Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Государственное регулирование предпринимательства




8.1. Экономическое содержание предпринимательства

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России. Предприниматель и предпринимательство — движущая сила рыночного процесса, выполняющая его основные конструктивные функции.

Предприниматель-производитель нацеливает производство на устойчивое получение предпринимательского дохода — основного источника накопления и развития экономики. Для этого он производит именно тот продукт, который необходим и ценен для потребителя по всем параметрам. Предприниматель — это движущая сила рынка, стимулирующая повышение эффективности воспроизводства. Он воздействует на объем и качество предложения товаров и на потребительский спрос.

У основной массы субъектов рынка — покупателей и продавцов — отсутствует точное знание о том, что, где и как можно выгоднее купить и продать. В этих условиях предприниматель становится рычагом рыночного процесса. Используя свою компетентность, высокий профессионализм, повышенную исключительную энергию и обладая готовностью к риску, предприниматель устойчиво получает добавочную прибыль по сравнению со многими другими бизнесменами, получающими прибыль на основе использования традиционных, нередко рутинных, средств производства, технологий, способов организации и управления экономической деятельностью. По существу он осуществляет взаимосвязь различных рынков и их сегментов. Вектор поведения субъектов рыночных отношений корректируется информацией, приобретаемой в результате изучения плодотворной деятельности предпринимателя, которая вынуждает субъектов рынка вносить изменения в свои планы покупок и продаж.

Взятый во времени ряд систематических изменений во взаимосвязанной сети рыночных отношений составляет конкретный рыночный процесс. Предприниматель — движущая сила конкурентного процесса, т.е. активного соревнования в предложениях рыночных возможностей, лучших по сравнению с теми, которые существуют в данное время. В этом и состоит предпринимательский характер конкуренции.

Конкуренция — процесс соперничества. Он происходит не между пассивными сторонами, а между участниками, ловящими на лету прибыльные возможности, меняющими внутренние и внешние обстоятельства в свою пользу. Соперничество проявляется не в том, что субъекты рыночного процесса принимают решения, ориентируясь на вероятные реакции своих конкурентов, а в том, что они в состоянии предложить рынку нечто лучшее, чем их конкуренты.

Предприниматель — основная движущая сила инновационного и рискового процесса. Он раньше и лучше других предвидит в какие, не замеченные другими, инновации направить ресурсы, какая рискованная деятельность представляет более благоприятные возможности для получения предпринимательского дохода.

Российские регионы располагают основными факторами производства — богатыми природными ресурсами, интеллектуальным и инновационным потенциалом. Но этого далеко недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и национальных рынках. Так, чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо экономное природопользование. Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) следует организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Для достижения конкурентоспособности международного уровня нужно направить имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) на создание и эффективное использование инноваций. Наконец, весьма важно освоить рыночный процесс. Все это делает предпринимателя особой производительной силой. Вся проблема в том, как она реализуется в предпринимательской деятельности.

Сегодня важно, чтобы предпринимательство реализовало свой стратегический ресурс, стало одним из основных факторов выхода России и ее регионов из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и превращения страны в равноправного субъекта мировых рыночных отношений. Для этого следует правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. На таком прочном научном фундаменте и предстоит формировать современное цивилизованное предпринимательство.

Фундаментальная основа для глубокой разработки теории предпринимательства существует. Во-первых, глубокое изучение истории развития экономической мысли по проблемам предпринимательства, особенно трудов тех ученых-экономистов, которые внесли весомый вклад в теорию предпринимательства. Во-вторых, научное обобщение прежней и современной зарубежной практики формирования предпринимательства, а также опыта дореволюционной России в данной области. Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления, родоначальником которого можно считать французского экономиста Р. Кантильона, связывали предпринимательство с риском. По их мнению, предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и вкусом к риску, способный реализовать свои возможности с целью получения дополнительной прибыли. Истинный предприниматель проявляет себя в любой стадии процесса воспроизводства: в производстве, обмене, распределении. В ходе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, рискуя, покупает товары по низкой цене и продает по высокой. Он может получить более высокий доход по сравнению с теми, кто опасается испытывать судьбу. Эту точку зрения развили И. Тюнен и Ф. Найт. Они прочно связывали понятия «предприниматель» и «предпринимательство» с непредвиденным риском.

Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж. Б. Сэя и А. Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать нормальный предпринимательский доход.

Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства остается наиболее основательным и перспективным. По Й. Шумпетеру, экономическая система способна к саморазвитию лишь тогда, когда в ней не только взаимодействуют рациональные комбинации факторов производства, как это следует из концепции предпринимательства Ж.Б. Сэя, но и происходит непрерывное воспроизведение новых сочетаний таких факторов. К числу новых комбинаций он относил изготовление неизвестного потребителям блага или создание нового качества известного блага, внедрение новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческом использовании товаров), освоение новых рынков или новых сегментов рынка, обретение новых источников сырья, внедрение новых методов организации труда и т.д. Хозяйствующих субъектов, которые активно используют различные новые комбинации в процессе воспроизводства, Й. Шумпетер назвал предпринимателями. При этом он специально акцентировал внимание на том, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства. Понятие «предприниматель» определяется, по его мнению, исключительно функцией и способностями индивидов в условиях любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, не осуществляющие новые комбинации, перестают быть предпринимателями.

Предпринимательскую функцию могут выполнять лишь люди, обладающие способностями, чутьем к инновациям и способные их реализовать. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инноватора. По Й. Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства не сводится к получению обычной прибыли. Он предполагает получение сверхприбыли, т.е. предпринимательской прибыли, достигаемой в результате новых комбинаций в процессе воспроизводства.

Ценный вклад в развитие данного направления внесли Л.Мизес, Й.Кирцнер, Ф.Хайек. Они раскрыли инновационную функцию в рыночном процессе, связав ее с динамичной конкуренцией, с выявлением изменений в предпочтениях покупателей, использованием неизвестных способов создания известных товаров и возможностями предложения новых товаров. При этом, рассматривая рыночную конъюнктуру, конкуренцию не как ситуации, известные всем субъектам рыночных отношений, а как процесс со многими неизвестными, они доказали, что именно предприниматели являются движущей силой рыночного процесса. Кроме того, большая ценность их в том, что они способствуют покупке потребителями необходимых и привлекательных товаров по выгодным ценам.

Четвертое направление теории предпринимательства основали П.Друкер, Б.Карлоф, Б.Санто и другие. Они связывают предпринимательство с особым типом менеджмента. Их новая парадигма основывается на необходимости и возможности в современных условиях соединять предпринимательство и менеджмент. Предпринимательство и менеджмент взаимозаменяются, взаимопроникают. Менеджмент, ориентируясь на обслуживание предпринимательства, укрепляет предпринимательский стиль управления.

Краткий экскурс в историю развития экономической мысли позволяет сделать вывод, что в теории предпринимательской деятельности имеется фундаментальная основа для раскрытия экономической сущности и содержания предпринимательства. Анализ современной предпринимательской практики в странах развитого предпринимательства, который проделан учеными этих стран, подтверждает ключевые положения, заложенные в отмеченных направлениях формирования и развития теории предпринимательства.

Все сказанное дает основание следующим образом определить экономическую сущность предпринимательства. Современное предпринимательствостратегическое предвидение предпринимателя, основанное на его способности трансформировать слабые сигналы о будущих изменениях спроса потребителя и внешней среды в прогнозы, в сочетании с его повышенной энергией, уникальными стержневыми компетенциями и полной экономической ответственностью.

8.2. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательской деятельности

Современное предпринимательство, получившее наиболее полное развитие в передовых странах, является стратегическим, представляет собой сочетание предпринимательского предвидения, стратегического анализа с процессом стратегического управления. Экономическое содержание предпринимательства определяется во многом особыми личностными качествами предпринимателя. Они, как уже говорилось, проявляются в способности по-новому комбинировать ресурсы, или факторы воспроизводства, — рабочую силу (труд), капитал, землю.

Что это за способности?

Прежде всего это ярко выраженный избирательный интеллект, повышенная интуиция, эвристические склонности, позволяющие предвидеть и прогнозировать многие факторы и обстоятельства лучше большинства бизнесменов: каковы грядущие изменения во внутренней и внешней среде предпринимательских структур, ожидаемый спрос и обстоятельные нужды потребителей, перспективные сферы применения капитала и поиска рынков сбыта, предвидения динамики цен и т.п.

Настоящий предприниматель в полной мере обладает стратегическим мышлением, позволяющим выделять ключевые звенья предпринимательской деятельности, обосновывать отдаленные цели и задачи, факторы и ситуации, приносящие хороший предпринимательский доход и устойчивую конкурентоспособность. Характерны и такие способности, как умение генерировать свои и воспринимать чужие идеи, оценивать и использовать их для получения предпринимательского дохода, умение не просто рисковать, но и инициировать обоснованные риски. Вместе с тем важны предрасположенность к повышенной бдительности и малозаметным потенциально стоящим целям и задачам, к ценным ресурсам и новой информации, к возможностям получения высокого предпринимательского дохода.

Самая главная специфическая предпринимательская функция заключается в определении сферы эффективного применения факторов воспроизводства, в процессе которой предприниматель находит им особое предназначение. Как уже отмечалось, благодаря своим способностям, предприниматель ориентирует и осуществляет производство именно того продукта, который наиболее необходим и ценен для потребителя по многим параметрам.

Осуществив прогноз, сообразуясь со своими возможностями, предприниматель закупает необходимые средства производства. Проводя инновационный стратегический маркетинг, он находит те рынки и ниши, на которых их можно приобрести дешевле, или те, на которых по выгодной цене можно купить более качественные средства производства по сравнению с другими рынками. Таким образом, не приступая к процессу производства, предприниматель закладывает в конечный результат воспроизводства значительную долю потенциально возможного предпринимательского дохода (П1).

В процессе производства необходимых и желательных для покупателей товаров предприниматель выбирает и использует определенные инновации (технологические, организационные, управленческие и др.). Они позволяют ему снизить индивидуальные издержки производства, получить таким образом вторую весомую долю потенциально возможного предпринимательского дохода (П2).

Ключевая роль в процессе образования предпринимательского дохода принадлежит реализации созданного предпринимателем-производителем товара. В процессе продажи товара потенциальный предпринимательский доход { и П2), заложенный до и на стадии производственной предпринимательской деятельности, получает реальное денежное выражение. Кроме того, в процессе реализации предприниматель может обеспечить значительный прирост предпринимательского дохода другими способами.

Как уже отмечено, цены на современном рынке не складываются стихийно. Спросом, предложением и движением цен управляет предприниматель. Именно он, используя маркетинговый подход, разрабатывает и реализует более рациональные стратегии ценообразования по сравнению со статичными бизнесменами. Обычно его цены и качество продукции более привлекательны для покупателя в рамках его конкурентной рыночной стратегии.

Так, немалая часть предпринимательского дохода может быть получена даже при снижении цены по сравнению со сложившимися ценами на рынке, В этом случае более низкие индивидуальные производственные издержки позволяют получать сверхприбыль даже при сниженных до определенного предела ценах, К тому же при высокоэластичном спросе предприниматель в состоянии продать значительно большую массу товара по сравнению со статичными бизнесменами за единицу времени. Ускоряя скорость оборота капитала, он обеспечивает получение еще одной доли предпринимательского дохода.

Цены на инновационные товары могут значительно превышать цены на аналогичные неинновационные товары вследствие их высокой потребительской ценности для покупателей, что дает возможность предпринимателям получать монопольную прибыль. При этом в соотношении качества товара и цены покупатель не проигрывает. Эффективной, объективной рекламой и активной, компетентной деятельностью торговых агентов покупатель оказывается правильно сориентированным. Вместе с тем предприниматель, благодаря присущей ему повышенной бдительности, находит и такие рынки, где продукцию можно продавать дороже. Дело в том, что низкая цена на данных рынках может подорвать имидж предпринимательской фирмы и товара высокого качества.

Таким образом, в процессе реализации происходит также прирост предпринимательского дохода (П3). Общий размер предпринимательского дохода, получаемый в процессе воспроизводства, рассчитывается по формуле: П0 = П1 П2 + П3, где П0 -общая величина предпринимательского дохода.

Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом, поэтому предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели (устойчиво оптимальный размер предпринимательского дохода) только в одном случае. Нужно, чтобы основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) были сориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри предпринимательских структур, адаптацию к окружающей среде.

В планировании предпринимательской деятельности необходимо предусматривать гибкую пропорциональность, новые комбинации факторов воспроизводства. Так, можно добиться рационализации уже использующихся технологий за счет инноваций производственного планирования и управления персоналом. Для этого стимулируются способности предпринимательских структур к развитию путем перехода от функциональной организации к организации на основе автономных хозяйственных центров прибыли.

Стратегический менеджмент инноваций требует прежде всего непрерывного анализа функционирования предпринимательских структур и их окружения. Анализ окружения производится с целью во-первых, выяснить собственные шансы на успех от инновационной деятельности. Для этого необходим анализ возможностей самой предпринимательской фирмы или их объединений, анализ собственных ресурсов, перспектив развития сильных и преодоления слабых сторон. Во-вторых, устранить или уменьшить неблагоприятное воздействие многочисленных видов риска на конечные результаты предпринимательской деятельности. При этом производится анализ как макро-, так и непосредственно предпринимательского окружения. К первому виду относятся экономические, правовые, политические, социальные, технологические, региональные и другие рамки предпринимательской деятельности. Ко второму — поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности обновления продукции, интенсивность конкуренции, возможности промышленной кооперации и интеграции и т.д.

Для выработки стратегии менеджмента инноваций и предпринимательского риска необходим поиск альтернатив и выбор наилучшего варианта. Избранная стратегия реализуется в предпринимательских программах и стратегии поведения фирмы, в соответствующих планах (стратегических, среднесрочных, краткосрочных, ситуационных). В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующая организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс предпринимательства.

Важнейшим в современном предпринимательстве является социальный компонент. Он непосредственно связан со всеми другими компонентами: с личностным фактором — способностями предпринимателя к инновационной рисковой деятельности, процессом создания предпринимательского дохода, со стратегическим менеджментом предпринимательского дела.

Известно, что предпринимателем может выступать как индивид, так и коллектив. Он может персонифицироваться в предпринимательских управленческих командах, каждый член которой обладает перечисленными способностями. Последние могут развиваться в процессе обучения субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в самой предпринимательское структуре, которое осуществляется с помощью целостной обучающей системы. В процессе обучения развиваются стержневые компетенции, позволяющие разрабатывать компаниям уникальные, нередко не воспроизводимые конкурентами комбинации факторов производства и товаров.

В странах развитого предпринимательства фирмы несут социальную ответственность перед собственниками-акционерами, поставщиками, клиентами-покупателями, обществом. Нередко в элитных корпоративных предпринимательских структурах культура предпринимательства, ее базовая философия намного больше влияют на создание предпринимательского дохода, чем технологические, экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и координация.

Социальный компонент особую роль играет при разработке и реализации конкурентных стратегий предпринимательства. Коллективные разработки и реализация конкурентных стратегий под руководством менеджеров и специальных команд управления с привлечением широкого круга сотрудников фирмы создает дополнительный информационный ресурс, повышает качество данных стратегий, создает дополнительную мотивацию и ответственность, формирует органичную социальную солидарность в предпринимательской структуре. Тесное взаимодействие руководства данной структуры с ее сотрудниками рассматривается как своеобразная инвестиция.

Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма, т. е. способа ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономических организационных форм, методов и рычагов.

Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает в себя два взаимосвязанных блока. Первый — это механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях макро-, мезо- и микроэкономик. Во второй блок входят системы государственного регулирования, адекватные требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства. Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-хозяйственного механизма.

8.3. Функции, формы и принципы государственного регулирования предпринимательства

Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственного регулирования предпринимательства. В мире развитого предпринимательства, по существу, общепризнанно, что государственное регулирование в тех или других формах, масштабах есть закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства. Государство в период становления предпринимательства выполняет нижеследующие основные функции.

Первая функция — формирование государством субъектов современного предпринимательства, реализующих свои способности к инновационной, связанной с риском, деятельности во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные правила игры на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы урегулирования. На государство возложена обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция — формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе современных достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третья функция — создание условий для стабильного увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом. Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Четвертая функция — стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе современных достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с целью воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ — это не только заказ федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях. Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.

Пятая функция — формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса. Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство). Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ. Одновременно государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

Шестая функция — обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества.

Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование. Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода, при разделении и кооперации полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной службами.

8.4. Формирование системы государственной поддержки предпринимательства

Создание структур государственного регулирования предпринимательства идет по многим направлениям.

Прежде всего формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. Здесь необходимо оперативно разработать и принять ряд федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Ныне ощущается острая необходимость в федеральном законе «Об основах предпринимательской деятельности в Российской Федерации». В таком системообразующем законе следует дать определение предпринимательства, раскрыть его организационно-правовые формы, указать критерии малого, среднего и крупного предпринимательства. Он должен раскрыть основы государственного регулирования и поддержки предпринимательства, установить механизм реализации данного закона, сформулировать принципиальные подходы к формированию системы правового обеспечения устойчивого развития предпринимательства и т.д. Данный закон следовало бы подкрепить системой связанных с ним законов: «О частном предпринимательстве», «О государственном предпринимательстве», «О совместном предпринимательстве», «О корпоративном предпринимательстве», «Об основах малого и среднего предпринимательства» и т.д.

При формировании системы правового обеспечения развития предпринимательства важно обеспечить высокое качество законодательных актов. Они не должны противоречить друг другу, по возможности быть законодательными актами прямого действия. Следует предусмотреть механизм их реализации, гарантирование прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при и их нарушении и т.д.

Не менее важно создать систему государственного регулирования финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Это потребует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д. Можно назвать пять ключевых направлений такого совершенствования.

  1. Кардинальное изменение основного вектора налогообложения в сторону стимулирования современного эффективного предпринимательства с помощью системы льгот.
  2. Качественное преобразование существующей практики кредитования. Следует создать и умножить государственные кредитные ресурсы для среднесрочного кредитования, а также обеспечить стимулирование среднесрочного кредитования коммерческими банками. Крайне нужна система фондов поддержки предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях из консолидированных источников (отчислений из государственного бюджета и доходов предпринимательских структур, ресурсов, выделяемых международными организациями для оказания помощи малому предпринимательству и т.д.). Следует содействовать формированию обществ взаимного кредитования предпринимательства и особенно организации банковских пулов с привлечением иностранных инвесторов с целью кредитования крупномасштабных мероприятий по организации инновационного соперничества в «точках роста» российской экономики. Необходимо участие государства в формировании венчурного капитала, венчурных фирм, инновационных фондов.
  3. Изменение вектора государственного регулирования в сфере страхования предпринимательской деятельности. Для этого нужно обеспечить рациональное сочетание государственного и рыночных форм страхования инновационного процесса. Важно разными путями содействовать созданию обществ взаимного страхования предпринимательства, учредителями которых могли бы быть государственные и предпринимательские структуры, инновационные и инвестиционные фонды, страховые общества, венчурные фирмы и др.
  4. Формирование системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом. На этом направлении важно разработать и принять концепцию и программу инфраструктурного обеспечения предпринимательства, а также Федеральный закон «Об основах системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства». Нужно также преобразовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в Федеральный фонд предпринимательства. При этом консолидировать все источники его формирования: государственное бюджетное финансирование, отчисления из прибыли предпринимательских структур, вложения международных организаций в развитие малого предпринимательства и пр. Встает вопрос и о преобразовании разрозненных объектов инфраструктурного обеспечения на региональном уровне в целостную систему, обслуживающую предпринимательство в целом.
  5. Организация государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства предполагает создание эффективной концепции долгосрочной стратегии научного обеспечения предпринимательства (на 10—15 лет) и строительство на этой базе своей инновационной политики.

Такая стратегия разрабатывается с учетом необходимости обеспечения лидерства ключевых предпринимательских фирм в определенных нишах мирового рынка, а также на национальном и региональном рынках.

Концепция стратегии научного обеспечения предпринимательства должна быть четко структурирована: во-первых, по уровням государственного регулирования. Имеется в виду макроуровень (Федерация в целом), мезоуровень (регионы), микроуровень (фирмы, предприятия). Во-вторых, — по фазам научного обеспечения инновационного процесса: фундаментальная наука, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, первичное освоение и распределение инноваций.

Одним из стратегических направлений формирования и развития эффективной системы государственного регулирования предпринимательства и управления им является повышение эффективности управления процессом развития государственного предпринимательства во всех организационно-правовых формах государственных предприятий и их объединений и особенно в акционерных обществах с государственным капиталом (пакетом акций). Государство с этой целью может использовать как государственный, так и открытый рынок, как национальный, так и международные рынки.

Используя международный опыт развития государственного предпринимательства, его специфику и особенности трансформационной социально-экономической системы современной России, необходимо прежде всего учитывать резервы развития данного типа предпринимательства в системе интегрированных конструируемых корпоративных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Процесс формирования данной формы предпринимательства уже начался, хотя и происходит сложно. При этом можно эффективно использовать инновационный потенциал ОПК, создавая смешанные государственно-частные корпорации.

При создании таких предпринимательских структур, необходимо, развивая процесс разгосударствления в государственных и смешанных корпорациях, использовать многие элементы хозяйственного механизма частного сектора экономики, с одной стороны, и, с другой стороны, еще сохранившиеся мощный интеллектуальный и инновационный потенциалы ВПК СССР.

В концепции должны быть выделены и направления государственного регулирования процессов формирования еще ряда систем. Среди них: кадровое обеспечение предпринимательства, поддержка внешнеэкономической предпринимательской деятельности, экономический контроль за деятельностью государственных структур по регулированию и поддержке предпринимательства и др.

Более подробно тема изложена в следующей литературе:

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, - М.: Издательство РАГС, 2006. Глава 11.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.