Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация поведенческого выбора




Если необходимо уточнить ход развития личностных образований или выявить причины необъяснимого поведения школьников, классный руководитель может прибегнуть к крайне простому внешне, но достаточно сложному по его последствиям методу создания ситуации поведенческого выбора.

В ситуации свободы выбора человек, как правило, обнажает свое истинное отношение, поведение его становится адекватной формой внутреннего отношения, а точнее, поведение в ситуации свободного выбора и выступает как некая субстанция отношения.

Методика “Кто хочет?”

С таким вопросом обращается педагог к детям, когда предлагает им что-то сделать, совершить, выполнить: кто хотел бы помочь малышам? кто хотел бы изменить мир вокруг себя? кто хотел бы изменить сам себя? кто хочет создать вокруг обстановку, достойную самого себя? кто хотел бы выполнить трудную работу? и т.д.

Педагогическое фиксирование количественного выбора чрезвычайно важно, потому что со временем, если воспитательная работа ведется в группе, количество откликов на апелляцию к человеческому достоинству увеличится. Профессионально важно замечать, какова мера изменения поведения детей в аналогичной ситуации. Но количественная характеристика выбора не оглашается ни в коем случае, она лишь фиксируется классным руководителем.

Методика “Акт добровольцев”

— разновидность методики «Кто хочет», с той лишь разницей, что имеет публичное оформление, занимает больше времени на раздумья о свободном выборе (от 2—3 часов да 3—5 дней), завершается актом публичного осмысления произведенного поведенческого выбора. Содержание акта добровольцев всегда носит социально-ценностный характер, это всегда созидание блага для людей. Исключаются агитация, психологическое и административное давление и, конечно, педагогическая оценка как в адрес добровольцев, так и в адрес отказавшихся сделать доброе дело. Но непременно сохраняется оповещение всего коллектива о произведенном добром деле и дается оценка в адрес дела (подчеркнем: дела, а не лиц, его исполнивших!).

Так как направленность акта добровольцев ценностная, то по числу добровольцев можно предварительно судить об отношении к ценности. Но любой факт предъявляется непременно философически: если надо помочь малышам - трактуется как “помощь человеку”; если надо убрать мусор - предъявляется как возможность “спасти красоту”, если речь идет о конкретном больном, то направление акта – “спасение здоровья как условия жизни”.

“Акт добровольцев” становится таким образом” актом утверждения наивысших ценностей, а свободный выбор детьми участия в акте - диагностикой ценностных ориентации.

“Альтернативный выбор”.

При проведении альтернативного выбора педагог предлагает детям два варианта поведения, исключающие друг друга. Например: решить четыре легкие задачи или две трудные; самим вымыть классную комнату или на деньги родителей нанять уборщицу; приготовить к празднику выступление для малышей или подарить им видеокассету; провести семинар или объявить день свободным для отдыха и т.д.

Педагогическим предостережением к диагностике поведенческого свободного выбора является следующее:

· объявлять и проводить можно только при уверенности педагога в реальности позитивного выбора достаточной количественной величины.

· неразумно использовать данную методику при низком уровне воспитанности детей или при отсутствии воспитанности как таковой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.