Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная экологическая экспертиза




Субъектами государственной экологической экспертизы являются специально уполномоченные федеральные органы экологической экс­пертизы либо органы государственной власти субъектов РФ, а также заказчики объектов экологической экспертизы. Специально уполномо­ченными федеральными органами в области экологической экспертизы являются Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России).

Субъектам РФ переданы полномочия Российской Федерации по при­нятию нормативно-правовых актов в области экологической эксперти­зы объектов регионального уровня с учетом специфики субъекта РФ, организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе и инфор­мированию населения о намечаемых и проводимых экспертизах и их результате (ст.6 Закона об экологической экспертизе).

Заказчики - это юридические и физические лица, которые заказыва­ют и оплачивают специально уполномоченным органам организацию и проведение работы по выявлению соответствия предполагаемой хозяйс­твенной и иной деятельности экологическим требованиям. При этом в случае отступления от проекта, получившего положительное заключе­ние государственной экологической экспертизы, заказчик обязан прой­ти экспертизу повторно.

Объектом экологической экспертизы являются материалы и документы, представляемые заказчиком на государственную или общественную эколо­гическую экспертизу. Их перечень представлен ст. 11-12 Закона об эколо­гической экспертизе. Разграничение объектов экологической экспертизы между федеральными и региональными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы осуществляется следующим образом.

Объекты федеральной экологической экспертизы указаны в ст. 11 Закона об экологической экспертизе. Ее проводят два специально упол­номоченных федеральных органа.

1) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом­ному надзору организует и проводит государственную экологическую экспертизу проектов схем развития отраслей народного хозяйства Рос­сийской Федерации; проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объ­ектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осущест­вление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств и т.д.

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования организует и проводит государственную экологическую экспертизу материалов комплек­сного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также программ реабилитации этих территорий; проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов РФ проводят государс­твенную экологическую экспертизу объектов, указанных в ст. 12 Закона об экологической экспертизе, в том числе: проектов нормативных пра­вовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую среду; нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и разме­щения производительных сил на территории субъектов РФ; материа­лы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных террито­рий субъектов Российской Федерации и местного значения; все виды градостроительной документации и т.д. Анализ положений Закона об экологической экспертизе позволя­ет выделить три этапа проведения государственной экологической экспертизы: а) научно-исследовательский этап, включая его элемен­ты - ОВОС и экологическое обоснование; б) получение от государс­тва официального разрешения на реализацию проекта; в) контроль за исполнением заключения.

Первый этап государственной экологической экспертизы начинается с представления экспертам соответствующего объекта (объектов). Обя­зательным условием принятия документов и материалов на государс­твенную экологическую экспертизу является наличие в них данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации. На этом же этапе происходит исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленного объекта, выявление его соответствия установленным экологическим и другим специальным нормам, правилам и нормативам. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта эксперти­зы, но не должен превышать 6 месяцев (обычно составляет 30 дней для простых объектов и 60 дней для сложных).

На втором -этапе представленные объекты получают экспертную оценку посредством принятия заключения государственной экологи­ческой экспертизы. Данное заключение должно содержать обоснован­ные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружа­ющую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы. Наличие положительного заключения подтверждает соблюдение заказчиком экологических требований при подготовке рассмотренной документации и дает право на финансиро­вание этого объекта из любых источников. В случае отрицательного заключения реализация объекта экологической экспертизы запрещена.

Следует иметь в виду, что существует два вида отрицательного заклю­чения государственной экологической экспертизы - (а) заключение о недопустимости реализации проекта и (б) заключение о необходимости доработки предоставленных материалов. Выводы экспертной комис­сии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Так, в 1994 году прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и граждан о признании незаконными и необос­нованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту перекладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, из заключения которой вытекает, что права граждан на охра­ну здоровья не нарушаются воздействием хозяйственной деятельности комбината на окружающую среду.

Однако проектные решения по охране воздушного бассейна не обеспечивали достижения санитарных норм в жилой зоне города. Последующая перекладка коксовой батареи, по утверждению проку­рора, будет оказывать вредное воздействие на природную среду не только на территории комбината, но и нарушит право на благоприят­ную среду обитания граждан, проживающих в этом регионе. Прези­диум Верховного Суда РФ согласился с доводами прокурора, указав в Постановлении от 2 февраля 1994 г., что предметом судебного обжалования может быть заключение государственной экологичес­кой экспертизы, выводы которой могут нарушить права на благопри­ятную сферу обитания граждан.

Между тем, как справедливо отмечалось в научной литературе, зако­нодательством не определен механизм реализации вышеуказанных запретов {третий этап). Для повышения эффективности данной нормы необходимо предусмотреть в законе о банках и банковской деятельнос­ти норму о том, что в качестве одного из условий финансирования или предоставления кредита по объектам экологической экспертизы, явля­ется положительное экспертное заключение. В этом случае банк станет требовать экспертное заключение и не выдаст без него кредит (в против­ном случае он может быть лишен лицензии).

В числе федеральных заключений, получивших особый общественный резонанс, следует отметить государственную экологическую экспертизу высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург. В ходе прове­дения этой экспертизы были осуществлены многочисленные наруше­ния земельного законодательства, законодательства об ООПТ (трасса пролегала через территорию Валдайского национального парка), лес­ного законодательства (осуществлялась вырубка лесов первой и второй группы без соответствующего постановления Правительства РФ). Про­ект ТЭО не прошел общественных слушаний в субъектах РФ. Однако Минприроды РФ дало положительное заключение. Впоследствии это заключение было обжаловано в Генеральную прокуратуру РФ, обна­ружившую в ходе проведения проверок нарушения основополагающих принципов экологической экспертизы - законности ее выводов и неза­висимости экспертов.

Анализ материалов государственной экологической экспертизы на уровне субъектов РФ позволяет говорить об определенной региональной специфике документов и материалов, предоставляемых на экспертизу.

Финансирование государственной экологической экспертизы осу­ществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, которые он перечисляет на специальный счет государственного органа РФ или субъекта РФ в области экологической экспертизы.

В заключение данного вопроса нельзя не отметить проходящую в России реформу градостроительной деятельности, которая, в том числе, повлечет неизбежное сокращение сферы действия государственной экологической экспертизы с 1 января 2007 г. Такой вывод следует из ч.6 ст.49 ГрадК РФ. Единая государственная экспертиза градостроительной' документации прямо вытекает из идеологии перехода в сфере проектирования и строи­тельства на требования безопасности из серии технических регламентов. Это приведет к неизбежному внесению изменений в законы: О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения, Об экологической экс­пертизе, О промышленной безопасности, Об охране окружающей среды и ряд других. В итоге почти десяток специальных экспертиз различных аспектов безопасности жизнедеятельности человека будет заменен одной, градостроительной экспертизой. Остальные либо прекратят свое сущест­вование, либо сфера их действия изменится (уменьшится).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.