КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирований
Система цен на продукцию кооперативов и агропромышленных
Важным условием успешного развития кооперативных и агропромышленных формирований является выравнивание материальной заинтересованности партнеров в увеличении производства и повышении экономической эффективности их деятельности. Экономические связи между отраслями и производствами в кооперативных и интегрированных формированиях реализуются посредством установления оптимального уровня цен. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и доход предприятия. Она регулирует направление материально-денежных ресурсов в конкретное производство. В агропромышленных формированиях применяют различные виды цен, которые, как правило, отражают отношения между предприятиями, организациями и производствами в условиях кооперации и агропромышленной интеграции. Это следующие виды цен: свободные или договорные, регулируемые, оптовые, розничные, сопоставимые, закупочные, гарантированные. Свободные цены – это цены реализации товара, складывающиеся непосредственно на рынке. По своему содержанию свободная цена идентична договорной цене, хотя формального акта договоренности между покупателем или продавцом, как правило, не существует. Свободная или договорная цена устанавливается с учетом экономических интересов покупателя и товаропроизводителя. Уровень свободной цены на рынке определяется через механизм спроса и предложения. Регулируемые цены – это цены, которые регулируются государством. В России порядок регулирования цен определен Указом Президента от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется путем установления твердых фиксированных цен на определенный период времени на отдельные товары. При этом определены нижний и верхний пределы цены с учетом рыночной ситуации, утверждены гарантированные государственные цены с учетом предельного уровня рентабельности. Оптовые цены – это цены, по которым предприятия-изготовители реализуют продукцию предприятиям-заказчикам, а также организациям, осуществляющим оптовую торговлю товарами. Оптовыми являются такие цены, по которым оптовые товаропроизводители продают крупные партии товаров предприятиям и организациям розничной торговли. При формировании оптовой цены определяют производственные издержки и размер коммерческих расходов на единицу продукции, а также устанавливают соответствующую сумму прибыли в зависимости от условий и возможностей реализации. Сдерживающим фактором для оптовой цены в условиях рынка является конкуренция. При отсутствии конкуренции функции по формированию оптовой цены в определенной мере выполняет государство. Это в первую очередь относится к установлению оптовых цен на энергоносители, транспортные перевозки, связь. Розничные цены – цены на товары в розничной торговле. В основе розничных цен лежат цены оптовые, а также цены приобретения товаров предприятиями и организациями в розничной торговле. К оптовым ценам прибавляется торговая надбавка, за счет которой покрываются издержки обращения и обеспечивается прибыль. Размеры торговых надбавок (наценок) устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за исключением отдельных продовольственных товаров, по которым торговые надбавки регулируются местными органами власти. Существуют предельные размеры торговых надбавок, превышать которые предприятие розничной торговли не вправе. В состав торговой надбавки входят налог на добавленную стоимость и спецналог. Сопоставимые цены используются для измерения объема продукции, товарооборота и других показателей. Сопоставимые (или неизменные) цены устраняют влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. Применение сопоставимых цен позволяет получить объективную картину развития общественного производства, торговли, потребления товаров, особенно в условиях инфляции и непрерывного роста цен. Закупочные цены – это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных кооперативов и агропромышленных объединений для своих нужд. Гарантированные (защитные) цены применяются на продукцию сельского хозяйства при закупках ее в федеральный фонд. Особенности сельскохозяйственного производства накладывают отпечаток на развитие ценовых отношений. Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции растениеводства характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Следовательно, всельскохозяйственном производстве имеет место сезонное движение цен. Так, спрос на овощную продукцию удовлетворяется как за счет текущего производства в летний период, так и из фондов их хранения. Данная ситуация типична не только для периодически поступающей продукции, но и для продукции, характеризующейся различными производственными затратами в течение года. Например, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства различны: наиболее высокие они в зимний период и сравнительно низкие в летний. Наряду с сезонными факторами неравновесная динамика цен на продукты может быть обусловлена циклами. Циклическая динамика цен представляет собой периодически повторяющееся движение цен с длиной цикла более одного года. Она может быть вызвана следующими причинами: - необходимостью единовременных крупных инвестиций. В аграрном секторе это наблюдается при приобретении машин, строительстве зданий, использовании многолетних насаждений. Переориентация на новое производство или изменение специализации приводит к недостаточному предложению конкретного продукта на рынке и к изменению цены на него; - колебаниями предложения из-за изменения цен. Это происходит при нарушении равновесия, вызванного внешним воздействием, а также изменением цен товаропроизводителей. Кроме того, предпосылками таких колебаний может быть различная реакция поставщиков товаров на изменение цен в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах; - колебаниями цен в аграрном секторе, обусловленными конъюнктурой рынка. По сравнению с другими сферами производства аграрный сектор в меньшей степени подвержен конъюнктурным воздействиям рынка. Спрос на продукты питания снижается медленнее, чем на другие виды товаров и услуг. К конъюнктурным колебаниям аграрный сектор приспосабливается, как правило, путем изменения цен. Циклические колебания цен ваграрном секторе возникают вследствие изменения предложения сельскохозяйственной продукции под влиянием природных условий. Колебания урожайности сельскохозяйственных культур приводят к изменению цены предложения основных видов продукции. Ценовые отношения в интегрированных формированиях должны основываться на следующих принципах: - сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен; - формирование равновесных цен под воздействием спроса ипредложения; - использование нормативных методов при расчете цены предложения; - обеспечение доходности товаропроизводителей; - стимулирование научно-технического прогресса; - повышение эффективности и снижение издержек производства; - оптимизация взаимосвязи ценовых и финансово-кредитных отношений. Одним из существенных принципов рыночной экономики является формирование равновесных цен. Их уровень определяется при условии совпадения спроса и предложения на каждый вид товара. В сельском хозяйстве действуют также рентные факторы и относительно низкая эластичность спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции, что сужает сферу действия равновесных сил. Здесь ограничены возможности свободного ценообразования и более значительной, чем в других отраслях, должна быть роль государственного регулирования. Ценовые отношения следует рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции, до конечной ее реализации. В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависимость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками кооперации и агропромышленной интеграции. Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть по совокупной прибыли. Издержки и система цен в агропромышленном объединении рассматриваются на следующих этапах их формирования: - на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг, потребляемых в сельском хозяйстве; - на стадии производства и реализации продукции сельского хозяйства; - при переработке сельскохозяйственной продукции; - в торговле. В настоящее время цены на материально-технические ресурсы формируют основную часть затрат на получение сельскохозяйственной продукции. На них приходится более половины себестоимости. Задача состоит в том, чтобы, не вводя жестких ценовых ограничений на средства производства для села, на первом этапе сдерживать рост цен, а затем постепенно переходить к паритетности цен. В условиях кооперации и агропромышленной интеграции используется несколько методов ценообразования: - установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль; - обеспечение безубыточности и получение прибыли; - установление цены на основе реальной стоимости товара; - установление цены на основе уровня средних текущих цен. Установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль заключается в начислении определенной, стандартной наценки на себестоимость продукции. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида продукции. Недостаток данного метода состоит в том, что товаропроизводители руководствуются в основном издержками производства и не учитывают спрос на товары и услуги на рынке. Методика расчета цен с учетом обеспечения безубыточности и получения прибыли основывается на сопоставлении общих издержек (постоянных и переменных) и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. При этом устанавливается такое сочетание объема выпуска и цены, которое обеспечивает получение необходимой прибыли. Основным фактором установления цены на основе реальной стоимости товара являются не издержки производства, а реакция покупателей на конкретный размер цены на продукцию. При этом используют специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребительского поведения и выявления ценностных представлений покупателя. При ценообразовании на основе уровня средних текущих цен товаропроизводитель за базу принимает цену конкурентов и практически не обращает внимания на собственные издержки или спрос на продукцию, товары и услуги. Цены на рынке ориентируются в данном случае на лидера, поставляющего значительную массу продукции. Упорядочение ценообразования при поставках материально-технических ресурсов сельскому хозяйству целесообразно осуществлять на основе как экономических рычагов, так и организационных преобразований. Поскольку наценки торгово-посреднических организаций повышают цены средств производства на 25—50 % и более, необходимо установить предельные уровни этих наценок, одновременно исключив из них налог на добавленную стоимость и дифференцировав наценки по видам средств производства в зависимости от реальных издержек обращения. Ценообразование в условиях кооперации и интеграции призвано способствовать поощрению производства и поддержке доходности кооперативов и агропромышленных формирований. В его основу должно быть заложено право сельских товаропроизводителей реализовать свою продукцию по ценам, определяемым соотношением спроса и предложения. Система ценообразования на этапе переработки сельскохозяйственной продукции должна носить региональный характер и определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских перерабатывающих предприятий. Целесообразно устанавливать предельный размер посреднических и торговых наценок относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства' или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, переработки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |