КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Антимонопольная политика государства и формирование конкурентной среды
9.1. Конкуренция и рынок. Антимонопольное регулирование Основным регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико, если товар по своему характеру не является товаром ограниченного применения. В этом случае количество изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Также возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей, которое осуществляется на основе слияния, поглощения или объединения отдельных предприятий, сговора, при создании ассоциаций, и т.д. На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке. В классической рыночной экономике, которой в большей степени соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта, за прибыль. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития, в условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, тем самым — к более полному удовлетворению требований потребителей. Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция) приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям, следствием чего является уменьшение количества товара, необоснованное повышение цен, снижение качества. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на степени удовлетворения потребностей, нарушает права потребителей.
Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и хозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно. Например, централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была постоянно низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время. Свободная конкуренция предусматривает значительное число товаропроизводителей. Это означает экономическую ориентацию на развитие среднего и малого бизнеса, имеющего преимущества, когда речь идет о достаточно быстром удовлетворении потребностей рынков. Вместе с тем технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капитальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны. Широкое использование кредитов для технического развития производства для значительного числа небольших предприятий проводит к последующим финансовым сложностям, могущим стать причиной банкротства. Монополизация рынков имеет отрицательные последствия для развития системы удовлетворения потребностей общества. Цель монополий — ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство. В то же время издержки производства на крупных предприятиях ниже, чем на мелких, что создает им дополнительные благоприятные условия для технологического развития. Монополизация рынков — объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей.
Экономический результат ограничения конкуренции состоит в сокращении товаров на рынке, росте их цен, снижении заинтересованности в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого является снижение роста ВВП и поступлений в бюджет. С позиции формирования рынка принципиальное значение имеет формирование конкурентной среды, основанное на включении механизмов саморегуляции отношений между наибольшим числом производителей и потребителей товаров. Ввиду наличия проблем экономического роста, одной из важнейших функций государства является создание конкурентной среды на рынках. Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Вместе с тем максимизация экономических результатов для потребителя создает эффективное поле конкретных отношений, свое для каждой страны. Оно зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг, которое, в свою очередь, зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией, отношения формируются типом доминирующих хозяйственных структур от значительного количества производителей товаров, которыми являются чаще всего мелкие и средние предприниматели (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции), до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур. Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими, как правило, с мелкими и средними предприятиями. Учитывая более высокую эффективность монополизированных структур, создающую им определенные преимущества в их развитии, можно сказать, что объективной тенденцией выступит укрупнение предприятий до разрешенного уровня и параллельное существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров функционирования олигополистических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.
На рынках России присутствуют все отмеченные выше хозяйственные структуры. Вместе с тем поле эффективной конкуренции пропорции еще не установились. На основных рынках доминируют монополистические и монопольно-олигополистические конструкции. В случае проведения ими общей политики последние превращаются в монополии. Они могут создаваться на основе слияний или поглощений или неявно — на основе сговора. Примером разрешенной монополии может служить компания «Базовый элемент», занимающая около 70% названного рынка алюминия. Такие корпорации попадают в сферу юрисдикции Федеральной антимонопольной службы, которая без веских причин не должна допускать их создание. Но раз они уже созданы, она не должна допускать их ценовое давление на внутренний рынок. Высокая степень монополизации экономики России как стартового состояния, предшествовавшего рыночной трансформации, обусловливает необходимость ее реструктуризации и введения системы антимонопольного регулирования. Методы и приемы монополизации рынков достаточно известны, как и их отрицательные последствия. Степень противодействия монополий развитию конкуренции зависит от принимаемых государством сдерживающих мер. В России в настоящее время, из-за нехватки собственного опыта работы в этом направлении, функционирование антимонопольной системы недостаточно эффективно и носит локальный характер. Поэтому основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства, будут рассматриваться с учетом практики США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.
Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные экономические последствия были отмечены в США во второй половине XIX в., когда начали создаваться крупные национальные монополии. В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые законодательные акты по защите конкуренции. В США это был Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещается: тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность; монополизация рынка и попытки его монополизации. Дальнейшим развитием антимонопольной деятельности было принятие Закона Клейтона (1914 г.), в соответствии с которым запрещаются все попытки «ограничительной» практики корпораций на рынке: дискриминация потребителей в ценах (установление для различных потребителей различных цен); переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке; другие операции, если их результатом может быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности. Следующий законодательный акт в сфере антимонопольного регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона, вызванной развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области, не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии». Вышеуказанными актами были выработаны основные направления антимонопольной деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними меры принимаются: против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке; против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (слияние, поглощение и т.д.). Были созданы органы государственного контроля за деятельностью монополий: Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее образовании принят в 1914 г. После Второй мировой войны контролирующие процессы монополизации рынков структуры образованы в других странах, например, Комиссии по справедливой торговле Великобритании и Японии. В процессе государственного противодействия монополиям была отмечена необходимость административной и юридической самостоятельности антимонопольных органов. Они должны являться проводниками экономической политики государства только на основе принятых законов и не должны зависеть от других органов государственного управления. Правда, на практике это положение в полной мере не соблюдается. С введением законодательных актов для упорядочения отношений между антимонопольными органами и участниками рынка появилась необходимость формулирования определений и оценок монополистической деятельности и выработки критериев монополизации рынков. Среди них следует отметить границы рынков: товарные, представляющие собой перечень взаимозаменяемых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной потребности. Взаимозаменяемость оценивается самими потребителями на основе социологического опроса; географические, определяющие географическую зону, имеющую равные условия реализации товара. В антимонопольной практике США эта зона определяется стабильностью цены. Ее граница устанавливается на уровне превышения этой цены на 5%. Для оценки товарных границ рынков в установленных географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициенты Хиршмана-Херфиндаля (НН1) и концентрации. Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, НН1 составляет 10 000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят НН1 = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями. Для аналитических целей используется коэффициент концентрации, который представляет собой сумму долей (в %) четырех (СК-4), восьми (СК.-8) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются четыре типа рынка. 1. Высококонцентрированные олигополии. СR-4 выше 65% и СR-8 выше 85%; 2. Умеренно концентрированные олигополии при 50%<СR-4 <65% и 70%<СR-8<85%; 3. Низкоконцентрированные олигополии при 35%<СR-4<50% и 45%<СR-8<70%; 4. Неконцентрированный рынок при СR-4<35% и СR-8<45%. В соответствии с Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» монополизированным признается рынок с долей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанной экономическими и/или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более. В интервале между 35 и 65% использование доминирующего положения должен доказать ФАС. Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается. 9.2. Основные приемы противодействия монополизации рынков Наибольшее значение при ограничении монополизации имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под такой контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка (в соответствии с установленными критериями), близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В США разрешение на слияние дает Федеральная торговая комиссия, в России — Федеральная антимонопольная служба на основе представленных компаниями документов и анализа возможных изменений на рынке, проводимого собственными силами ФАС. При этом антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния, а также возможного повышения цен. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет существенно превышать установленные критерии по НН1 или возможно повышение потребительских цен выше установленного законом уровня - слияние не разрешается. Например, при решении вопроса о слиянии фирм «Кока-Кола» и «Лимонад» в середине 80-х гг., изучение рынков показало следующее: ввиду того, что обе корпорации работают на всеамериканском рынке географическими границами были приняты США; ФТК провела изучение мнения потребителей о заменяемости продукции этих фирм, которое показало, что потребители считают ее взаимозаменяемой; определение степени концентрации проводилось по коэффициентам НН1. После слияния фирмы могли занять около 80% рынка безалкогольных напитков. По результатам анализа ФТК отклонила просьбу об их слиянии. В середине 90-х гг. после повторного обращения компаний социологический опрос показал, что потребители не считают товары корпораций взаимозаменяемыми. У потребителей появились устойчивые привычки в употреблении конкретных напитков. В результате слияние было разрешено. Для оценки влияния на цены слившихся фирм-конкурентов в США разработан и активно используется достаточно простой механизм. В качестве обоснования слияния фирмы представляют расчеты, показывающие, что цены на товар будут ниже или не изменятся, хотя это отнюдь не гарантировано. Через некоторое время после слияния цены могут расти. Поэтому антимонопольные органы проводят дополнительный анализ возможности Расширения количества товаропроизводителей в случае повышения монополистом цен на рынке на 5%. Анализ проводится по следующей схеме: опрашиваются возможные потенциальные производители этого товара (в настоящее время его не производящие) или новые поставщики, находящиеся в географических границах данного рынка и за его пределами, на предмет перехода на выпуск данного товара и его поставок в зону повышенных цен. Если в течение двух лет после повышения цен дополнительные потоки товаров приведут к стабилизации цен на рынке товара на прежнем уровне, интересы потребителей не считаются ущемленными. Слияние, поглощение одной фирмы другой разрешается безусловно в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них. Для рассмотрения антимонопольными органами дела об использовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего (потерпевших) с указанием существа нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство, но, как правило, интерес антимонопольных органов вызывают достаточно крупные фирмы с долей на рынке около 50% в установленных границах. Доказательства нарушения и обращение в суд при достаточных основаниях возлагается на антимонопольные органы (ФТК). Чаще всего использование доминирующего положения заключается в установлении монопольно высокой (низкой) цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов. Например, конкуренты обвинили компанию MICROSOFT в нарушении правил конкуренции. Компания — крупнейший разработчик программного обеспечения персональных компьютеров — поставляла стандартное программное обеспечение РС (которое выбирает покупатель) на 10% дешевле других разработчиков. Ввиду того, что такая цена была ниже уровня, который могли допустить конкуренты, последние обратились в ФТК с обвинением компании MICROSOFT в установлении монопольно низких цен. На предварительном разбирательстве в ФТК компания MICROSOFT согласилась повысить цены до уровня конкурентов и дело было закрыто. Однако в апреле 2000 г. по новому обращению конкурентов о монополизации компанией рынка программного обеспечения интернет-услуг суд первой инстанции принял решение о разделении компании MICROSOFT на две, но федеральный суд США не поддержал это решение. Вообще американские фирмы стараются не доводить административно-экономические разбирательства до суда. При выносе судебного решения фирма-виновник обязана оплатить судебные издержки и возместить ущерб в сумме, в три раза превышающей реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде. Не все корпорации, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, используют его в ущерб потребителям или ущемляют права конкурентов. Примером такой компании может служить 1ВМ. В случае отсутствия жалоб они могут функционировать под контролем ФТК. Ограничение конкуренции не допускается любыми возможными способами. Например, нельзя установить одному участнику рынка более высокие цены аренды помещения, чем его конкурентам. Для этого проводится конкурс между желающими получить аренду (правила проведения конкурсов и торгов рассмотрены ниже). Не допускается установление одной фирме более высоких цен на товары, сырье, материалы и т.п., чем конкурентам. Монополизация рынков допускается законодательством только владельцам интеллектуальной собственности (патента), так называемая «патентная монополия». По законодательству США владелец патента имеет исключительное право его эксплуатации в течение 20 лет. Наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства является сговор с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации. Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать. Вместе с тем определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются. В случае наличия документа, подтверждающего сговор, решение антимонопольных органов не требует дополнительного обоснования. Например, в Польше в конце 1988 г. единовременно произошло повышение цен на сахар в два раза в результате решения 76 директоров сахарных заводов, принятом на совещании (был составлен протокол). На основании этого протокола антимонопольные органы Польши приняли меры к участникам совещания, которые привели к отмене договоренности. Иногда сговор доказывается на основе анализа статистической и ценовой информации. Так был доказан сговор шести фирм, торгующих мукой в Канаде. Анализ проводился антимонопольными органами в течение нескольких лет, и было отмечено постепенное сближение цен на муку, поставляемую в торговлю различными фирмами, при их одновременном повышении. Схема оценок движения цен на муку, разработанная антимонопольными органами, послужила для суда доказательством нарушения правил конкуренции. По законам США в качестве доказательства сговора принимается свидетельство очевидцев встречи (беседы) руководителей (представителей) конкурирующих фирм на нейтральной почве — за ланчем, на приеме, в общественном месте и т.д., если через определенное время будут обнаружены признаки сговора. Но чаще всего основанием для возбуждения дела и источником компрометирующей информации бывают конфиденциальные сообщения, полученные в частном порядке от сотрудников фирмы или других лиц, обладающих такими сведениями. Законодательство США, Англии и других стран предусматривает вознаграждение за помощь в обнаружении нарушений антимонопольного законодательства в размере нанесенного ущерба (напомним, что штраф налагаемый на нарушителя, составляет трехкратную сумму нанесенного ущерба). Разделение монополиста на несколько частей в случае нарушения антимонопольного законодательства на практике используется достаточно редко. Вместе с тем в мировой практике эта мера имеет место. Так, в 1908 г. была разделена крупнейшая американская компания Standard Oil,, крупнейший монополист на рынке нефтепродуктов на семь компаний. АТТ (American Telephone & Telegraph) до середины 70-х гг. являлась монополистом на рынке средств связи. На территории США фирма установила порядок, при котором все работы по обеспечению функционирования всех систем связи: проведение коммуникаций (в том числе в домах), все виды ремонтов, установка средств связи, изготовленных только на заводах корпорации и т.д. выполнялись только ее подразделениями. Кроме этого, корпорация монополизировала связь американских абонентов с другими странами, что и послужило причиной выявления монополии. При оплате внешних связей было замечено, что стоимость телефонного разговора из Англии в США стоит в три раза дешевле обратного. Это побудило ФТК открыть дело против АТТ. Для недопущения штрафных санкций компания согласилась на предлагаемое разделение на семь самостоятельных компаний. Аналогичное решение было принято по разделению авиатранспортной компании PANAMERICAN. В России подобных прецедентов не было. Наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки — конкурсные торги. При публичном распределении контрактов на поставки или работы, в том числе для нужд правительства, они являются важным методом защиты интересов общества. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки одним участником и в условиях проведения конкурса показал, что цены, предложенные правительству в отсутствии конкуренции, были существенно выше. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта снижается в размере от 2 до 18%. В США ежегодно раскрываются сотни контрактов с фальсифицированными заявками, и правительство взыскивает с виновных миллионы долларов. Значительное число фальсифицированных заявок было выявлено и в других странах, в том числе в Германии и Японии. Фальсификация заявок — достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции в мировой практике и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов, применяемая и в России. Вместе с тем ответственность за нарушение правил проведения конкурсов различна. Обязательным условием конкурса является четкое установление его условий, изложенных в объявлении о конкурсе, которые, с одной стороны, побуждают фирмы-заявители к конкуренции, с другой — предоставляют правительству возможность требовать от победителя полного выполнения условий. В заявке фирма указывает свою компетентность в выполнении конкурсных работ, опыт в выполнении аналогичных контрактов (свое соответствие требованиям к участнику конкурса) и/или предложения о путях реализации намеченных контрактом работ. Часто образуются долгосрочные картели фальсификаторов, которые работают на серию контрактов. Основные тактические схемы фальсификации заявок: ротация заявок — все участники картеля договариваются по очереди выигрывать конкурс. Остальные участники конкурса подают дополняющие заявки, не претендующие на выигрыш; деление рынка — заявки могут быть разделены по географическому или иным признакам; выплаты — победитель торгов делает выплаты остальным участникам из «дополнительной» прибыли, полученной вследствие фальсификации. Выплаты могут принять форму субподрядов; сдерживание заявок — некоторые из вероятных участников договариваются не подавать заявок, это позволяет одному из них подать выигрывающую заявку; угрозы — конкурентам, которые не хотят вступать в картель, угрожают физическими или экономическим неприятностями; коррупция — когда устроители торгов, государственные чиновники, заведомо создают определенному заявителю условия для выигрыша конкурса (например, информируют о необходимом для выигрыша содержании заявки или не допускают к участию в конкурсе конкурентов. Примером может служить конкурс на приобретение государственного пакета акций АО «Норильский никель»). Все отмеченные нарушения при проведении конкурсных торгов имели место в России при проведении приватизации. Существуют меры по пресечению или существенному ограничению фальсификации конкурсов. 1. Проведение открытых конкурсов (каждый желающий имеет право подать заявку), чтобы участники торгов не знали друг друга. 2. Желательно, чтобы в торгах участвовало как можно больше заявителей, тогда повышается вероятность проведения конкурентных торгов. 3. Все заявки должны включать заявление за подписью участника о том, что заявка подготовлена самостоятельно и в соответствии с антимонопольным законодательством, независимо от других, не обсуждалась с другими потенциальными участниками торгов. По законодательству США и некоторых других стран ложное заявление подобного характера рассматривается как мошенничество и уголовно наказуемо. 4. Полезно анализировать ранее поданные заявки и другую информацию о предыдущих конкурсах, субподрядах и похожих контрактах. Такие сведения иногда помогают выявить участников картеля фальсификаторов. 5. Следует четко устанавливать количественные и качественные критерии отбора победителей. Кроме цены критерием может выступать качество выполненных аналогичных контрактов, финансовое состояние заявителя и т.д. В этом случае оценка будет производиться более квалифицированно. 6. При равных заявках возникают сложности отдания предпочтения одному заявителю. По возможности, не следует делить контракт поровну. В этом случае фальсификаторы могут подавать идентичные заявки. Предпочтительнее присуждать контракт наугад, например, бросив монетку. 7. При организации торгов необходимо сохранить недоступность сведений об участниках. Это затруднит сговор некоторых из них и воздействие фальсификаторов на остальных участников. При этом сама процедура проведения конкурса должна быть открыта. Антимонопольные органы обладают достаточно большими правами. Например, право доступа к любым необходимым им документам фирм, на которые возбуждено дело; право проведения обследований и направления дела в суд. При этом антимонопольные органы отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут осуществлять действия, следствием которых может быть нанесение какого бы то ни было финансового ущерба. Окончательное решение о нарушении антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд. В России — Высший Арбитражный Суд. Антимонопольная деятельность в России осуществляется по тем же принципам, что и в мировой практике. Это отражено в Законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Вместе с тем практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии. В Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» нашли отражение основные противоправные действия, ведущие к монополизации рынков, и меры по их устранению, рассмотренные выше. В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти и управления всех уровней антимонопольные органы выдают последним предписание с требованием восстановить первоначальное положение дел, перечислить в федеральный бюджет незаконно полученную прибыль, провести реорганизацию в соответствии с решением антимонопольного органа. В случае невыполнения предписаний решение принимает суд. 9.3. Антимонопольное регулирование деятельности хозяйственных структур Антимонопольное регулирование распространяется на все типы хозяйственных структур, функционирующих в экономике. Но особенностью экономики России советского периода была монополизация практически всех рынков. В ее основе лежало директивное планирование и плановый товарообмен по устанавливаемым и регулируемым государством ценам. Процессы разгосударствления и приватизации не в полной мере устранили монополизм. В определенной степени он сохранился в основных отраслях экономики, часто квалифицируемых как естественные монополии. Поэтому антимонопольное регулирование в России представляет собой важнейший инструмент государственного управления. В то же время на основных товарных рынках создана экономическая база для конкуренции в результате разрушения крупных государственных монопольных структур, каковыми являлись отраслевые министерства и главки. В ряде случаев рынок перешел к олигополистическим формам (например, в металлургии, нефтедобыче и нефтепереработке). В некоторых сферах деятельности — в системе розничной торговли и услуг, сфере деятельности малых и средних предприятий — конкуренция получила достаточное развитие. Для экономики России наибольшее значение имеет регулирование хозяйственной деятельности естественных и разрешенных монополий. По определению к естественным монополиям относятся: 1) монополии, существование которых объясняется объективными причинами, состоящими в экономии на издержках. Если одна фирма по объективным причинам выпускает товар с меньшими издержками, чем другие, — она относиться к естественным монополиям (в России не применяется). 2) монополии в областях, где создание конкурирующих производств экономически нецелесообразно. К таким монополиям могут быть отнесены: Единая энергетическая система (линии передач), Транснефть, Газпром, Московская телефонная сеть, Мосводоканал, сеть железных дорог и другие аналогичные производственно-хозяйственные структуры. К разрешенным монополиям следует отнести крупнейшие предприятия, созданные в СССР, создание конкурентов которым в настоящее время невозможно по технологическим или экономическим причинам. Например, ОАО «Норильский никель» и упоминавшийся «Базовый элемент». Характерной чертой деятельности естественных монополий является существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности других хозяйствующих субъектов-потребителей их товаров и услуг. Например, высокие тарифы на перевозки и электроэнергию составили в 2002—2004 гг. более 35% стоимости промышленной продукции. В результате ввиду рыночного регулирования цен на конечную продукцию значительное число предприятий оказалось нерентабельными. Именно это влияние на деятельность других ХС вызывает необходимость ценового регулирования естественных монополий со стороны государства. Такое регулирование может осуществляться установлением на договорной основе цен на предоставляемые товары (услуги) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу пользователей с учетом поддержания воспроизводственных процессов естественной монополии, установлением разумной цены товаров и услуг для потребителя конечной продукции. Государственный орган регулирования цен и тарифов естественных монополий создан на основе Государственной энергетической комиссии. При их установлении особого внимания требует контроль издержек производства естественных и разрешенных монополий. Он осуществляется на основе рассмотрения структуры цены и себестоимости продукции, содержание которых оговаривается соответствующим нормативным актом (например, инструкцией по отнесению затрат на себестоимость продукции). Так, строительство офисного здания в США не может быть осуществлено за счет издержек производства, а только за счет прибыли. Основные положения государственной антимонопольной политики могут отражаться в договорах, заключаемых между хозяйствующим субъектом — естественной монополией и соответствующим органом управления, который выступает выразителем интересов потребителей. При их заключении проводится анализ экономической обоснованности установления тарифов для потребителей на основе цен на входные ресурсы, себестоимости собственной деятельности, рентабельности производства, направлений расходования прибыли. В случае нерационального с позиции потребителей уровня тарифов государство принимает решение об их уточнении. Хозяйственная деятельность корпоративных структур регулируется антимонопольными органами в случае, если установлено, что их доля на рынке больше допустимой действующим законодательством. К ассоциациям и объединениям предпринимателей, не ставящим своей целью координацию предпринимательской деятельности (которая отмечена в уставе), меры антимонопольного регулирования не применяются. В случае нарушения ими указанных положений устава, их деятельность может квалифицироваться как сговор и подпадает под юрисдикцию антимонопольных органов. 9.4. Антимонопольная деятельность на мировых рынках Несмотря на принципиальную схожесть содержания законодательных актов, в антимонопольной политике, проводимой различными странами мира, имеются некоторые различия. Например, в Европе разрешается создание вертикальных неконкурентных связей между поставщиками и изготовителями конечной продукции. В США и России это запрещено. В межгосударственных отношениях, в деятельности транснациональных корпораций требования зашиты конкуренции практически отсутствуют. Антимонопольная деятельность государства является в определенной мере проведением монетаристской политики, предусматривающей движение к свободной конкуренции на мировом рынке. Но вследствие необходимости защиты интересов национальных товаропроизводителей и активного участия государства во внешнеэкономической деятельности, имеющих место во всех странах, и стремления крупного производства к сверхприбыли, требования свободной конкуренции в этой сфере не выполняются, что находит отражение в практике проведения антимонопольной политики. Так, с 80-х гг. правительства практически всех экономически развитых стран поддерживают совместные действия национальных корпораций в области специализации экономики и внешней торговли, что ограничивает международную конкуренцию. Их общая политика заключается в поддержке национальной экономики и ослаблении конкуренции с внешними товаропроизводителями на внутренних рынках. Всеми странами поддерживаются национальные товаропроизводители. В этой сфере правила справедливой торговли действуют ограниченно. Например, при проведении администрацией Рейгана экономической политики на решения антимонопольных органов оказывала влияние установка правительства - повысить эффективность функционирования экономики, невзирая на нарушение принципов справедливой конкуренции. В политике ЕС используются методы регулирования цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского союза выступают согласованно, но содержание антимонопольной деятельности идентично рассмотренному выше. В частности, считаются недопустимыми: всякие соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и любая координационная деятельность, если она может нанести ущерб торговле между странами ЕС; нарушения конкуренции, заключающиеся, в том числе, в установлении цен, ограничении производства, сбыта, технического развития или инвестиций; распределение рынков или источников снабжения; применение к торговым партнерам неравного подхода или включение в договоры дополнительных требований, не связанных с контрактом, которые ставят конкурентов в неравные условия. Вместе с тем, если отмеченные запрещаемые меры способствуют экономическому или научно-техническому прогрессу, они могут быть признаны правомерными с оставлением предпринимателю соответствующей части получаемой дополнительной прибыли. Запрещается злоупотребление доминирующим положением, в частности навязывание цен, ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям. Применяемые меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Советом Европы единогласно. Если мера не проходит единогласно, решение принимается квалифицированным большинством. Названными выше принципиальными положениями антимонопольной деятельности руководствуются все страны ЕС. Большое внимание уделяется в ЕС выявлению и недопущению демпинга внутри Евросоюза. Комиссия по торговле Единого экономического сообщества (ЕЭС) контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран и, в случае обнаружения демпинга, может вносить предложения по его прекращению. Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет. Несовместимой признается всякая деятельность по государственной поддержке или за счет государственных ресурсов отдельных фирм, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию в рамках ЕС. На уровне основных мировых конкурентов: (США, ЕС, Японии) действуют меры государственного протекционизма собственных товаропроизводителей, регулирование внешней деятельности которых осуществляется на уровне внутренних мер и внешних соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т.д.), а также установления торговых квот. Между транснациональными корпорациями правила свободной конкуренции не действуют. ТНК имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные нефтяные корпорации), обусловлен раздел мира по территориальному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот осуществляется ими самостоятельно. В мировой практике существует монополизация рынка, сложившаяся в результате развития международного разделения труда, на основе различного уровня технологического развития национальных производств. Так, технологическая ориентация и высокая эффективность национального производства позволила Японии монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными недорогими товарами, которые оказываются вне конкуренции. Как видно, антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и эффективную систему контроля исполнения и санкций. Последнее положение особенно важно для России. тема 10. государственное регулирование Научно-технического прогресса.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |