Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирований




Система цен на продукцию кооперативов и агропромышленных

 

Важным условием успешного развития кооперативных и агро­промышленных формирований является выравнивание матери­альной заинтересованности партнеров в увеличении производства и повышении экономической эффективности их деятельности. Экономические связи между отраслями и производствами в коо­перативных и интегрированных формированиях реализуются по­средством установления оптимального уровня цен. От цены за­висит как возмещение издержек производства, так и доход пред­приятия. Она регулирует направление материально-денежных ресурсов в конкретное производство.

В агропромышленных формированиях применяют различные виды цен, которые, как правило, отражают отношения между предприятиями, организациями и производствами в условиях ко­операции и агропромышленной интеграции. Это следующие виды цен: свободные или договорные, регулируемые, оптовые, рознич­ные, сопоставимые, закупочные, гарантированные.

Свободные цены это цены реализации товара, складывающие­ся непосредственно на рынке. По своему содержанию свободная цена идентична договорной цене, хотя формального акта догово­ренности между покупателем или продавцом, как правило, не су­ществует. Свободная или договорная цена устанавливается с уче­том экономических интересов покупателя и товаропроизводителя. Уровень свободной цены на рынке определяется через механизм спроса и предложения.

Регулируемые цены – это цены, которые регулируются государ­ством. В России порядок регулирования цен определен Указом Президента от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению го­сударственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется путем уста­новления твердых фиксированных цен на определенный период времени на отдельные товары. При этом определены нижний и верхний пределы цены с учетом рыночной ситуации, утвержде­ны гарантированные государственные цены с учетом предельно­го уровня рентабельности.

Оптовые цены – это цены, по которым предприятия-изготови­тели реализуют продукцию предприятиям-заказчикам, а также организациям, осуществляющим оптовую торговлю товарами. Оп­товыми являются такие цены, по которым оптовые товаропроиз­водители продают крупные партии товаров предприятиям и орга­низациям розничной торговли.

При формировании оптовой цены определяют производ­ственные издержки и размер коммерческих расходов на едини­цу продукции, а также устанавливают соответствующую сумму прибыли в зависимости от условий и возможностей реализации. Сдерживающим фактором для оптовой цены в условиях рынка является конкуренция. При отсутствии конкуренции функции по формированию оптовой цены в определенной мере выпол­няет государство. Это в первую очередь относится к установле­нию оптовых цен на энергоносители, транспортные перевозки, связь.

Розничные цены – цены на товары в розничной торговле. В ос­нове розничных цен лежат цены оптовые, а также цены приобре­тения товаров предприятиями и организациями в розничной торговле. К оптовым ценам прибавляется торговая надбавка, за счет которой покрываются издержки обращения и обеспечивает­ся прибыль. Размеры торговых надбавок (наценок) устанавлива­ются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за ис­ключением отдельных продовольственных товаров, по которым торговые надбавки регулируются местными органами власти. Су­ществуют предельные размеры торговых надбавок, превышать ко­торые предприятие розничной торговли не вправе. В состав торго­вой надбавки входят налог на добавленную стоимость и спецна­лог.

Сопоставимые цены используются для измерения объема про­дукции, товарооборота и других показателей. Сопоставимые (или неизменные) цены устраняют влияние изменения цен на динами­ку сравниваемых стоимостных показателей. Применение сопоста­вимых цен позволяет получить объективную картину развития об­щественного производства, торговли, потребления товаров, осо­бенно в условиях инфляции и непрерывного роста цен.

Закупочные цены – это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных кооперативов и агропромыш­ленных объединений для своих нужд.

Гарантированные (защитные) цены применяются на продукцию сельского хозяйства при закупках ее в федеральный фонд. Особенности сельскохозяйственного производства накладыва­ют отпечаток на развитие ценовых отношений. Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции растениеводства ха­рактеризуются определенным спросом и предложением в отдель­ные периоды времени. Следовательно, всельскохозяйственном производстве имеет место сезонное движение цен. Так, спрос на овощную продукцию удовлетворяется как за счет текущего произ­водства в летний период, так и из фондов их хранения.

Данная ситуация типична не только для периодически посту­пающей продукции, но и для продукции, характеризующейся раз­личными производственными затратами в течение года. Напри­мер, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства различны: наиболее высокие они в зимний период и сравнительно низкие в летний.

Наряду с сезонными факторами неравновесная динамика цен на продукты может быть обусловлена циклами. Циклическая ди­намика цен представляет собой периодически повторяющееся движение цен с длиной цикла более одного года. Она может быть вызвана следующими причинами:

- необходимостью единовременных крупных инвестиций. В аг­рарном секторе это наблюдается при приобретении машин, стро­ительстве зданий, использовании многолетних насаждений. Пере­ориентация на новое производство или изменение специализации приводит к недостаточному предложению конкретного продукта на рынке и к изменению цены на него;

- колебаниями предложения из-за изменения цен. Это происхо­дит при нарушении равновесия, вызванного внешним воздействи­ем, а также изменением цен товаропроизводителей. Кроме того, предпосылками таких колебаний может быть различная реакция поставщиков товаров на изменение цен в краткосрочном, средне­срочном и долгосрочном периодах;

- колебаниями цен в аграрном секторе, обусловленными конъ­юнктурой рынка. По сравнению с другими сферами производства аграрный сектор в меньшей степени подвержен конъюнктурным воздействиям рынка. Спрос на продукты питания снижается мед­леннее, чем на другие виды товаров и услуг. К конъюнктурным колебаниям аграрный сектор приспосабливается, как правило, пу­тем изменения цен.

Циклические колебания цен ваграрном секторе возникают вследствие изменения предложения сельскохозяйственной про­дукции под влиянием природных условий. Колебания урожайнос­ти сельскохозяйственных культур приводят к изменению цены предложения основных видов продукции.

Ценовые отношения в интегрированных формированиях долж­ны основываться на следующих принципах:

- сочетание свободного ценообразования с государственным ре­гулированием цен;

- формирование равновесных цен под воздействием спроса ипредложения;

- использование нормативных методов при расчете цены пред­ложения;

- обеспечение доходности товаропроизводителей;

- стимулирование научно-технического прогресса;

- повышение эффективности и снижение издержек производ­ства;

- оптимизация взаимосвязи ценовых и финансово-кредитных отношений.

Одним из существенных принципов рыночной экономики яв­ляется формирование равновесных цен. Их уровень определяется при условии совпадения спроса и предложения на каждый вид то­вара. В сельском хозяйстве действуют также рентные факторы и относительно низкая эластичность спроса на основные виды сель­скохозяйственной продукции, что сужает сферу действия равно­весных сил. Здесь ограничены возможности свободного ценообра­зования и более значительной, чем в других отраслях, должна быть роль государственного регулирования.

Ценовые отношения следует рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции, до конечной ее реализации. В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависи­мость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками кооперации и агропромышленной интегра­ции. Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть по совокупной прибыли.

Издержки и система цен в агропромышленном объединении рассматриваются на следующих этапах их формирования:

- на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг, потребляемых в сельском хозяйстве;

- на стадии производства и реализации продукции сельского хо­зяйства;

- при переработке сельскохозяйственной продукции;

- в торговле.

В настоящее время цены на материально-технические ресурсы формируют основную часть затрат на получение сельскохозяй­ственной продукции. На них приходится более половины себесто­имости. Задача состоит в том, чтобы, не вводя жестких ценовых ограничений на средства производства для села, на первом этапе сдерживать рост цен, а затем постепенно переходить к паритетно­сти цен.

В условиях кооперации и агропромышленной интеграции ис­пользуется несколько методов ценообразования:

- установление цены по уровню средних издержек плюс при­быль;

- обеспечение безубыточности и получение прибыли;

- установление цены на основе реальной стоимости товара;

- установление цены на основе уровня средних текущих цен.

Установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль заключается в начислении определенной, стандартной наценки на себестоимость продукции. Размеры наценок варьируются в широ­ких пределах в зависимости от вида продукции. Недостаток дан­ного метода состоит в том, что товаропроизводители руководству­ются в основном издержками производства и не учитывают спрос на товары и услуги на рынке.

Методика расчета цен с учетом обеспечения безубыточности и получения прибыли основывается на сопоставлении общих издер­жек (постоянных и переменных) и ожидаемой выручки при раз­ных уровнях объема продаж. При этом устанавливается такое со­четание объема выпуска и цены, которое обеспечивает получение необходимой прибыли.

Основным фактором установления цены на основе реальной стоимости товара являются не издержки производства, а реакция покупателей на конкретный размер цены на продукцию. При этом используют специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребитель­ского поведения и выявления ценностных представлений покупа­теля.

При ценообразовании на основе уровня средних текущих цен то­варопроизводитель за базу принимает цену конкурентов и практи­чески не обращает внимания на собственные издержки или спрос на продукцию, товары и услуги. Цены на рынке ориентируются в данном случае на лидера, поставляющего значительную массу продукции.

Упорядочение ценообразования при поставках материально-технических ресурсов сельскому хозяйству целесообразно осу­ществлять на основе как экономических рычагов, так и органи­зационных преобразований. Поскольку наценки торгово-посреднических организаций повышают цены средств производ­ства на 25—50 % и более, необходимо установить предельные уровни этих наценок, одновременно исключив из них налог на добавленную стоимость и дифференцировав наценки по видам средств производства в зависимости от реальных издержек об­ращения.

Ценообразование в условиях кооперации и интеграции призва­но способствовать поощрению производства и поддержке доход­ности кооперативов и агропромышленных формирований. В его основу должно быть заложено право сельских товаропроизводите­лей реализовать свою продукцию по ценам, определяемым соот­ношением спроса и предложения.

Система ценообразования на этапе переработки сельскохозяй­ственной продукции должна носить региональный характер и оп­ределяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских перерабатывающих предприятий.

Целесообразно устанавливать предельный размер посредничес­ких и торговых наценок относительно закупочной цены на про­дукты сельского хозяйства' или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, перера­ботки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.