КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная экологическая экспертиза
Субъектами государственной экологической экспертизы являются специально уполномоченные федеральные органы экологической экспертизы либо органы государственной власти субъектов РФ, а также заказчики объектов экологической экспертизы. Специально уполномоченными федеральными органами в области экологической экспертизы являются Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России). Субъектам РФ переданы полномочия Российской Федерации по принятию нормативно-правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики субъекта РФ, организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе и информированию населения о намечаемых и проводимых экспертизах и их результате (ст.6 Закона об экологической экспертизе). Заказчики - это юридические и физические лица, которые заказывают и оплачивают специально уполномоченным органам организацию и проведение работы по выявлению соответствия предполагаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. При этом в случае отступления от проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, заказчик обязан пройти экспертизу повторно. Объектом экологической экспертизы являются материалы и документы, представляемые заказчиком на государственную или общественную экологическую экспертизу. Их перечень представлен ст. 11-12 Закона об экологической экспертизе. Разграничение объектов экологической экспертизы между федеральными и региональными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы осуществляется следующим образом. Объекты федеральной экологической экспертизы указаны в ст. 11 Закона об экологической экспертизе. Ее проводят два специально уполномоченных федеральных органа. 1) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует и проводит государственную экологическую экспертизу проектов схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации; проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду сопредельных государств и т.д. 2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования организует и проводит государственную экологическую экспертизу материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также программ реабилитации этих территорий; проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и т.д. Органы исполнительной власти субъектов РФ проводят государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в ст. 12 Закона об экологической экспертизе, в том числе: проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую среду; нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов РФ; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения; все виды градостроительной документации и т.д. Анализ положений Закона об экологической экспертизе позволяет выделить три этапа проведения государственной экологической экспертизы: а) научно-исследовательский этап, включая его элементы - ОВОС и экологическое обоснование; б) получение от государства официального разрешения на реализацию проекта; в) контроль за исполнением заключения. Первый этап государственной экологической экспертизы начинается с представления экспертам соответствующего объекта (объектов). Обязательным условием принятия документов и материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации. На этом же этапе происходит исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленного объекта, выявление его соответствия установленным экологическим и другим специальным нормам, правилам и нормативам. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев (обычно составляет 30 дней для простых объектов и 60 дней для сложных). На втором -этапе представленные объекты получают экспертную оценку посредством принятия заключения государственной экологической экспертизы. Данное заключение должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы. Наличие положительного заключения подтверждает соблюдение заказчиком экологических требований при подготовке рассмотренной документации и дает право на финансирование этого объекта из любых источников. В случае отрицательного заключения реализация объекта экологической экспертизы запрещена. Следует иметь в виду, что существует два вида отрицательного заключения государственной экологической экспертизы - (а) заключение о недопустимости реализации проекта и (б) заключение о необходимости доработки предоставленных материалов. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Так, в 1994 году прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и граждан о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту перекладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, из заключения которой вытекает, что права граждан на охрану здоровья не нарушаются воздействием хозяйственной деятельности комбината на окружающую среду. Однако проектные решения по охране воздушного бассейна не обеспечивали достижения санитарных норм в жилой зоне города. Последующая перекладка коксовой батареи, по утверждению прокурора, будет оказывать вредное воздействие на природную среду не только на территории комбината, но и нарушит право на благоприятную среду обитания граждан, проживающих в этом регионе. Президиум Верховного Суда РФ согласился с доводами прокурора, указав в Постановлении от 2 февраля 1994 г., что предметом судебного обжалования может быть заключение государственной экологической экспертизы, выводы которой могут нарушить права на благоприятную сферу обитания граждан. Между тем, как справедливо отмечалось в научной литературе, законодательством не определен механизм реализации вышеуказанных запретов {третий этап). Для повышения эффективности данной нормы необходимо предусмотреть в законе о банках и банковской деятельности норму о том, что в качестве одного из условий финансирования или предоставления кредита по объектам экологической экспертизы, является положительное экспертное заключение. В этом случае банк станет требовать экспертное заключение и не выдаст без него кредит (в противном случае он может быть лишен лицензии). В числе федеральных заключений, получивших особый общественный резонанс, следует отметить государственную экологическую экспертизу высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург. В ходе проведения этой экспертизы были осуществлены многочисленные нарушения земельного законодательства, законодательства об ООПТ (трасса пролегала через территорию Валдайского национального парка), лесного законодательства (осуществлялась вырубка лесов первой и второй группы без соответствующего постановления Правительства РФ). Проект ТЭО не прошел общественных слушаний в субъектах РФ. Однако Минприроды РФ дало положительное заключение. Впоследствии это заключение было обжаловано в Генеральную прокуратуру РФ, обнаружившую в ходе проведения проверок нарушения основополагающих принципов экологической экспертизы - законности ее выводов и независимости экспертов. Анализ материалов государственной экологической экспертизы на уровне субъектов РФ позволяет говорить об определенной региональной специфике документов и материалов, предоставляемых на экспертизу. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, которые он перечисляет на специальный счет государственного органа РФ или субъекта РФ в области экологической экспертизы. В заключение данного вопроса нельзя не отметить проходящую в России реформу градостроительной деятельности, которая, в том числе, повлечет неизбежное сокращение сферы действия государственной экологической экспертизы с 1 января 2007 г. Такой вывод следует из ч.6 ст.49 ГрадК РФ. Единая государственная экспертиза градостроительной' документации прямо вытекает из идеологии перехода в сфере проектирования и строительства на требования безопасности из серии технических регламентов. Это приведет к неизбежному внесению изменений в законы: О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Об экологической экспертизе, О промышленной безопасности, Об охране окружающей среды и ряд других. В итоге почти десяток специальных экспертиз различных аспектов безопасности жизнедеятельности человека будет заменен одной, градостроительной экспертизой. Остальные либо прекратят свое существование, либо сфера их действия изменится (уменьшится).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |