КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Государственный сектор в системе регулирования рыночной экономики
ТЕМА 6. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6.1. Социально-экономическое содержание налогов и их функции. 6.2.Налоговая политика государства. 6.3.Налоговая система: современное состояние и проблемы формирования. 6.4.Направления реформирования налоговой системы в Российской Федерации. Более подробно вопросы данной темы рассматриваются в источнике: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов /Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.; ред. кол.: Владимирова А.А. и др. – М.: Изд-во РАГС, 2006. Глава 13.
7.1. Государственный сектор и его компоненты Одним из важнейших звеньев смешанной экономики, ее неотъемлемой составной частью является государственный сектор. Обычно в литературе под госсектором понимается комплекс объектов собственности, принадлежащих государству (предприятий, организаций, учреждений). Вместе с тем в научных публикациях встречается и расширительная трактовка. В состав его структурных элементов помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением экономикой и ее регулированием. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляются с государственными функциями регулирования экономики. Итак, государственный сектор в экономике — многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс. В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в составе государственного сектора экономики можно выделить три основных блока. Во-первых, государственные предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и др.), государственные коммерческие торговые и представляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, «Рособорнэкспорт», «Российский кинопрокат»). Во-вторых, государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, гражданской защиты, охраны природы, обеспечения экологической и государственной безопасности и т.п. В-третьих, государственная федеральная собственность и собственность субъектов Федерации сверх той, что закреплена в качестве имущества, имеющегося у объектов, входящих в упомянутые выше два блока. Сюда можно отнести землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, других юридических лиц или муниципалитетов, а также иные средства, составляющие государственную казну. Строго говоря, государственный сектор вполне правомерно можно назвать общественным сектором, если включить в него как самостоятельный еще муниципальный блок, муниципальную собственность, т. е. предприятия, организации, принадлежащие органам местного самоуправления. Таким образом, государственный сектор экономики — это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных казенных имущественных объектов, находящихся в собственности Федерации и ее субъектов. Государственный сектор в экономике выполняет ряд важных функций. Прежде всего, что он способствует формированию экономического потенциала страны обеспечивающего хозяйственную жизнь общества. С его помощью государство регулирует экономическую деятельность, используя соответствующие рычаги. Так, в случае необходимости выравнивается экономический цикл с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры. Принимаются меры по улучшению сбалансированности хозяйства и ликвидации диспропорций. Государство также формирует наиболее рациональную структуру национального хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства. Оно поддерживает занятость населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест. Наконец, государство аккумулирует и перераспределяет денежные средства. Важными функциями государственного сектора являются организация производства общественных благ, развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций, обеспечение экономической безопасности. Место и роль государственного сектора экономики принято характеризовать набором конкретных показателей. Таковы стоимость или размер (в натуральном измерении) государственного имущества (федерального и субъектов Федерации) и его доля (в %) к общей стоимости или величине конкретного вида имущества страны (в натуральном измерении), число предприятий, хозяйств и других предпринимательских структур (в том числе со смешанной собственностью в государственном секторе) и их удельный вес в общем количестве предприятий страны, численность и доля (в %) работников, занятых в госсекторе. Весьма важны показатели объема продукции, товаров, работ, услуг, производимых предпринимательскими и другими структурами госсектора и их удельный вес (в %) к объему ВВП и объема государственного заказа, выполняемого предприятиями, как государственного, так и частного сектора (объем продукции, работ, услуг) и его доля (в %) к ВВП. Большое внимание уделяется показателям суммы и доли (в % капиталовложений к ВВП, а также в % к общему объему инвестиций в стране), суммы средств, выделяемых из государственного бюджета для финансирования каждой сферы или отрасли (фундаментальная наука, образование, здравоохранение, культура, оборона, охрана природы и т.п.) и доли их в расходах госбюджета, а также суммы социальных трансферов и их доли (в %) к доходам населения. Для оценки роли и места государственного сектора, помимо этого, используются показатели, характеризующие абсолютные суммы затрат и их долю (в %) к ВВП (общий размер государственных расходов, в том числе расходы на отрасли, производящие общественные блага, трансферы и субсидии на содержание госаппарата). Приведенные здесь показатели должны дополняться оценкой качественных конечных результатов функционирования госсектора. Для этого надо использовать общепринятую систему показателей, отражающих качество и эффективность продукции и работ, их конкурентоспособность, уровень рентабельности, окупаемость капиталовложений и др. 7.2. Организация управления государственным сектором Управление государственным сектором экономики — это целенаправленное руководство его функционированием, координация деятельности и рациональное использование всех структур и объектов данного сектора в интересах достижения наибольшего эффекта, высокого качества и конкурентоспособности при минимальных затратах ресурсов. Такое руководство основывается на комплексном использовании хозяйственного механизма смешанной экономики с учетом специфики этого сектора, поскольку его объекты представляют государственную собственность. Это позволяет наряду с использованием таких общепризнанных экономических рычагов и стимулов, как цена, прибыль, кредит, финансы и т.п. одновременно активизировать административные методы управления (приказы, распоряжения, постановления и т.п.) Появляется также возможность сохранять репутацию плана как главного инструмента научного управления, квалифицируя категории «план», «закон» как синонимы. План – это закон жизни не только предприятий, но и всех объектов госсектора. Благодаря государственному управлению реально обеспечивается усиление мер по социальной ориентации экономики, реструктуризации и переводу хозяйства на инновационный путь развития, преимущественному росту приоритетных отраслей, по улучшению сбалансированности производства и потребления, спроса и предложения, доходов и расходов, материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, интересов различных звеньев и уровней хозяйствования. Субъектом управления госсектором являются Президент Российской Федерации, законодательные органы, Правительство РФ, органы исполнительной власти, органы управления основными звеньями госсектора (предприятиями, организациями и т.п.) Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней экономической политики государства, направляет деятельность ряда федеральных органов государственного управления, ведающих вопросами в сфере экономики, экономической безопасности, обороны, внутренних дел, иностранных дел, МЧС. По важнейшим вопросам социально-экономического развития страны и управления Президент России издает указы и распоряжения. Государственная Дума принимает федеральные законы, касающиеся функционирования смешанной экономики, в том числе госсектора по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, социального развития и др. После одобрения законов Советом Федерации они направляются для подписания Президентом Российской Федерации и обнародования. Высшим органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. Оно реализует политику, стратегию и задачи социально-экономического развития страны при помощи министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, руководит в рамках своих полномочий функционированием всех блоков государственного сектора экономики, осуществляет контроль их деятельности. Правительство на макроуровне выполняет ряд важнейших функций, способствующих эффективному функционированию и развитию всех блоков госсектора. Оно разрабатывает стратегию, концепцию, прогнозы, программы, планирует развитие госсектора и осуществляет меры, обеспечивающие его эффективное функционирование, формирует и проводит в жизнь государственную структурную, инвестиционную, инновационную, социальную и другую политику. Правительство осуществляет реализацию программ и планов, способствующих усилению социальной ориентации экономики, оказывает финансовую поддержку и проводит меры по укреплению материально-технической базы отраслей и учреждений, входящих в блок бюджетных некоммерческих организаций, обеспечивающих производство общественных благ, услуг и продукции коллективного пользования. Правительство принимает постановления и распоряжения, обеспечивающие совершенствование правовой и нормативно-методической базы для эффективного функционирования госсектора, формирует и утверждает оптимальную организационную структуру, положения, уставы, инструкции, регламентирующие порядок и сферы деятельности, а также штаты, функции и полномочия федеральных органов управления и других объектов госсектора. Одновременно оно утверждает перечень государственных предприятий и организаций, находящихся в ведении данного органа исполнительной власти. Утверждается также перечень акционерных обществ, в отношении которых данное министерство (ведомство, агентство и т.д.) обязано осуществлять единую государственную политику по производству продукции, выполнению работ, услуг, других функций и обязательств. Проведение эффективной кадровой политики, укрепление кадрового потенциала, назначение руководителей министерств, ведомств и других органов государственных предприятий, учреждений, в том числе, уполномоченных представителей государства в акционерных обществах со смешанной формой собственности также представляет собою прерогативу Правительства. Оно проводит конкурсный отбор, аттестацию, а в случае необходимости — и сертификацию кадров на право управления организациями, занятыми разработкой или производством определенных видов продукции. Заключает контракты с работниками, прошедшими конкурсный отбор. Российское Правительство управляет федеральной собственностью (земля и природные ресурсы, финансовые золотовалютные, материально-технические резервы и др.), обеспечивает охрану госимущества, управляет блоком государственных предпринимательских структур (унитарные и казенные предприятия и др.). Оно также проводит мониторинг основных результатов деятельности объектов госсектора, организует статистическую и бухгалтерскую отчетность и оперативный контроль их работы (ревизии, аудит, экспертиза и т.п.). Аналогичные функции в рамках своей компетенции выполняются на мезоуровне федеральными и региональными органами управления. К этому следует добавить, что федеральные органы исполнительной власти с разрешения Правительства Российской Федерации и по согласованию с субъектами Федерации создают в регионах соответствующие территориальные подразделения на местах для осуществления своих полномочий. Федеральные органы управления имеют также право передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления по руководству объектами госсектора. С ростом масштабов смешанной экономики и усложнением решаемых социально-экономических задач возрастает необходимость дальнейшего совершенствования управления госсектором и планирования его функционирования. Большие задачи стоят в сфере повышения эффективности форм и методов управления, рационализации структуры руководящих органов исполнительной власти, сокращения штатов и числа звеньев. Повышению экономичности аппарата поможет информатизация и компьютеризация, внедрение новейшей оргтехники, маркетинговых технологий, преодоление бюрократизма. Большие возможности повышения эффективности предпринимательского блока госсектора открываются благодаря улучшению управления акционерными обществами с участием государственного капитала (пакета акций, паев). Важно добиваться не простого увеличения дивидендов, а значительного наращивания конечных результатов работы. Большой интерес представляет также диверсификация, создание холдингов, финансово-промышленных групп с участием государственных предприятий и организаций. Холдинг (холдинговая компания) — одна из форм организационной структуры. Она создается в определенной сфере бизнеса для обеспечения централизованного управления группой предприятий. Холдинг обычно осуществляет централизованное управление маркетинговой, коммерческой, технической и т.п. политикой. Он владеет пакетом или частью акций дочерних предприятий, контролирует их деятельность, осуществляет подбор руководящих кадров и т.д. Вместе с тем сохраняются децентрализованная оперативно-хозяйственная самостоятельность и индивидуальные особенности дочерних фирм. Это способствует демократизации предпринимательства, лучшему учету конъюнктуры рынка. Необходимому росту эффективности управления должно способствовать укрепление исполнительской дисциплины всеми партнерами, строгое соблюдение «правил игры», плановых показателей, госзаказов, сроков работ и договорных обязательств, повышение действенности контроля и мониторинга социально-экономических процессов и результатов хозяйствования. Нужен также поиск рычагов, способствующих усилению ответственности за качество и другие результаты работы и улучшению системы экономического стимулирования. Важно усиливать взаимодействие между всеми блоками госсектора и органами управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Много положительных результатов в функционировании объектов государственного сектора может быть достигнуто путем дальнейшей активизации муниципальных административных образований, в которых органы местного самоуправления нередко выполняют функции органов государственного управления. Такое доверительное взаимодействие и передача определенных прав и функций от органов государственной власти муниципальным структурам поощряется и предусматривается действующим законодательством. 7.3. Планирование развития государственного сектора Госсектор, производящий общественные блага и услуги и заботящийся об удовлетворении государственных нужд, не может развиваться «самотеком», функционировать «без руля и ветрил». Поэтому очень важным рычагом управления госсектором является план. Планируется деятельность важнейших объектов государственного сектора экономики путем использования разнообразных форм, определяющих основные цели, задачи и показатели. На первом месте стоит генеральный документ - финансовый план страны (бюджет). В нем утверждаются объем и структура доходов и расходов, объемы и источники финансирования, в том числе объектов госсектора, предусматриваются меры для успешного выполнения заданных параметров. Ежегодно с проектом федерального (консолидированного) бюджета Правительство РФ представляет в Госдуму также ряд плановых материалов, касающихся госсектора. Это пакет целевых программ, связанных с функционированием госсектора, мобилизационный план экономики и функционирования оборонного производства. Одновременно представляются Президенту России основные показатели оборонного заказа, которые утверждаются им вместе с подписанием федерального закона о федеральном бюджете. Утверждаются объемы государственных заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд (в том числе перечень федеральных целевых программ) и размеры их финансирования, предусматриваемые в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. Государственные нужды — это необходимая Российской Федерации продукция (товары, работы, услуги) для решения задач жизнеобеспечения, обороноспособности и безопасности страны, выполнения федеральных и межгосударственных целевых программ. Эти нужды удовлетворяются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Поставки продукции для федеральных государственных нужд необходимы для того, чтобы обеспечивать должный уровень экономической безопасности, сохранять независимость и обороноспособность страны, формировать и обновлять государственные материальные резервы, успешно выполнять федеральные целевые программы, улучшать сбалансированность и устойчивое развитие хозяйства, выполнять внешнеэкономические обязательства в экспортных поставках продукции, предотвращать отрицательные последствия при чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия и т.п.). Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе проектировки развития государственного сектора экономики. Они включают показатели функционирования и развития госсектора, данные о получении и использовании доходов от распоряжения государственным имуществом, а также показатели оценки уровня использования федеральной собственности и пакетов акций, принадлежащих государству, и программу повышения эффективности федеральной собственности. Правительство и Центральный банк ежемесячно проводят мониторинг состояния экономики и публикуют соответствующие статистические данные. Министерства, ведомства, другие федеральные и региональные органы управления разрабатывают и осуществляют годовые, среднесрочные и долгосрочные планы и программы с учетом государственного заказа, а также имеющихся материальных и финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных). В этих планах и программах устанавливаются задачи и цели развития данной отрасли (сферы деятельности, региона) определяется система мер для их достижения. В планах министерств, ведомств, федеральных и региональных органов управления могут устанавливаться основные задания по объему и качеству продукции (работ, услуг), срокам и очередности выполнения работ, количеству ресурсов, выделяемых для выполнения плана (материальных, сырьевых, финансовых и т.п.), по конечным показателям эффективности осуществляемых мероприятий (сумма прибыли, рентабельность и т.п.) Одновременно назначаются работники, ответственные за выполнение плана или плана-заказа. Эта система показателей используется также при обосновании государственного заказа, доведении его до исполнителей и оценке результатов выполнения плановых заданий. При разработке и реализации планов и программ развития объектов государственного сектора экономики, а также при планировании и размещении госзаказа по поставкам продукции, выполнению работ (услуг) для удовлетворения государственных нужд важное значение имеет соблюдение ряда основных принципов и требований. Это первоочередное решение приоритетных социально-экономических, научно-технологических, оборонных, природохранных и других важнейших задач, обеспечение наибольшей эффективности и высокого качества выполнения решаемых задач и достижение конкретного полезного результата в установленные сроки. Это концентрация на стратегических направлениях и полная взаимосвязанность, сбалансированность финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов при минимизации их расхода, а также комплексность и согласованное решение федеральных, отраслевых, региональных и предпринимательских задач с учетом законных прав и интересов всех сторон. Это соблюдение интересов и исключительного права государства на конечные результаты выполнения государственных планов и программ (госзаказов и госконтрактов) по производству продукции, проведению НИОКР и т.п., финансируемых за счет госбюджетных и внебюджетных средств. Весьма важны конкурсно-контрактная система распределения и организации выполнения государственных плановых заданий (госзаказа, планов поставок) государственными заказчиками, организациями-исполнителями и субподрядчиками, а также экономическое стимулирование выполнения государственных заданий, предусматриваемых в планах, программах и госконтрактах (льготы по налогам, кредитам, целевые дотации и т.п.). Наконец, очень важен такой принцип, как экономическая ответственность сторон за неисполнение государственных заданий и взаимных обязательств (по объемам, качеству и срокам поставок), установленных в государственных планах и госконтрактах. Большую положительную роль для успешной реализации государственных планов, целевых программ и обеспечения поставок продукции (работ, услуг) для удовлетворения государственных нужд играет внедрение конкурсно-контрактной системы организации выполнения заданий. Эта система имеет в сравнении с методами директивного планирования многие преимущества. Она позволяет привлечь для выполнения государственных плановых заданий (госзаказа) всех желающих исполнителей (поставщиков, предпринимателей) без учета организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Система обеспечивает равные права и возможности участников конкурса (независимо от того, к какому сектору они относятся, к частному или государственному). Обеспечивается оптимальное сочетание плановых и рыночных рычагов. Эффективно балансируются интересы заказчика и исполнителя, правильно организуются их взаимоотношения на планово-коммерческой (рыночной) основе при солидарной экономической ответственности и заинтересованности в обязательности и соблюдении сроков работ. Наконец, такой порядок позволяет выбрать в ходе конкурса самого квалифицированного исполнителя, гарантирующего высокое качество работы и получение максимально высокого эффекта при минимальных издержках и цене. Организатором конкурса является государственный заказчик. Он назначается Правительством одновременно с утверждением государственного заказа на производство продукции (работ, услуг) и ее поставки для выполнения целевых программ и удовлетворения государственных нужд. Государственный заказ - это правовой акт, предусматривающий конкретные цели и задания по объему стоимости и срокам изготовления и поставок продукции, выполнения работ или услуг, необходимых для удовлетворения государственных нужд. Госзаказ размещается государственными заказчиками путем проведения конкурсного отбора исполнителей с последующим заключением государственного контракта (договора) между госзаказчиком и организацией-исполнителем, победительницей конкурса. Государственный контракт (договор) — это правовой акт, определяющий права, обязанности и взаимоотношения государственного заказчика и исполнителя государственного заказа, поставщика продукции. 7.4. Управление государственной собственностью Социально-экономической основой государственного сектора экономики является государственная собственность — система присвоения-отчуждения материальных и нематериальных благ государством в целях реализации государственных (общественных) интересов. Миссия государства заключается в устойчивом обеспечении жизнедеятельности общества, его целостности, благосостояния населения, всестороннего развития личности. Такую миссию может выполнить лишь сильное и эффективно функционирующее государство, выполняющие свои стратегические экономические, социальные и политические задачи в масштабе страны и во взаимоотношениях с другими государствами в условиях современной глобализации, отстаивая государственный (общественный) интерес. Государственная собственность — стратегический рычаг материального обеспечения реализации миссии и стратегических задач государства, реальной экономической власти государства. Как правило, в составе госсектора в государственной собственности находятся стержневые отрасли и виды производства, природные ресурсы, имеющие общенациональное значение. Они охватывают те сферы воспроизводства, которые относятся к ядру национального инфраструктурного комплекса, выполняющие систематизирующую функцию — создание общих условий для эффективного воспроизводства в государственном и частном секторах экономики и получение синергетического эффекта общенационального масштаба. К такому типу инфраструктуры относятся прежде всего функциональные комплексы, создающие благоприятные условия для функционирования производственной сферы экономики: отрасли ТЭК, железнодорожного и авиатранспорта, связи и т.д. Важнейшее значение имеют и те отрасли, которые находятся в государственной собственности и обеспечивают благоприятные условия для нормального воспроизводства населения страны, высококвалифицированной рабочей силы, интеллектуального и инновационного потенциала — здравоохранения, образования, фундаментальной науки и пр. Следующая группа отраслей, сфер и видов производства реализует цель получения устойчивого дохода как одного из источников воспроизводства государственного капитала, трудовых ресурсов, прежде всего умственного труда, общественных благ, пополнения государственного бюджета для материального обеспечения стратегических функций государства. К стратегическим относятся и следующие функции государственной собственности (государства как ее субъекта): создание благоприятных материальных условий для воспроизводства консолидированного общественного капитала (государственного и частного), развития современного стратегического предпринимательства (малого и крупного, государственного и частного); гарантирование своевременного выполнения международных договоров, соглашений, международного залогового права, участниками которых являются и частные предпринимательские структуры; реальное установление связей как самостоятельного субъекта с субъектами иных форм собственности внутри страны и с другими государствами, а также транспарентности финансовых потоков; воспроизводство общественных благ, социальной защиты граждан страны, а также поддержка и стимулирование процессов извлечения, накопления и распределения знаний в обществе; минимизация амплитуды колебания устойчивости экономики во время экономических и системных кризисов, мобилизация ресурсов на ускорение ее выхода из кризиса, оживления и подъема, стимулируя процессы диффузии стратегических инноваций, национализируя собственность обанкротившихся предприятий, не подлежащих санации; обеспечение высокого уровня экологической защиты населения, воспроизводства возобновляемых природных ресурсов; мотивация государственных и частных структур к разработке и реализации конкурентной стратегии с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. Отмеченные и другие стратегические функции государственной собственности могут быть реализованы только при эффективном управлении ею во всех ее организационно-правовых формах и на всех уровнях иерархии управления: макроэкономики, мезоэкономики и микроэкономики. Управление государственной собственностью нельзя рассматривать только как управление государственным имуществом: прежде всего это управление ее воспроизводством в нужном качестве и количестве в интересах общества. Свобода и эффективность управления государственной собственностью определяются способностью и компетентностью государства как субъекта данной формы собственности владеть ее управлением Технология управления государственной собственностью определяется экономической сущностью данного процесса, которая выражена в следующем определении: управление государственной собственностью — это система социально-экономических и организационно-экономических отношений между государством как стратегическим субъектом ее управления, уполномоченными им организационными институтами и менеджерами по поводу организации воспроизводства и трансформации государственного капитала посредством совокупности форм, методов, рычагов в интересах общества и государства. В управлении государственной собственностью выделяют два блока: управление процессом ее воспроизводства и использования и управления процессом ее трансформации методами приватизации, национализации и другими. Управление государственной собственностью осуществляется на основе системы принципов, в которой прежде всего следует отметить стратегические. К основным принципам относят следующие: стратегию управления государственной собственностью необходимо рассматривать в органической взаимосвязи с экономической стратегией развития национальной экономики. Для развития национальной экономики современной России наиболее приемлема стратегия инновационно-технологического и социального прорыва, реализация которой позволяет вывести экономику на путь устойчивого развития и конкурентоспособности; родовым (генетическим) началом стратегии управления государственной собственностью являются сущность и специфика государственной собственности как субъекта управления, с одной стороны, и функции общего менеджмента, с другой; между управлением государственной собственностью и управлением процессом государственного предпринимательства существуют как принципиальные различия, так и определенная взаимосвязь. Управление государственной собственностью – это управление воспроизводством государственного капитала, а управление государственным предпринимательством – это управление процессом создания предпринимательского дохода как одного из стратегических источников, важнейшей функцией которого является воспроизводство государственной собственности; одной из стратегических целей управления процессом трансформации государственной собственности в современной России является формирование российской модели смешанной экономики; особое значение имеет реализация принципа необходимости осуществлять оценку управления государственной собственности, используя систему критериев и показателей социальной и экономической эффективности. В российской практике такой оценки выделяют критерии эффективности коммерческого и некоммерческого использования государственного имущества. В первом случае имеют ввиду прежде всего бюджетную эффективность, уровень цены государственного имущества и пакета государственных акций. Эти критерии являются основой системы показателей экономической эффективности управления государственной собственностью, к которым относятся: выручка (стоимостное выражение объема продаж), балансовая и чистая прибыль, рентабельность - активов собственного капитала, основных средств, основной деятельности. Для акционерных обществ с государственным капиталом используются косвенные показатели эффективности: сумма начисленных и подлежащих перечислению в бюджет дивидендов, средняя цена акций - обыкновенных и привилегированных; показатели деловой активности: фондоотдача, скорость оборота — активов, запасов, дебиторской задолженности, собственного капитала, коэффициентов активности. Большое значение имеют показатели финансовой рыночной устойчивости — коэффициенты обеспеченности собственными фондами, соотношение собственных и оборотных средств, соотношение мобильных и иммобильных средств; маневренности, краткосрочной и долгосрочной задолженности и т.д. Эффективность некоммерческого использования имущества определяется тем, насколько реализуются функции государства. Многие из этих функций - социальные (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, воспроизводства общественных благ и т.п.) В данном случае рассматривается социальная эффективность. Формирование и использование целостной системы критериев и показателей оценки социальной и экономической эффективности управления государственной собственностью – одна из важнейших стратегических задач. К другим принципам управления государственной собственностью относятся следующие: системно-целевого подхода, прогрессивной мотивации; многообразия форм и методов управления; признание равноправия всех форм собственности и систематизирующей роли государственной собственности; разделения функций и взаимодействия между всеми субъектами управления; обязательность качественного правового обеспечения процессов управления, необходимость органического сочетания экономических и административных форм и методов управления, гибкая система организации и обновления процессов управления. Для управления государственной собственностью на уровне микроэкономики необходимо учитывать специфику организационно-правовых форм управления государственных предприятий. В России выделяются унитарные государственные предприятия на праве хозяйственного управления и на праве оперативного управления (казенные предприятия). Унитарное предприятие — это хозяйственная коммерческая организация, основанная прежде всего на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган — собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относиться как собственник-пользователь, т. е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, федеральные агентства и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д. Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Многие из отмеченных ранее стратегических функций управления государственной собственностью возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, определяют политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующихся гос. имуществом и др. Управление государственной собственностью — одна из сложных общенациональных проблем, оно требует к себе самого ответственного отношения и не может сводиться к поспешной «шоковой» приватизации или стихийной национализации. Отрицательные экономические результаты таких действий не нуждаются в особых доказательствах. Процесс управления государственной собственностью нередко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями по распоряжению ею и пока малоэффективным контролем за использованием государственного имущества в соответствии с его назначением. Стратегическая цель управления государственной собственностью — организация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе — еще не достигнута в полном объеме. Требует решения и ряд проблем, связанных с функционированием унитарных предприятий, пользующихся правом хозяйственного ведения. Привлекательной стороной этих предприятий является высокий уровень свободы государственного предпринимательства. Но здесь должен строго соблюдаться подход: чем выше уровень свободы, тем выше степень ответственности. Предстоит повышать экономическую ответственность и заинтересованность унитарных предприятий на основе конечных результатов работы. Часть особо важных предприятий может быть преобразована в казенные, а другая часть трансформирована в открытые акционерные общества с государственным пакетом акций, третья — эффективно приватизирована. Важно, чтобы тот субъект, который присвоил государственную собственность, владел ее управлением лучше, чем государство, и нес социальную и экономическую ответственность за эффективное управление приватизированной собственностью перед обществом и государством. Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ (АО) с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики. В то же время организационно-правовая форма АО дает возможность оптимально разрешать противоречия между административными и экономическими методами руководства, обеспечивая тесную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и государственным предпринимательством. Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и контрольный пакет акций может передаваться по контракту в доверительное управление непосредственно руководству АО. Одной из важных задач совершенствования управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Нужно обеспечить действенное участие представителей государства в принятии важнейших решений по управлению воспроизводством и использованию государственной собственности, а также разработке и выполнении комплекса функций по реализации этих решений. При этом круг обязанностей государственный представителей или доверенных лиц должен быть четко очерчен, а система стимулов их деятельности жестко связана с достигнутыми результатами. Возможно, данные лица должны получать доходы в размере не ниже доходов самих менеджеров АО. Имеется в виду, что существенную долю их зарплаты следовало бы выплачивать из валового дохода акционерного общества, другую — из фонда оплаты того государственного органа, который назначает их представителями государства. Для государственных представителей должна предусматриваться не только дисциплинарная, но и имущественная ответственность в случае, если они своей деятельностью или бездеятельностью в органах управления АО нанесут ему ущерб. Отбор государственных представителей и других доверенных лиц целесообразно производить на конкурсно-контрактной основе. Совмещение их деятельности в акционерном обществе с какой-либо другой работой следует разрешать в том случае, если при этом не снижается эффективность их труда в АО. Для оценки итогов деятельности представителей государства в управлении государственной собственностью необходимо пользоваться теми экономическими критериями и показателями, которые изложены выше. Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента, как научно-обоснованное стратегическое планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др. Важно отработать механизм привлечения инвестиций в АО с государственным капиталом с помощью эффективной системы дополнительных эмиссий акций и распространения их на конкурсной основе. Необходимо также предусмотреть те рамки, за которыми государство теряет контрольный пакет акций.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |