КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозирование и планирование НТП
Формирование научно-технической политики Возможности любой социально-экономической системы решать проблемы своего развития, обеспечивать качественное преобразование производительных сил и производственных отношений в обществе предопределяются уровнем развития научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП. Эффективное функционирование научно-технического потенциала возможно посредством проведения научно-технической политики, основным содержанием которой является создание условий (правовых, экономических, организационных), способствующих развитию научно-технической и инновационной деятельности[2] и в целом научно-технической сферы. Научно-техническая политика - это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений в народном хозяйстве, увеличение вклада НТП в стабилизацию социально-экономического развития. Научно-техническая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и, кроме развития собственно науки и техники, исходит из общих тенденций социально-экономического развития страны. Особенности современной научно-технической политики связаны с тем, что она призвана обеспечить стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники. Это требует крупных вложений, организации совместной работы многих предприятий, а зачастую и создания новых отраслей производства. Такая задача не может быть решена ни принятием административных решений без учета интересов трудовых коллективов, ни на основе инициативы и прямых рыночных связей предприятий без помощи органов управления. Необходимо сочетание централизованного стратегического руководства созданием принципиально новой техники и технологии с формированием экономического механизма, обеспечивающего материальную заинтересованность предприятий и организаций. Научно-техническая политика в условиях перехода к рыночной экономике включает следующие основные элементы: 1) выбор и оценку приоритетных направлений НТП с учетом перспективных запросов мирового рынка; 2) формирование целевых программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий, финансируемых с участием бюджетов разных уровней; 3) совершенствование программы опережающего развития фундаментальных исследований; 4) развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам НТП; 5) содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством; 6) создание благоприятных экономических и правовых условий для развития НТП с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства; 7) организация межрегионального и международного научнотехнического сотрудничества. Реализация научно-технической политики государства связана с решением следующих важнейших проблем современного этапа функционирования экономики: · необходимостью государственной поддержки фундаментальной науки; · обоснованностью выбора научно-технических приоритетов и первоочередной поддержкой НИиОКР, способствующих решению важнейших проблем социально-экономической действительности; · целесообразностью первоочередного развития ресурсо-, энерго- и трудосберегающих наукоемких производств и технологий. Решение перечисленных проблем требует четкого разделения полномочий органов государственной власти и управления по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической политики, а также расширения участия местных органов власти и управления в ее реализации; соединения научной, исследовательской и инновационной деятельности с образованием; повышения престижа научной работы, обеспечения свободы научного и технического творчества, охраны интеллектуальной собственности; обеспечения открытости научно-технической политики государства, которая предусматривает развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами; создания условий для привлечения иностранного капитала, а также развития рыночных отношений в научно-технической сфере. Особый акцент в научно-технической политике России делается на содержании инновационной деятельности. Последняя выступает в качестве одной из форм инвестиций, осуществляемых с целью применения достижений НТП в сфере материального производства и социальной сфере. Государственная инновационная деятельность должна обеспечивать создание инновационно восприимчивой среды, содействовать формированию инновационной направленности в развитии страны. В связи с этим важнейшими задачами для экономики переходного периода являются: · мобилизация инновационных ресурсов; · переход к новой, ориентированной на потребителя инновационной системе; · развитие научно-технического потенциала; · формирование инфраструктуры нововведений. Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере являются прогнозирование и планирование. Прогнозирование развития науки и техники в стране осуществляется через систему прогнозных документов, в которую входят: Комплексная программа НТП и его социально-экономических последствий на 20 лет, макроэкономический прогноз научно-технического развития на 10-15 лет, частные научно-технические прогнозы на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет. Работа над этими прогнозными документами проводится постоянно, с привлечением системы научных учреждений Российской Академии наук, ведущих отраслевых научно-технических организаций, крупных ученых и специалистов. Комплексная программа НТП является важнейшим прогнозным документом, в котором находят свое отражение приоритетные направления развития науки и техники, обосновываются практические мероприятия, обеспечивающие максимально возможное и эффективное применение научно-технических достижений. Комплексная программа НТП предусматривает: · рекомендации по динамике, структуре и перспективам использования научного и образовательного потенциала страны, на основе которых формируются приоритеты отдельных направлений НИиОКР; · предложения по основным направлениям научно-технической политики, по формированию трудовых, материальных и финансовых ресурсов (именно в распределении ресурсов практически реализуется принцип приоритетности); · обоснование хозяйственных, организационных и других необходимых предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях. В Комплексную программу НТП входят предложения по разработке отраслевых и региональных научно-технических программ; обоснование народнохозяйственной значимости решения актуальных научно-технических проблем; характеристика основного содержания намечаемых технических сдвигов; требования к НИиОКР, к смежным областям развития науки и техники; оценка сроков и масштабов решения научно-технических проблем, затрат на их реализацию и внедрение, ожидаемого социально-экономического эффекта; рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ. В макроэкономическом прогнозе научно-технического развития на 10-15 лет содержатся: · технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники; · выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве; · определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач; · варианты путей и средств решения этих задач; оценка социально-экономических последствий НТП. Представленные в макроэкономическом прогнозе направления НТП носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны и служат основой для выделения и обоснования приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу. При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях и иерархиях управления (народное хозяйство, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие, научно-техническая организация). На макроэкономическом уровне частные научно-технические прогнозы включают следующие элементы: 1. Цели и задачи научно-технической политики, обобщающие показатели эффективности НТП, научно-технические программы, в том числе межгосударственные, их ресурсное обеспечение и народнохозяйственный эффект; 2. Развитие науки, техники, стандартизации и научно-технической инфраструктуры; 3. Международное научно-техническое сотрудничество: выполнение обязательств по международным программам и соглашениям, продажа и приобретение крупных комплексов лицензий и образцов новой техники, затраты и эффект; 4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-технических кадров; 5. Финансирование НИиОКР из различных российских и зарубежных фондов, в том числе фондов фундаментальных исследований, инновационных фондов и других источников. На отраслевом уровне частные научно-технические прогнозы предусматривают задания и мероприятия по выполнению научно-технических программ и контрактов, разработке и освоению производства новой конкурентоспособной техники, ресурсосберегающих технологий, новых материалов, широкому использованию открытий, крупных изобретений и лицензий, развитию научного и научно-технического потенциала, опытно-экспериментальной базы. Если представить научно-технический прогресс через последовательно развивающиеся во времени стадии инновационного цикла, то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются их (стадий) спецификой. При этом достоверность прогнозных оценок, как правило, определяется путем сопоставления результатов, полученных путем применения нескольких методов прогнозирования. В состав перспективных и текущих плановых документов на различных уровнях (иерархиях) управления, в случае их разработки, включаются специальные разделы, посвященные проблемам и перспективам использования достижений НТП в народном хозяйстве, которые содержат: · выбор и обоснование наиболее перспективных и приоритетных направлений НТП, способных обеспечить многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения; · пути решения важнейших научно-технических проблем, этапы осуществления работ; · перечень и состав государственных целевых научно-технических программ; · сферу и масштабы применения достижений науки и техники в различных отраслях народного хозяйства. Основным методом планирования НТП является программно-целевой метод. Он реализуется через систему государственных научно-технических программ, которые разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Составление научно-технических программ направлено на решение важнейших производственных, экологических, социальных и оборонных проблем. Реформирование перспективного государственного регулирования НТП в условиях перехода к рынку связано с применением программно-целевой методологии. При таком подходе централизованные средства не распыляются между большим числом мероприятий, а концентрируются на упреждающем развитии приоритетных направлений НТП в соответствии с комплексным прогнозом. Государственные целевые научно-технические программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий, носят межотраслевой характер и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений. Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы. Перечень федеральных программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования определяется Правительством России. Разработка и реализация отраслевых и региональных программ осуществляются соответствующими органами управления. Схема предварительной проработки состава и содержания государственных научно-технических программ может быть представлена следующим образом: научно-техническая и технико-экономическая экспертиза проектов; конкурсный отбор; формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов. В соответствии с мировыми тенденциями и практикой, приоритетными направлениями научно-технического развития становятся наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества, производство высококонкурентной продукции и услуг, экологическую безопасность. К ним относятся прежде всего аэрокосмические, информационные, лазерные, биотехнологии. В России, применительно к особенностям экономики переходного периода, к приоритетным относятся следующие направления НТП: · кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки; · оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях и направлениях научных исследований; · открывающие реальные перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки. Переход к преимущественно экономическим методам государственного регулирования НТП означает возрастание роли центральных органов исполнительной власти в выборе стратегических направлений и основных пропорций НТП и их воздействие на научно-технические организации и предприятия в основном не через обязательные задания, а с помощью финансово-кредитной и ценовой политики. Предприятия и научно-технические организации самостоятельно разрабатывают и утверждают прогнозно-плановые документы. Центральные экономические органы управления определяют как индикативные лишь обобщающие показатели результативности НТП: рост производительности труда и фондоотдачи, снижение материалоемкости и энергоемкости производства, повышение технического уровня производства и качества продукции; предлагают экономические и организационные меры для реализации важнейших технических новшеств, изобретений, лицензий, базовых технологий. Предприятия и научно-технические организации предусматривают техническое перевооружение и реконструкцию производства. При этом устанавливаются экономические нормативы, налоговые, ценовые, таможенные и другие льготы, которые заинтересовывают производителей научно-технической продукции в заключении хозяйственных договоров (контрактов) и выполнении госзаказов. Предприятия и научно-технические организации разрабатывают показатели по отдельным нововведениям (научно-техническим продуктам) и по организации в целом (развитие и использование научного и научно-технического потенциала, общеэкономическая и коммерческая эффективность инноваций, научно-технический и технико-экономический уровень производства и другие).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |