перечислите методы тактического маркетинга. 29. Каковы инструменты анализа качества продукции? 30. Раскройте сущность методов управления персоналом. Тема 5 Основы управления рисками План 1. Основные понятия и определения. 2. Классификация рисков. 3. Методические основы управления рисками. 4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска. 5. Оценка и оптимизация рисков. 6. Методы снижения рисков. 7. Оценка эффективности управления рисками. 5.1. Основные понятия и определения Современная мировая экономика, особенно российская, характеризуется большой неопределенностью рыночных, технологических, природно-климатических и других факторов. Менеджерам, экономистам, предпринимателям, специалистам приходится постоянно рисковать. Всем известны такие выражения, как «Риск — благородное дела» и «Кто не рискует, тот не пьет шампанское», «Без риска не бывает бизнеса» и др. Поэтому анализ, прогнозирование, оценка и снижение риска приобретают все большую актуальность. Приведем основные понятия и определения из области управления рисками. В настоящее время еще не сложился единый подход к сущности риска. Так, Н. В. Хохлов дает следующее определение: риск — событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском [48]. В официальных «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» риск трактуется как возможность негативных отклонений и ориентирует на использование не средних, а умеренно пессимистических оценок показателей при формировании базисного сценария реализации проекта. Или риск — возможность любых (позитивных или негативных) отклонений показателей от предусмотренных проектом их средних значений. Риск — это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери могут быть материальными, финансовыми, трудовыми, временными и др. На наш взгляд, приведенные определения не в полной мере отвечают условиям дефицитности ресурсов, нестабильности среды и необходимости развиваться. Почему следует исключать ситуацию, когда, рискуя, опираясь на положительный баланс факторов риска, мы получим прибыль. Эффект риска можно сравнить с эффектом синергии, когда при благоприятном однонаправленном воздействии большинства факторов мы получаем дополнительный рисковый или синерги-ческий эффект. Другими словами, риск может принести как доход, так и убыток. Риск — вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска или процесса по их функционированию. Управление риском — процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, его оптимизации, планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском. Объект риска — то, на что направлено воздействие субъекта при принятии решения (инвестиции, проект, система и т. п.). Субъект риска — физическое или юридическое лицо, занимающееся выполнением функций-управления риском. Внешние факторы — экономические, политические, техногенные, информационные, социально-демографические, природно-климатические и другие факторы макросреды страны, данного региона и города, в котором находятся субъект и объект риска. Внутренние факторы риска — конкурентоспособность ближайшего окружения субъекта и объекта риска: персонала, технологий, организационно-технического уровня производства, системы менеджмента и др. Вероятность риска — степень воздействия источника риска (события), измеряемая в пределах от 0 до 1. Уровень риска — отношение величины ущерба (прибыли) к затратам на подготовку и реализацию риск-решений; изменяется по величине от 0 до 1. Степень риска — качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени: высокую, среднюю, низкую и нулевую (без риска). Приемлемость риска — вероятность риска находится в пределах нормативного (приемлемого) уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений. Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида риска, сопоставление возможных потерь и выгод. Оценка риска — совокупность процедур анализа риска, идентификации источников его возникновения, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роля каждого источника риска. Оптимизация риска — процесс перебора множества внешних и внутренних факторов риска, влияющих на его уровень, и выбора наилучшего варианта совокупности факторов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |