КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опросник
У этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Выглядит это примитивно: у ребенка спрашивают, например, какой балл он поставил бы себе за доброту, во сколько баллов оценил бы свое трудолюбие - и прочие вопросы, рассчитанные на объективную самооценку. Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мерам духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект. “Что люблю - что ненавижу” Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Приведем примеры таких вопросов: • Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь? • Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу? • Что ты любишь в школе? Что вызывает у тебя неприятные переживания в школе? • Что при встрече с книгой, которую ты читаешь, тебе больше всего нравится? Что вызывает раздражение при общении с книгой? • Что тебе нравится во взрослых людях? Что вызывает у тебя недоумение в поведении взрослых людей? • Какие черты твоего характера помогают тебе в жизни? Какие черты характера мешают тебе быть счастливым на земле? “Мои социальные роли” Детям предлагается отвечать на вопросы, последовательно звучащие один за другим в одной и той же формулировке: “Кто я?”. Первое недоумение пройдет, и дети с радостью обнаруживают все новые и новые социальные роли, которые играют в обществе, в мире, в семье, в классе, в городе и т.д. Достаточно 5-6 повторных вопросов, и завершенный опросник можно анализировать: какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, а какая – на периферии сознания. “Знаю ли тех, кого знаю” Сначала репонденты записывают имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записываются достоинства данного лица. Основанием для такого опросника выступает этическое положение о том, что достойный человек - это человек, имеющий достоинства. Так как мы имеем знакомства с достойными людьми, то мы должны бы знать об их достоинствах. В этом опроснике педагога будет интересовать мера расположенности респондента к окружающим людям. Численное соотношение количества “ЗНАКОМЫХ” и количества “достоинств” укажет на эту меру. “Кому хочу блага” Предлагается написать о своем желании сделать доброе для кого-либо: для семьи, школы, товарищей, знакомых, слабых, далеких, попавших в несчастье и т.п. Напротив каждого высказанного желания написать, что для этого нужно и чего не хватает, если до сих пор ничего не сделано. Опросник суровый, он обнажает истинное отношение, когда респондент начинает искать оправдательные причины пассивности и безразличия к тому, кому можно было бы оказать помощь, но педагогу надо знать о мере расхождения слов и действий, желаний и деяний, мечты и реальности. “Много ли мне нужно для счастья?” Данный вопрос ставится обычно для выявления меры соотношения материальных и духовных ценностей. Предлагается ответить на вопрос, что улучшило бы счастье жизни, или чего не хватает да полного счастья, или что сейчас немедленно могло бы сделать меня счастливым человеком. Не исключен вариант противоположный: что сделало бы сразу меня несчастным? что меня расстраивает и огорчает? что в этой жизни досаждает мне постоянно? что хотелось бы мне исключить из моей жизни во имя большего счастья?.. “Как длится мой день” Опросник может дать педагогу необходимую информацию, тогда он принимает описательный вид. Например, педагог просит сообщить распорядок дня, режим чтения или просмотра телепередач, формы досуга, виды домашней работы и прочее. На первый взгляд кажется, что педагог получает лишь сведения об ученике, на самом же деле он черпает информацию и об отношениях детей к ценностным явлениям жизни.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |