Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Антимонопольная политика государства и формирование конкурентной среды




9.1. Конкуренция и рынок. Антимонопольное регулирование

Основным регулятором рыночной эко­номики является соотношение спро­са и предложения. Как правило, ко­личество потребителей и производи­телей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико, если товар по своему характеру не является товаром ограниченного применения. В этом случае ко­личество изготовителей ограничено, и возмож­ность монополизации рынка возрастает. Также возрастает она и при укрупнении товаропроиз­водителей, которое осуществляется на основе слияния, поглощения или объединения отдель­ных предприятий, сговора, при создании ассо­циаций, и т.д.

На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия форми­рования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизвод­ственных процессов на крупных, средних и ма­лых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ог­раничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.

В классической рыночной экономике, ко­торой в большей степени соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводите­ли и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта, за прибыль. Конкурентная борьба явля­ется объективной движущей силой экономического развития, в условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повы­шению качества товаров, тем самым — к более полному удовлет­ворению требований потребителей.

Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция) приводит к монополизации рынка, создает преимущества от­дельным товаропроизводителям, следствием чего является уменьшение количества товара, необоснованное повышение цен, снижение качества. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на степени удовлетворения потребностей, нарушает права пот­ребителей.

Степень монополизации рынков в значительной степени за­висит от степени государственного регулирования экономичес­ких процессов и хозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно. Например, централи­зованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была посто­янно низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявля­ющиеся и в настоящее время.

Свободная конкуренция предусматривает значительное чис­ло товаропроизводителей. Это означает экономическую ориен­тацию на развитие среднего и малого бизнеса, имеющего преи­мущества, когда речь идет о достаточно быстром удовлетворе­нии потребностей рынков. Вместе с тем технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капи­тальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны. Широкое использование кредитов для техни­ческого развития производства для значительного числа не­больших предприятий проводит к последующим финансовым сложностям, могущим стать причиной банкротства.

Монополизация рынков имеет отрицательные последствия для развития системы удовлетворения потребностей общества. Цель монополий — ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому во всех экономически развитых странах действует антимоно­польное законодательство. В то же время издержки производ­ства на крупных предприятиях ниже, чем на мелких, что создает им дополнительные благоприятные условия для технологичес­кого развития. Монополизация рынков — объективная экономичес­кая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей.

Экономический результат ограничения конкуренции состоит в сокращении товаров на рынке, росте их цен, снижении заинте­ресованности в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого является снижение роста ВВП и по­ступлений в бюджет. С позиции формирования рынка принци­пиальное значение имеет формирование конкурентной среды, основанное на включении механизмов саморегуляции отноше­ний между наибольшим числом производителей и потребителей товаров.

Ввиду наличия проблем экономического роста, одной из важ­нейших функций государства является создание конкурентной среды на рынках. Отношения монополии, олигополии и конку­рентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Вместе с тем максимизация экономи­ческих результатов для потребителя создает эффективное поле конкретных отношений, свое для каждой страны. Оно зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг, которое, в свою очередь, зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной эко­номики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эф­фективное поле их отношений на рынке заключено между сво­бодной конкуренцией и чистой монополией, отношения фор­мируются типом доминирующих хозяйственных структур от значительного количества производителей товаров, которыми являются чаще всего мелкие и средние предприниматели (в усло­виях свободной конкуренции и монополистической конкурен­ции), до чистой монополии, определяемой доминирующим по­ложением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.

Объективное развитие национальных рынков показывает су­ществование на них некоторого «структурного оптимума», отра­жающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими, как правило, с мелкими и средними предприятиями. Учитывая более высокую эффективность монополизированных структур, созда­ющую им определенные преимущества в их развитии, можно сказать, что объективной тенденцией выступит укрупнение предприятий до разрешенного уровня и параллельное сущест­вование малых и средних предприятий. Это говорит о перспек­тивной эффективности для ряда товаров функционирования олигополистических рынков, предусматривающих конкурен­цию достаточного числа крупных товаропроизводителей.

На рынках России присутствуют все отмеченные выше хо­зяйственные структуры. Вместе с тем поле эффективной конку­ренции пропорции еще не установились. На основных рынках доминируют монополистические и монопольно-олигополистические конструкции. В случае проведения ими общей полити­ки последние превращаются в монополии. Они могут создавать­ся на основе слияний или поглощений или неявно — на основе сговора. Примером разрешенной монополии может служить компания «Базовый элемент», занимающая около 70% назван­ного рынка алюминия. Такие корпорации попадают в сферу юрисдикции Федеральной антимонопольной службы, которая без веских причин не должна допускать их создание. Но раз они уже созданы, она не должна допускать их ценовое давление на внутренний рынок.

Высокая степень монополизации экономики России как стартового состояния, предшествовавшего рыночной трансфор­мации, обусловливает необходимость ее реструктуризации и вве­дения системы антимонопольного регулирования. Методы и приемы монополизации рынков достаточно известны, как и их отрицательные последствия. Степень противодействия монопо­лий развитию конкуренции зависит от принимаемых государ­ством сдерживающих мер. В России в настоящее время, из-за нехватки собственного опыта работы в этом направлении, функ­ционирование антимонопольной системы недостаточно эффек­тивно и носит локальный характер. Поэтому основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства, будут рассматриваться с учетом практики США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.

Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные эко­номические последствия были отмечены в США во второй по­ловине XIX в., когда начали создаваться крупные национальные монополии. В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые за­конодательные акты по защите конкуренции. В США это был Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запре­щается:

тайный сговор между компаниями и все соглашения, огра­ничивающие предпринимательскую деятельность;

монополизация рынка и попытки его монополизации.

Дальнейшим развитием антимонопольной деятельности бы­ло принятие Закона Клейтона (1914 г.), в соответствии с кото­рым запрещаются все попытки «ограничительной» практики корпораций на рынке:

дискриминация потребителей в ценах (установление для различных потребителей различных цен);

переплетающиеся директораты компаний, позволяющие ко­ординировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке;

другие операции, если их результатом может быть сущест­венное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммер­ческой деятельности.

Следующий законодательный акт в сфере антимонопольно­го регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона, вызванной развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области, не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии».

Вышеуказанными актами были выработаны основные нап­равления антимонопольной деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними меры принимаются:

против компании как организационной структуры, занима­ющей монопольное положение на рынке;

против отдельных приемов монополизации рынка, ограни­чения конкуренции (слияние, поглощение и т.д.).

Были созданы органы государственного контроля за дея­тельностью монополий: Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее образовании принят в 1914 г. После Второй мировой войны контролирующие процессы монополизации рынков структуры образованы в других странах, например, Ко­миссии по справедливой торговле Великобритании и Японии.

В процессе государственного противодействия монополиям была отмечена необходимость административной и юридичес­кой самостоятельности антимонопольных органов. Они долж­ны являться проводниками экономической политики государ­ства только на основе принятых законов и не должны зависеть от других органов государственного управления. Правда, на прак­тике это положение в полной мере не соблюдается.

С введением законодательных актов для упорядочения отно­шений между антимонопольными органами и участниками рынка появилась необходимость формулирования определений и оценок монополистической деятельности и выработки крите­риев монополизации рынков.

Среди них следует отметить границы рынков:

товарные, представляющие собой перечень взаимозаменяе­мых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной пот­ребности. Взаимозаменяемость оценивается самими потребите­лями на основе социологического опроса;

географические, определяющие географическую зону, име­ющую равные условия реализации товара. В антимонопольной практике США эта зона определяется стабильностью цены. Ее граница устанавливается на уровне превышения этой цены на 5%.

Для оценки товарных границ рынков в установленных гео­графических границах в мировой и отечественной практике ча­ще всего используются коэффициенты Хиршмана-Херфиндаля (НН1) и концентрации.

Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работа­ет один товаропроизводитель, НН1 составляет 10 000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят НН1 = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.

Для аналитических целей используется коэффициент конце­нтрации, который представляет собой сумму долей (в %) четы­рех (СК-4), восьми (СК.-8) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются четыре типа рынка.

1. Высококонцентрированные олигополии. СR-4 выше 65% и СR-8 выше 85%;

2. Умеренно концентрированные олигополии при 50%<СR-4 <65% и 70%<СR-8<85%;

3. Низкоконцентрированные олигополии при 35%<СR-4<50% и 45%<СR-8<70%;

4. Неконцентрированный рынок при СR-4<35% и СR-8<45%.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на то­варных рынках» монополизированным признается рынок с до­лей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанной эко­номическими и/или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более. В интервале между 35 и 65% использование доминирующего положения должен дока­зать ФАС. Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается.

9.2. Основные приемы противодействия монополизации рынков

Наибольшее значение при ограничении монополизации имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под такой контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка (в соответствии с установленными критериями), близкую к контролируемому государством уровню концентра­ции.

В США разрешение на слияние дает Федеральная торговая комиссия, в России — Федеральная антимонопольная служба на основе представленных компаниями документов и анализа воз­можных изменений на рынке, проводимого собственными силами ФАС. При этом антимонопольными органами осущес­твляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния, а также возмож­ного повышения цен. Если после слияния уровень концентра­ции на рынке будет существенно превышать установленные критерии по НН1 или возможно повышение потребительских цен выше установленного законом уровня - слияние не разре­шается.

Например, при решении вопроса о слиянии фирм «Кока-Кола» и «Лимонад» в середине 80-х гг., изучение рынков показа­ло следующее:

ввиду того, что обе корпорации работают на всеамериканс­ком рынке географическими границами были приняты США;

ФТК провела изучение мнения потребителей о заменяемо­сти продукции этих фирм, которое показало, что потребители считают ее взаимозаменяемой;

определение степени концентрации проводилось по коэф­фициентам НН1. После слияния фирмы могли занять около 80% рынка безалкогольных напитков. По результатам анализа ФТК отклонила просьбу об их слиянии.

В середине 90-х гг. после повторного обращения компаний социологический опрос показал, что потребители не считают товары корпораций взаимозаменяемыми. У потребителей по­явились устойчивые привычки в употреблении конкретных на­питков. В результате слияние было разрешено.

Для оценки влияния на цены слившихся фирм-конкурентов в США разработан и активно используется достаточно простой механизм. В качестве обоснования слияния фирмы представля­ют расчеты, показывающие, что цены на товар будут ниже или не изменятся, хотя это отнюдь не гарантировано. Через некото­рое время после слияния цены могут расти. Поэтому антимоно­польные органы проводят дополнительный анализ возможности Расширения количества товаропроизводителей в случае повыше­ния монополистом цен на рынке на 5%. Анализ проводится по следующей схеме: опрашиваются возможные потенциальные производители этого товара (в настоящее время его не произво­дящие) или новые поставщики, находящиеся в географических границах данного рынка и за его пределами, на предмет перехо­да на выпуск данного товара и его поставок в зону повышенных цен. Если в течение двух лет после повышения цен дополни­тельные потоки товаров приведут к стабилизации цен на рынке товара на прежнем уровне, интересы потребителей не считают­ся ущемленными.

Слияние, поглощение одной фирмы другой разрешается бе­зусловно в случае неплатежеспособности или угрозы банкрот­ства одной из них.

Для рассмотрения антимонопольными органами дела об ис­пользовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего (потерпевших) с указанием существа нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство, но, как правило, интерес антимонопольных органов вызывают достаточно крупные фирмы с долей на рын­ке около 50% в установленных границах. Доказательства нару­шения и обращение в суд при достаточных основаниях возлага­ется на антимонопольные органы (ФТК).

Чаще всего использование доминирующего положения зак­лючается в установлении монопольно высокой (низкой) цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов.

Например, конкуренты обвинили компанию MICROSOFT в нарушении правил конкуренции. Компания — крупнейший раз­работчик программного обеспечения персональных компьюте­ров — поставляла стандартное программное обеспечение РС (которое выбирает покупатель) на 10% дешевле других разра­ботчиков. Ввиду того, что такая цена была ниже уровня, кото­рый могли допустить конкуренты, последние обратились в ФТК с обвинением компании MICROSOFT в установлении моно­польно низких цен. На предварительном разбирательстве в ФТК компания MICROSOFT согласилась повысить цены до уровня конкурентов и дело было закрыто. Однако в апреле 2000 г. по новому обращению конкурентов о монополизации компанией рынка программного обеспечения интернет-услуг суд первой инстанции принял решение о разделении компании MICROSOFT на две, но федеральный суд США не поддержал это решение.

Вообще американские фирмы стараются не доводить адми­нистративно-экономические разбирательства до суда. При вы­носе судебного решения фирма-виновник обязана оплатить су­дебные издержки и возместить ущерб в сумме, в три раза превы­шающей реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде.

Не все корпорации, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, используют его в ущерб потребителям или ущемляют права конкурентов. Примером такой компании мо­жет служить 1ВМ. В случае отсутствия жалоб они могут функци­онировать под контролем ФТК.

Ограничение конкуренции не допускается любыми возможны­ми способами. Например, нельзя установить одному участнику рынка более высокие цены аренды помещения, чем его конку­рентам. Для этого проводится конкурс между желающими полу­чить аренду (правила проведения конкурсов и торгов рассмот­рены ниже). Не допускается установление одной фирме более высоких цен на товары, сырье, материалы и т.п., чем конкурен­там.

Монополизация рынков допускается законодательством только владельцам интеллектуальной собственности (патента), так называемая «патентная монополия». По законодательству США владелец патента имеет исключительное право его эксплуатации в течение 20 лет.

Наиболее распространенным нарушением антимонопольно­го законодательства является сговор с целью установления мо­нопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации.

Как правило, сговор не оформляется документально, поэто­му его трудно доказать. Вместе с тем определенные приемы до­казательства сговора разработаны и применяются.

В случае наличия документа, подтверждающего сговор, ре­шение антимонопольных органов не требует дополнительного обоснования. Например, в Польше в конце 1988 г. единовремен­но произошло повышение цен на сахар в два раза в результате решения 76 директоров сахарных заводов, принятом на совеща­нии (был составлен протокол). На основании этого протокола антимонопольные органы Польши приняли меры к участникам совещания, которые привели к отмене договоренности.

Иногда сговор доказывается на основе анализа статистиче­ской и ценовой информации. Так был доказан сговор шести фирм, торгующих мукой в Канаде. Анализ проводился антимо­нопольными органами в течение нескольких лет, и было отме­чено постепенное сближение цен на муку, поставляемую в тор­говлю различными фирмами, при их одновременном повыше­нии. Схема оценок движения цен на муку, разработанная антимонопольными органами, послужила для суда доказатель­ством нарушения правил конкуренции.

По законам США в качестве доказательства сговора прини­мается свидетельство очевидцев встречи (беседы) руководите­лей (представителей) конкурирующих фирм на нейтральной почве — за ланчем, на приеме, в общественном месте и т.д., если через определенное время будут обнаружены признаки сговора. Но чаще всего основанием для возбуждения дела и источником компрометирующей информации бывают конфиденциальные сообщения, полученные в частном порядке от сотрудников фир­мы или других лиц, обладающих такими сведениями.

Законодательство США, Англии и других стран предусмат­ривает вознаграждение за помощь в обнаружении нарушений антимонопольного законодательства в размере нанесенного ущерба (напомним, что штраф налагаемый на нарушителя, со­ставляет трехкратную сумму нанесенного ущерба).

Разделение монополиста на несколько частей в случае наруше­ния антимонопольного законодательства на практике использу­ется достаточно редко. Вместе с тем в мировой практике эта ме­ра имеет место.

Так, в 1908 г. была разделена крупнейшая американская ком­пания Standard Oil,, крупнейший монополист на рынке нефтепро­дуктов на семь компаний. АТТ (American Telephone & Telegraph) до середины 70-х гг. являлась монополистом на рынке средств связи. На территории США фирма установила порядок, при котором все работы по обеспечению функционирования всех систем связи: проведение коммуникаций (в том числе в домах), все виды ремонтов, установка средств связи, изготовленных только на заводах корпорации и т.д. выполнялись только ее подразделениями. Кроме этого, корпорация монополизировала связь американских абонентов с другими странами, что и послу­жило причиной выявления монополии. При оплате внешних связей было замечено, что стоимость телефонного разговора из

Англии в США стоит в три раза дешевле обратного. Это побу­дило ФТК открыть дело против АТТ. Для недопущения штраф­ных санкций компания согласилась на предлагаемое разделе­ние на семь самостоятельных компаний. Аналогичное решение было принято по разделению авиатранспортной компании PANAMERICAN. В России подобных прецедентов не было.

Наиболее эффективный метод реализации преимуществ сво­бодной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий ис­ключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки — конкурс­ные торги. При публичном распределении контрактов на по­ставки или работы, в том числе для нужд правительства, они являются важным методом защиты интересов общества. Срав­нительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки одним участником и в условиях проведения кон­курса показал, что цены, предложенные правительству в отсут­ствии конкуренции, были существенно выше. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта снижается в раз­мере от 2 до 18%. В США ежегодно раскрываются сотни конт­рактов с фальсифицированными заявками, и правительство взыскивает с виновных миллионы долларов. Значительное чис­ло фальсифицированных заявок было выявлено и в других стра­нах, в том числе в Германии и Японии.

Фальсификация заявок — достаточно распространенный ме­тод нарушения правил конкуренции в мировой практике и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодей­ствия этому выработана процедура проведения конкурсов, при­меняемая и в России. Вместе с тем ответственность за наруше­ние правил проведения конкурсов различна.

Обязательным условием конкурса является четкое установ­ление его условий, изложенных в объявлении о конкурсе, кото­рые, с одной стороны, побуждают фирмы-заявители к конку­ренции, с другой — предоставляют правительству возможность требовать от победителя полного выполнения условий. В заявке фирма указывает свою компетентность в выполнении конкурс­ных работ, опыт в выполнении аналогичных контрактов (свое соответствие требованиям к участнику конкурса) и/или предло­жения о путях реализации намеченных контрактом работ.

Часто образуются долгосрочные картели фальсификаторов, которые работают на серию контрактов.

Основные тактические схемы фальсификации заявок:

ротация заявок — все участники картеля договариваются по очереди выигрывать конкурс. Остальные участники конкурса подают дополняющие заявки, не претендующие на выигрыш;

деление рынка — заявки могут быть разделены по географи­ческому или иным признакам;

выплаты — победитель торгов делает выплаты остальным участникам из «дополнительной» прибыли, полученной вслед­ствие фальсификации. Выплаты могут принять форму субпод­рядов;

сдерживание заявок — некоторые из вероятных участников договариваются не подавать заявок, это позволяет одному из них подать выигрывающую заявку;

угрозы — конкурентам, которые не хотят вступать в картель, угрожают физическими или экономическим неприятностями;

коррупция — когда устроители торгов, государственные чи­новники, заведомо создают определенному заявителю условия для выигрыша конкурса (например, информируют о необходи­мом для выигрыша содержании заявки или не допускают к учас­тию в конкурсе конкурентов. Примером может служить конкурс на приобретение государственного пакета акций АО «Нориль­ский никель»).

Все отмеченные нарушения при проведении конкурсных торгов имели место в России при проведении приватизации.

Существуют меры по пресечению или существенному огра­ничению фальсификации конкурсов.

1. Проведение открытых конкурсов (каждый желающий име­ет право подать заявку), чтобы участники торгов не знали друг друга.

2. Желательно, чтобы в торгах участвовало как можно боль­ше заявителей, тогда повышается вероятность проведения кон­курентных торгов.

3. Все заявки должны включать заявление за подписью участ­ника о том, что заявка подготовлена самостоятельно и в соотве­тствии с антимонопольным законодательством, независимо от других, не обсуждалась с другими потенциальными участниками торгов. По законодательству США и некоторых других стран ложное заявление подобного характера рассматривается как мо­шенничество и уголовно наказуемо.

4. Полезно анализировать ранее поданные заявки и другую информацию о предыдущих конкурсах, субподрядах и похожих контрактах. Такие сведения иногда помогают выявить участни­ков картеля фальсификаторов.

5. Следует четко устанавливать количественные и качествен­ные критерии отбора победителей. Кроме цены критерием мо­жет выступать качество выполненных аналогичных контрактов, финансовое состояние заявителя и т.д. В этом случае оценка бу­дет производиться более квалифицированно.

6. При равных заявках возникают сложности отдания пред­почтения одному заявителю. По возможности, не следует де­лить контракт поровну. В этом случае фальсификаторы могут подавать идентичные заявки. Предпочтительнее присуждать контракт наугад, например, бросив монетку.

7. При организации торгов необходимо сохранить недоступ­ность сведений об участниках. Это затруднит сговор некоторых из них и воздействие фальсификаторов на остальных участни­ков. При этом сама процедура проведения конкурса должна быть открыта.

Антимонопольные органы обладают достаточно большими правами. Например, право доступа к любым необходимым им документам фирм, на которые возбуждено дело; право проведе­ния обследований и направления дела в суд. При этом антимо­нопольные органы отвечают за конфиденциальность получен­ной информации и не могут осуществлять действия, следствием которых может быть нанесение какого бы то ни было финансо­вого ущерба.

Окончательное решение о нарушении антимонопольного за­конодательства и применении санкций принимает суд. В Рос­сии — Высший Арбитражный Суд.

Антимонопольная деятельность в России осуществляется по тем же принципам, что и в мировой практике. Это отражено в Законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Вместе с тем практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии.

В Законе «О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках» нашли отражение ос­новные противоправные действия, ведущие к монополизации рынков, и меры по их устранению, рассмотренные выше.

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти и управления всех уровней антимонопольные органы вы­дают последним предписание с требованием восстановить пер­воначальное положение дел, перечислить в федеральный бюд­жет незаконно полученную прибыль, провести реорганизацию в соответствии с решением антимонопольного органа. В случае невыполнения предписаний решение принимает суд.

9.3. Антимонопольное регулирование деятельности хозяйственных структур

Антимонопольное регулирование распространяется на все ти­пы хозяйственных структур, функционирующих в экономике. Но особенностью экономики России советского периода была мо­нополизация практически всех рынков. В ее основе лежало ди­рективное планирование и плановый товарообмен по устанавли­ваемым и регулируемым государством ценам. Процессы разгосу­дарствления и приватизации не в полной мере устранили монополизм. В определенной степени он сохранился в основных отраслях экономики, часто квалифицируемых как естественные монополии. Поэтому антимонопольное регулирование в России представляет собой важнейший инструмент государственного управления.

В то же время на основных товарных рынках создана эконо­мическая база для конкуренции в результате разрушения круп­ных государственных монопольных структур, каковыми явля­лись отраслевые министерства и главки. В ряде случаев рынок перешел к олигополистическим формам (например, в металлур­гии, нефтедобыче и нефтепереработке). В некоторых сферах де­ятельности — в системе розничной торговли и услуг, сфере дея­тельности малых и средних предприятий — конкуренция полу­чила достаточное развитие.

Для экономики России наибольшее значение имеет регули­рование хозяйственной деятельности естественных и разрешен­ных монополий.

По определению к естественным монополиям относятся:

1) монополии, существование которых объясняется объек­тивными причинами, состоящими в экономии на издержках. Если одна фирма по объективным причинам выпускает товар с меньшими издержками, чем другие, — она относиться к естест­венным монополиям (в России не применяется).

2) монополии в областях, где создание конкурирующих про­изводств экономически нецелесообразно.

К таким монополиям могут быть отнесены: Единая энерге­тическая система (линии передач), Транснефть, Газпром, Мос­ковская телефонная сеть, Мосводоканал, сеть железных дорог и другие аналогичные производственно-хозяйственные структу­ры. К разрешенным монополиям следует отнести крупнейшие предприятия, созданные в СССР, создание конкурентов кото­рым в настоящее время невозможно по технологическим или экономическим причинам. Например, ОАО «Норильский ни­кель» и упоминавшийся «Базовый элемент».

Характерной чертой деятельности естественных монополий является существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности других хозяйствующих субъектов-потребителей их товаров и услуг. Например, высокие тарифы на перевозки и электроэнергию составили в 2002—2004 гг. более 35% стоимости промышленной продукции. В результате ввиду рыночного регу­лирования цен на конечную продукцию значительное число предприятий оказалось нерентабельными. Именно это влияние на деятельность других ХС вызывает необходимость ценового регулирования естественных монополий со стороны государ­ства. Такое регулирование может осуществляться установлением на договорной основе цен на предоставляемые товары (услуги) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу пользовате­лей с учетом поддержания воспроизводственных процессов ес­тественной монополии, установлением разумной цены товаров и услуг для потребителя конечной продукции.

Государственный орган регулирования цен и тарифов естест­венных монополий создан на основе Государственной энергети­ческой комиссии. При их установлении особого внимания тре­бует контроль издержек производства естественных и разрешенных монополий. Он осуществляется на основе рассмотрения структуры цены и себестоимости продукции, содержание кото­рых оговаривается соответствующим нормативным актом (на­пример, инструкцией по отнесению затрат на себестоимость про­дукции). Так, строительство офисного здания в США не может быть осуществлено за счет издержек производства, а только за счет прибыли.

Основные положения государственной антимонопольной политики могут отражаться в договорах, заключаемых между хозяйствующим субъектом — естественной монополией и соот­ветствующим органом управления, который выступает вырази­телем интересов потребителей. При их заключении проводится анализ экономической обоснованности установления тарифов для потребителей на основе цен на входные ресурсы, себестои­мости собственной деятельности, рентабельности производства, направлений расходования прибыли. В случае нерационального с позиции потребителей уровня тарифов государство принима­ет решение об их уточнении.

Хозяйственная деятельность корпоративных структур регу­лируется антимонопольными органами в случае, если установ­лено, что их доля на рынке больше допустимой действующим законодательством. К ассоциациям и объединениям предпри­нимателей, не ставящим своей целью координацию предприни­мательской деятельности (которая отмечена в уставе), меры ан­тимонопольного регулирования не применяются. В случае на­рушения ими указанных положений устава, их деятельность может квалифицироваться как сговор и подпадает под юрис­дикцию антимонопольных органов.

9.4. Антимонопольная деятельность на мировых рынках

Несмотря на принципиальную схожесть содержания законо­дательных актов, в антимонопольной политике, проводимой различными странами мира, имеются некоторые различия. На­пример, в Европе разрешается создание вертикальных неконку­рентных связей между поставщиками и изготовителями конеч­ной продукции. В США и России это запрещено.

В межгосударственных отношениях, в деятельности транс­национальных корпораций требования зашиты конкуренции практически отсутствуют.

Антимонопольная деятельность государства является в опре­деленной мере проведением монетаристской политики, предус­матривающей движение к свободной конкуренции на мировом рынке. Но вследствие необходимости защиты интересов нацио­нальных товаропроизводителей и активного участия государ­ства во внешнеэкономической деятельности, имеющих место во всех странах, и стремления крупного производства к свер­хприбыли, требования свободной конкуренции в этой сфере не выполняются, что находит отражение в практике проведения антимонопольной политики. Так, с 80-х гг. правительства практи­чески всех экономически развитых стран поддерживают совмест­ные действия национальных корпораций в области специализа­ции экономики и внешней торговли, что ограничивает между­народную конкуренцию. Их общая политика заключается в поддержке национальной экономики и ослаблении конкурен­ции с внешними товаропроизводителями на внутренних рын­ках. Всеми странами поддерживаются национальные товаро­производители. В этой сфере правила справедливой торговли действуют ограниченно. Например, при проведении админист­рацией Рейгана экономической политики на решения антимо­нопольных органов оказывала влияние установка правитель­ства - повысить эффективность функционирования экономики, невзирая на нарушение принципов справедливой конкуренции.

В политике ЕС используются методы регулирования цен меж­государственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского союза выступают согласованно, но содержание ан­тимонопольной деятельности идентично рассмотренному выше.

В частности, считаются недопустимыми:

всякие соглашения между предприятиями, решения об объ­единении предприятий и любая координационная деятельность, если она может нанести ущерб торговле между странами ЕС;

нарушения конкуренции, заключающиеся, в том числе, в установлении цен, ограничении производства, сбыта, техниче­ского развития или инвестиций;

распределение рынков или источников снабжения;

применение к торговым партнерам неравного подхода или включение в договоры дополнительных требований, не связан­ных с контрактом, которые ставят конкурентов в неравные ус­ловия.

Вместе с тем, если отмеченные запрещаемые меры способ­ствуют экономическому или научно-техническому прогрессу, они могут быть признаны правомерными с оставлением пред­принимателю соответствующей части получаемой дополни­тельной прибыли.

Запрещается злоупотребление доминирующим положением, в частности навязывание цен, ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям.

Применяемые меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Советом Европы единогласно. Если мера не проходит единогласно, решение принимается квалифициро­ванным большинством.

Названными выше принципиальными положениями анти­монопольной деятельности руководствуются все страны ЕС.

Большое внимание уделяется в ЕС выявлению и недопуще­нию демпинга внутри Евросоюза. Комиссия по торговле Едино­го экономического сообщества (ЕЭС) контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран и, в случае обнаружения демпинга, может вносить предложения по его пре­кращению. Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет.

Несовместимой признается всякая деятельность по государ­ственной поддержке или за счет государственных ресурсов от­дельных фирм, которая нарушает или грозит нарушить конку­ренцию в рамках ЕС.

На уровне основных мировых конкурентов: (США, ЕС, Япо­нии) действуют меры государственного протекционизма собст­венных товаропроизводителей, регулирование внешней деятель­ности которых осуществляется на уровне внутренних мер и внешних соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т.д.), а также установления торговых квот.

Между транснациональными корпорациями правила сво­бодной конкуренции не действуют. ТНК имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные неф­тяные корпорации), обусловлен раздел мира по территориаль­ному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот осуществляется ими самостоятельно.

В мировой практике существует монополизация рынка, сло­жившаяся в результате развития международного разделения труда, на основе различного уровня технологического развития национальных производств. Так, технологическая ориентация и высокая эффективность национального производства позволи­ла Японии монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными недоро­гими товарами, которые оказываются вне конкуренции.

Как видно, антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффек­тивным механизмом государственного регулирования. Ее про­ведение должно опираться не только на законодательно-норма­тивную базу, но и эффективную систему контроля исполнения и санкций. Последнее положение особенно важно для России.

тема 10. государственное регулирование Научно-технического прогресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.