Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы государственного регулирования НТП




Научно-технический прогресс и его роль в условиях рыночной экономики

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс все более глубокого познания законов развития природы и общества и на этой основе создания и совершенствования средств и предметов труда, технологических процессов, форм организации производства и управления. НТП как процесс совершенствования материальной базы, продуктов производства на основе создания и освоения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИиОКР) осуществляется в целях лучшего удовлетворения общественных потребностей, экономии рабочего времени.

Непосредственным результатом НТП является инновация, новшество, нововведение. Слово " инновация " буквально означает инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Конечный результат инноваций не всегда можно точно определить, поэтому для их осуществления создаются специальные инновационные фонды, банки и другие финансовые учреждения. Нововведение следует понимать как прогрессивное изменение продукта, техники, технологии и организации производства, в котором материализуется научное знание.

В целом инновации, нововведения представляют собой качественные изменения в производстве и относятся как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Они обеспечивают качественно новую ступень в развитии производительных сил, повышении эффективности производства. Осуществление инноваций, нововведений нужно рассматривать как создание и использование различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различают социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации.

Целью НТП является не увеличение числа нововведений, а повышение социально-экономической эффективности воспроизводства в его исторически обусловленных формах. НТП следует рассматривать как систему отношений по поводу создания и освоения нововведений. Целесообразность использования нововведений в хозяйственной практике определяется их социально-экономической эффективностью.

Важнейшими направлениями НТП в условиях переходной экономики являются:

· разработка и широкое применение прогрессивных, базовых для каждой отрасли технологий, а также принципиально новых технологий - электронно-лучевых, плазменных, импульсных, биологических и др.;

· механизация и автоматизация производства, широкая электронизация машин и оборудования, создание и освоение новых поколений ЭВМ всех классов, применение автоматизированных систем управления, быстрое развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обрабатывающих центров и т.п.;

· создание и освоение новых прогрессивных видов конструкционных материалов с заранее заданными свойствами - синтетических, композиционных, сверхчистых и др.

Общие направления НТП для всех отраслей народного хозяйства включают: существенное повышение качества выпускаемой продукции; увеличение доли в общем объеме производства продукции высшей категории качества, превосходящей (или соответствующей) по своим технико-экономическим параметрам мировые стандарты; повсеместное внедрение комплексных систем управления качеством; пересмотр и обновление государственных стандартов; развитие на основе перспективных научно-технических достижений типизации технологий, отраслевой и межотраслевой унификации машин, узлов и деталей.

Развитие НТП в переходный период характеризуется концентрацией усилий на стратегических направлениях, революционизирующих процесс общественного производства. Федеральные и региональные органы исполнительной власти в централизованном порядке планируют и организуют разработку и освоение ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долго- и среднесрочных комплексных программ, ориентированных на структурные сдвиги.

Предприятия как самостоятельные товаропроизводители по своей инициативе, за счет собственных, заемных или привлеченных средств и под свою ответственность организуют инновационный цикл по большинству нововведений. Рыночный механизм предполагает финансово-материальную сбалансированность процесса воспроизводства, динамичное соответствие спроса и предложения на нововведения, установление контрактных цен. Конкуренция научно-технических организаций и производственных предприятий, основанных на различных формах собственности, обеспечивает конкурс различных видов научно-технической продукции на рынке.

Государственное регулирование НТП - это процесс выбора и осуществления целей, определения направлений, установления сроков создания и освоения научно-технических нововведений и соответствующего распределения ресурсов.

Важными задачами государственного регулирования НТП являются:

1. Органическое включение науки в рыночную экономику, комплексный учет и предвидение экономических и социальных последствий научных открытий;

2. Концентрация ресурсов на ведущих направлениях НТП, связанных с разработкой принципиально новой техники и технологии.

Государственное регулирование НТП осуществляется на всех уровнях управления - высшем, среднем и низшем - и сосредоточивается на решении ряда принципиальных вопросов.

На высшем, народнохозяйственном уровне (органы государственного управления) регулирование основано на определении стратегии развития науки и техники, выборе и формировании национальных приоритетов, разработке важнейших научно-технических программ, то есть - на реализации главных направлений и программ НТП, революционизирующих общественное производство. Все проводимые на этом уровне разработки обеспечиваются государственным финансированием.

На среднем, отраслевом уровне (отраслевые министерства, крупнейшие межотраслевые объединения, концерны, ассоциации) регулирование нацелено на конкретизацию приоритетов НТП, формирование отраслевых и межотраслевых научно-технических программ, на осуществление перспективной технической политики, то есть на выпуске принципиально новых видов продукции и широкомасштабном применении новейших достижений НТП, прогрессивных технологий. Здесь характерно, как правило, смешанное финансирование - государственные и ведомственные ресурсы.

На низшем, уровне основного (первичного) звена регулирование носит преимущественно исполнительский характер и основано на систематическом повышении технического уровня производства, обновлении продукции, повышении качества и обеспечении ее конкурентоспособности на мировом рынке. Здесь научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, предприятия выполняют научно-технические программы, ведут НИиОКР, изготавливают новую технику, материалы, разрабатывают программные средства и т.д. Финансирование также смешанное.

Объектами государственного регулирования НТП являются, во-первых, все составляющие законченного инновационного цикла; во-вторых - поколения техники.

Инновационный цикл или жизненный цикл нововведений -это процесс создания, освоения, использования и устаревания нововведений. В рамках этого цикла производится, реализуется потребителям и используется ими вплоть до замены на новую научно -техническая продукция.

Инновационный цикл состоит из ряда фаз, то есть типичных, повторяющихся в каждом цикле этапов (периодов), которые отличаются технологией, составом кадров, а главное - характером результатов. Это фазы "исследования и разработки - производство - сбыт - обслуживание".

Инновационный цикл охватывает несколько взаимосвязанных областей: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки и опытное производство; первичное (пионерное) освоение нововведений; распространение нововведений; эффективное использование на всех возможных объектах; устаревание вплоть до замены следующим новшеством. Инновационному циклу предшествует анализ и прогнозирование рынка, то есть маркетинг научно-технической продукции.

Фундаментальные и поисковые исследования направлены на открытие неизвестных ранее законов природы, общества и человеческого мышления; предполагают выявление, изучение и систематизацию объективных явлений и закономерностей развития естественнонаучных и общественных процессов.

Прикладные исследования включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных и поисковых исследований в конкретной области (отрасли).

Технико-экономические разработки предусматривают изготовление на основе маркетинга, результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления. Опытное производство включает изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию.

Первичное освоение нововведения - это применение результатов организационно-технической разработки в производстве.

Распространение нововведения есть его экономическое освоение в общегосударственном масштабе на всех предприятиях, где это эффективно.

Эффективное использование нововведения характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества.

Устаревание начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение.

Поколения техники - это системы, включающие один или несколько размерных (параметрических) рядов моделей и типоразмеров техники (машин, приборов, материалов и т.д.), отличающихся общностью назначения, конструктивного и технологического принципов и воплощающие открытие или крупное изобретение. Периодичность смены поколений техники (с учетом совмещения первых фаз нового жизненного цикла с последними фазами предыдущего) составляет ориентировочно 8-10 лет. Системы (комплексы) машин включают полный набор средств труда для оснащения всего технологического цикла.

Субъектами государственного регулирования НТП выступают все государственные и негосударственные (рыночные) структуры, охватывающие весь инновационный цикл.

Сферой распространения государственного регулирования НТП являются любые виды полезной деятельности по проведению НИиОКР, выпуску и использованию новой техники и технологии, осуществляемой первичными звеньями независимо от форм собственности.

Процесс государственного регулирования НТП базируется на ряде принципов. Важнейшие из них: комплексность, перспективность, непрерывность, многовариантность.

Комплексность связана с разработкой балансов технологических связей, которые позволяют обеспечить создание, освоение и распространение крупных нововведений ресурсами; предполагает единство планирования нововведений, инвестиций и производства, что достигается в целевых программах.

Перспективность имеет особое значение, поскольку от открытия до удовлетворения потребностей рынка в технике, созданной на его основе, проходит, как показывает мировой опыт, 10-15 лет. Все это повышает роль прогнозирования НТП.

Непрерывность связана с уточнением показателей затрат и эффекта на каждой стадии инновационного цикла, постоянным обновлением научно-технического потенциала.

Многовариантность предполагает оптимизацию прогнозов на основе сравнения различных вариантов распределения ресурсов между направлениями НТП, наукой и производством и т.д.

Территориальные аспекты НТП отражаются в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил страны. В ней учитываются региональные типы научно-технической деятельности, предусматривается размещение научного потенциала и функционирование региональных научно-технических центров.

Основными составляющими государственного регулирования НТП являются:

· прогнозирование важнейших направлений научно-технической политики;

· выбор приоритетов научно-технической деятельности;

· разработка научно-технических программ - федеральных, отраслевых, региональных, межгосударственных;

· размещение государственного заказа на конкурсной основе;

· финансирование научно-технической деятельности; налогообложение в научно-технической сфере.

Кроме перечисленных элементов, государство поддерживает и обеспечивает развитие систем научно-технической информации, охраны промышленной собственности, подготовки научных кадров, также содействует повышению престижа научно-технической деятельности. Составной частью государственного регулирования развития науки и техники являются метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере.

К важнейшим функциям государственного регулирования НТП относятся индикативная и стимулирующая. Каждая из них играет определенную роль на различных стадиях инновационного цикла: индикативное планирование требуется при определении приоритетов и выработке стратегии научно-технического развития; стимулирование необходимо на всех стадиях создания, производства и использования достижений НТП.

В условиях перехода к рыночной экономике государственное регулирование НТП основывается на концепции и основных направлениях научно-технической политики Российской Федерации. Осуществляется с помощью законодательных и нормативных документов и представлено системой макроэкономических прогнозов, комплексных программ НТП, федеральных и региональных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, грантов (контрактов на конкурсной основе), а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.