Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий ИГиТ и представляет собой разницу между ценой продукции/услуг и их себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции/услуги и их себестоимостью. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности, а на уровне туристского предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль - это финансовый результат деятельности предприятия и является основным элементом финансовых ресурсов предприятии. Прибыль является показателем экономического эффекта. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает благополучие самого предприятия, его работников и государства в целом. Под абсолютной прибылью понимается доход, который получает продавец от реализации товара за вычетом расходов. Абсолютную прибыль называют общей валовой прибылью, поэтому важно определить ее состав и величину в абсолютном выражении.
Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:
·прибыль от реализации продукции и услуг по основной деятельности;
·прибыль от реализации прочей продукции и услуг;
·прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;
·прибыль от внереализационных доходов и расходов.
Основными методами планирования прибыли являются:
·метод прямого счета;
·аналитический метод;
·метод совмещенного расчета;
·метод мультипликативного эффекта.
Метод прямого счета наиболее распространен на туристских предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте предоставляемых услуг. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации услуг в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной их себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле: П = (Оу х Ц) - (Оу х С), где Оу — объём услуг в планируемом периоде в количественном выражении; Ц — цена за единицу услуг (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы услуг.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от показателя прибыли, планируемого на объем реализуемых услуг. Прибыль на реализуемые услуги(ПРу) рассчитывается по формуле: ПРу = ВРу - СРу, где ВРу - планируемая выручка от реализации услуг в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); СРу - полная себестоимость реализуемых услуг в предстоящем периоде.
Разновидностью метода прямого счета является метод ассортиментного планирования прибыли, при котором прибыль рассчитывается по каждому виду предоставляемых услуг. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям услуг гостиничного предприятия. Ассортиментный метод планирования прибыли позволяет определить, какой удельный вес каждая предоставляемая услуга имеет в формировании прибыли предприятия.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте предоставляемых услуг, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду предоставляемых услуг в планируемом году, а по всему ассортименту услуг, предоставляемых каждым подразделением гостиницы (гостиничное хозяйство, общественное питание, бизнес-центр, оздоровительный комплекс, сувенирная торговля и т.д.). Прибыль по каждому подразделению гостиничного предприятия определяется отдельно, а затем суммируется по всему предприятию. Исчисление прибыли аналитическим методом позволяет определить эффективность работы каждого подразделения гостиницы в процессе образования прибыли.
Кроме прибыли от реализации услуг в составе валовой прибыли учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг не основной деятельности, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы. Прибыль от прочей реализации (продукция подсобного сельского хозяйства, автохозяйств и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным. Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации услуг определяется валовая (общая) прибыль гостиничного предприятия.
Кроме изложенных способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость предоставляемых услуг в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества. Изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Как известно, на прибыль гостиничного предприятия влияют как издержки, так и доходы. Вместе с тем значимость и принцип действия этих факторов различны. На это на практике обращают мало внимания. Факторы влияния, ориентированные на расходы (фиксированные расходы на основные фонды и эксплуатацию, переменные расходы на услуги), имеют совершенно иной спектр действия, чем факторы, ориентированные на рынок (цена номера, стоимость услуг, загрузка номеров и т.д.). Для гостиниц с достаточно интенсивными фиксированными затратами на основные фонды характерны влияния на прибыль уровня загрузки номеров клиентами и объёма продажи услуг, размера цен на размещение и услуги в значительно большей степени, чем действия на прибыль изменений расходной части в результате экономии по отдельным статьям бюджета. Другими словами: сравнивая влияние на прибыль различных факторов, можно сказать, что воздействие торгового оборота более значительно, чем издержек. Для определения влияния изменения различных факторов, в т.ч. и цены на прибыль представляется целесообразным использовать метод мультипликативного эффекта, который применяется при расчёте цен.
Суть мультипликативного метода заключается в том, чтобы рассчитать мультипликатор, который показывает во сколько раз независимый фактор (прибыль) увеличивается или уменьшается, если зависимый фактор (цена) изменяется на единицу. Первый этап этого метода включает определение основных факторов (показателей), влияющих на прибыль. Например, в гостинице могут быть выделены следующие основные показатели:
·цены на гостиничные номера;
·доходы номерного фонда;
·цены в меню предприятий общественного питания;
·доходы предприятий общественного питания;
·расходы на основную заработную плату;
·расходы по дополнительной оплате труда (премии и переработки);
·расходы на рекламу;
·стоимость продовольственного сырья и напитков и т.д.
Расчёт ожидаемой прибыль носит многовариантный характер, и окончательным выбирается тот, который оптимально отражает предполагаемое развитие хозяйственной деятельности предприятия в ближайшей перспективе. Перечень таких показателей может быть расширен в зависимости от специфики работы предприятия. Постоянные расходы представляют собой сумму затрат на персонал, эксплуатационные расходы, управление, амортизационные отчисления и т.д., каждые из которых рассматриваются как самостоятельный фактор воздействия на прибыль. Переменные расходы зависят от объёма торгового оборота, и к ним следует относить такие как расходы по дополнительной оплате труда, продовольственное сырьё, сопутствующие и расходные материалы. Второй этап состоит из расчёта изменения одного из факторов (показателя) при неизменном действии остальных, исходя из изменений, вызванных действием этого показателя не менее чем на 10%. Третий этап включает сам процесс расчёта различных вариантов прибыли. Размер прибыли определяется для каждого фактора влияющего на прибыль. В завершении рассчитывается коэффициент мультипликативного эффекта (КМЭ) по следующей формуле: Изменение прибыли в % КМЭ = —————————————————— Изменение влияющего показателя в %
Четвёртым и заключительным этапом является оценка значимости факторов, создающих мультипликативный эффект.
Безубыточность работы гостиничного предприятия зависит от многих факторов, в том числе от выбора оптимального объема производства товаров и предоставления услуг и целесообразных темпов развития. Величина выручки должна покрывать все произведенные затраты и обеспечивать получение прибыли. Для решения этой задачи существует следующий аналитический инструмент: Сумма покрытия называется разница между выручкой и суммарными переменными издержками, т.е. сумма постоянных издержек и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки вычитают все переменные издержки (иногда их называют прямыми затратами), а также часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и предоставления услуг и поэтому относятся к переменным издержкам. Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой единицы услуги и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы услуги в покрытие постоянных издержек и в получении прибыли. Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации. Для отдельной единицы услуги коэффициент покрытия – это доля средней величины покрытия в цене для этой единицы услуги. Точка безубыточности (критический объем предоставления услуг (продаж)) — это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем предоставления услуг, при котором прибыль равна нулю.
Точка безубыточности гостиницы, например, характеризуется следующими показателями:
1.Пороговый (критический) объем продаж – это выручка, которая соответствует точке безубыточности. Пороговый (критический) объем реализации номеров/услуг = Постоянные расходы на объем реализации / Цена - Средние переменные затраты на один номер/услугу.
2.Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реализации номеров/услуг х Цена.
3.Запас финансовой прочности — это сумма, на которую гостиничное предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей, или отклонение фактической выручки от пороговой. Запас финансовой прочности, руб. = Выручка от реализации, руб. - Порог рентабельности, руб. Запас финансовой прочности может исчисляться и в %, если устанавливается процентное отклонение.
4. Маржа безопасности – это разница между доходом от безубыточных продаж и доходом от продаж на некотором уровне их объема. Высокий уровень маржи безопасности указывает на относительно безопасную позицию бизнеса. Маржа безопасности, шт. = Объем реализации номеров/услуг - Критический объем реализации номеров/услуг.
Чем больше разность между фактическим объемом предоставления услуг и критическим, тем выше «финансовая прочность» гостиничного предприятия, а, следовательно, и его финансовая устойчивость. На величину критического объема реализации и порога рентабельности оказывают влияние изменение суммы постоянных расходов, величина средних переменных затрат и уровень цены. Так, гостиничное предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше услуг, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Запас финансовой прочности у такого гостиничного предприятия выше, чем у предприятия с большей долей постоянных расходов.
Рычаг (левередж) — это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата. Незначительное изменение этого показателя может привести к существенному изменению конечных показателей (прибыли, рентабельности) предприятия. Существуют три вида рычага, характеризующих взаимосвязь структуры затрат (соотношение постоянных и переменных затрат), структуры капитала (соотношение заемных и собственных средств) и финансового результата деятельности гостиничного предприятия. 1. Операционный (производственный) рычаг (ОПР) — это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации: ВМ ОПР = —————; П где ВМ - валовая маржа — разность между выручкой от реализации и переменными затратами. Часто валовую маржу называют валовой прибылью, маржинальной прибылью, вкладом, суммой покрытия и т.д.; П - прибыль.
Операционный (производственный) рычаг (ОПР) для отдельно предоставляемой услуги, например в гостинице, рассчитывают по следующей формуле: Ц - v ОПР = ———, ПРЧ где ОПР - операционный (производственный) рычаг на единицу услуг; Ц – цена товара/услуги; v – удельные переменные затраты (переменные затраты, приходящиеся на единицу услуги); ПРЧ – прибыль чистая на единицу услуг.
Операционный (производственный) рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема реализации на 1%.
Например, выручка от реализации услуг в ресторане составляет 400 тыс. руб.; переменные затраты — 250 тыс. руб.; постоянные затраты — 100 тыс. руб. Тогда валовая маржа равна 150 тыс. руб., прибыль — 50 тыс. руб., а ОПР = 150 тыс. руб./50 тыс. руб. = 3, 0. Таким образом, если объем реализации уменьшится (увеличится) на 1%, то прибыль возрастет (снизится) на 3%.
Эффект (сила) операционного (производственного) рычага (СПРПР) сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема предоставления услуг.
Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью промежуточного результата. Эту величину принято называть валовой маржой, суммой покрытия, вкладом. В эти показатели входят: а) валовая маржа = прибыль от реализации + постоянные затраты; б) вклад (сумма покрытия) = выручка от реализации — переменные затраты; в) эффект (сила) рычага = (выручка от реализации — переменные затраты) / прибыль от реализации.
Если трактовать эффект воздействия операционного рычага как изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции.
Изменяется выручка, изменяется сила рычага. Например, если сила рычага равна 8,5, а рост выручки планируется на 3%, то прибыль вырастет на: 8,5 х 3% = 25,5%. Если выручка падает на 10%, то прибыль уменьшается на: 8,5 х 10% = 85%. Эффект (сила) операционного (производственного) рычага (СПРПР) может рассчитываться на основе прироста валовой маржи по формуле: ∆ВМ СПРПР = ———; ∆ОР где ∆ВМ – прирост валовой маржи (операционной прибыли) в %; ∆ОР – прирост объема реализации продукции/услуг.
В целях исключения влияния налоговых платежей, включаемых в цену продукции/услуг, расчет ЭОПР может быть произведен по следующей формуле: ∆ВМ СПРПР = ———; ∆ ПРЧ где ∆ВМ – прирост валовой маржи (операционной прибыли) в %; ∆ ПРЧ – прирост чистой прибыли. Задавая тот или иной темп прироста объема реализации, используя указанную формулу, можно определить в каких размерах возрастает сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного рычага.
Для количественного определения зависимости прироста чистой прибыли (∆ПРЧ) от увеличения объема производства (∆N) используем следующую формулу: ∆ПРЧ = [(Ц – v) * N – C] * (1 - СНПР), где ∆ПРЧ – прирост чистой прибыли; Ц – цена товара/услуги; v – удельные переменные затраты (переменные затраты, приходящиеся на единицу товара); N – количество товара/услуг; C – постоянные затраты; СНПР – ставка налога на прибыль.
Переходя к относительным отклонениям, определяем: R = C / (Ц- v) / N, где R - показатель удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат на единицу услуг; C - постоянные затраты; Ц - цена товара/услуги; v – удельные переменные затраты (переменные затраты, приходящиеся на единицу товара); N – количество товара/услуг.
и имеем: ∆ПРЧ = [(Ц – v) * N] / [(Ц – v) * N - C] *∆N = 1 / (1 – R) *∆N, где ∆ПРЧ – прирост чистой прибыли; Ц – цена товара/услуги; v – удельные переменные затраты (переменные затраты, приходящиеся на единицу товара); ∆N – прирост количество товара/услуг; C – постоянные затраты; R – показатель удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат. Эффект (силу) производственного рычага теперь можно представить как: СПРПР = 1 / (1 – R); СПРПР = N / [N – C / (Ц – v)]; СПРПР = (ПР + С) / ПР, где ПР = (Ц – v) * N – C – прибыль до вычета налога на прибыль.
Кроме того, эффектом (производственного) рычага является увеличение экономической рентабельности производства (ЭР), которая рассчитывается по формуле:
ЭР = [(Ц – v) * N – C] / (v * N + C) * 100%, где ЭР – экономическая рентабельность; Ц – цена товара/услуги; v – удельные переменные затраты (переменные затраты, приходящиеся на единицу товара); N – количество товара/услуг; C – постоянные затраты. Чем выше значение коэффициента операционных издержек на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции/услуг. Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, т.е. риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага, т.е. чем больше доля постоянных затрат, тем больше предпринимательский риск. 2. Финансовый рычаг — это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения соотношения заемных и собственных средств. Соотношение между собственными и заемными средствами предприятия определяет структуру используемого им капитала. Заемные средства и, в частности, кредит являются объективной необходимостью для предприятия. Без кредита в нормальных условиях ни одно предприятие работать не может, так как в этом случае бессмысленно говорить об эффективности производства. Можно выделить три основные причины, когда предприятие пользуется кредитом:
·при недостаточности собственных средств;
·при необходимости покрывать переменную часть оборотных активов;
·в целях повышения рентабельности собственных средств за счет так называемого финансового рычага (левередж), т.е. кредита.
3. Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпринимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реализации на 1%: Сопряженный рычаг = Сила операционного рычага х Эффект финансового рычага = (Валовая маржа / Прибыль до уплаты процентов и налогов) х (Прибыль до уплаты процентов и налогов / Прибыль за вычетом процентов). Сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказать негативное влияние на финансово-экономические результаты предприятия, особенно в условиях стагнации предпринимательской деятельности и снижения выручки от реализации. Так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на чистую прибыль.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Налоговая система устанавливает:
·объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;
·субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
·источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
·ставку налога - величина налога с единицы объекта налога;
·налоговую льготу - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно. Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, взимаемый с налогооблагаемой (расчетной) прибыли.
Расчет налогооблагаемой (расчетной) прибыли производится в следующей последовательности: 1. Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия. Основную часть валовой прибыли предприятия определяют путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции/услуг в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на их производство и реализацию. В состав валовой прибыли включается прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг: прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесопарковых и других хозяйств, находящихся на балансе, например, гостиничного комплекса. В состав валовой прибыли входит также прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью. Важным элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции/услуг, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства (совместная деятельность, операции с ценными бумагами и т.д.).
2. Исчисленная в установленном выше порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли, которая затем корректируется. Рассмотрим алгоритм корректировки валовой прибыли в процессе распределения (рис. 7.2). Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом. Из валовой прибыли исключаются доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога по которым осуществляется в ином порядке. Доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по их размещению исключаются из валовой прибыли, так как вообще не подлежат обложению налогом.
Из валовой прибыли исключаются также суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы. После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели. Часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и др. Однако не вся величина чистой прибыли используется предприятием по собственному усмотрению. Из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также взыскиваются штрафные санкции в случае утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды и другие платежи. На некоторых предприятиях, в акционерных обществах применяются другие варианты использования чистой прибыли, а именно, чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд; прибыль к распределению между учредителями (акционерами); нераспределенная прибыль и т.п. Распределение части чистой прибыли между учредителями (акционерами) производится в соответствии с учредительными документами и на основе действующего законодательства. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия. Распределение и использование прибыли имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятий (акционерные общества, кооперативы и т.д.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление