Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и задачи менеджмента




 

Менеджмент (М) — наука, теория, передовая практика, мастерство организации и управления производством на микроуровне (производство товаров и услуг).

Цель — повышение эффективности производства и увеличе­ние прибыли.

Развитие техники, технологии, роста масштабов производ­ства резко усложнили процедуру управления, выделили его в особую сферу деятельности, требующей специальных знаний.

Возникает наука управления. Ее основоположник Ф. Тейлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и деше-вым способом».

Рубежным в развитии менеджмента стало объединение тео­рии управления и теории маркетинга, породившие рыночную концепцию управления.

Проблемами менеджмента занимаются специалисты самых различных областей — от математиков до антропологов. Возрас­тание значения информатики вызвало появление нового направления — информационного менеджмента. Современная наука уп­равления — междисциплинарная. Каждой функции управления сегодня соответствует особая наука:

  • индустриальная социология;
  • инженерная социология;
  • психофизиология;
  • социальная инженерия (эргономика) и т.д.

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя воп­росы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т.д.) и собственно задачи по управлению трудо­вым коллективом.

 

Организация производства заключается в приведении в соот­ветствие, наилучшее для данных конкретных условий, количе­ственное и качественное соединение во времени и пространстве всех элементов производства (людские ресурсы, орудия и пред­меты труда, технология).

Организация производства образует систему, имеющую внут­ренние органические и внешние рациональные связи.

Она решает Целый ряд задач, определяющих ее объективное содержание, а именно:

  • подготовку производства;
  • организацию подразделений для нормального хода производ­ственного процесса;

 

  • разделение функций и кооперирование основного и вспомо­гательного производства;
  • оптимизацию размеров подразделений и самой фирмы (пред­приятия) в целом;
  • материально-техническое обеспечение (планово-предупреди­тельное);
  • планирование (маркетинг);
  • организацию труда (стимулирование, нормирование и т.д.).

 

Управление — целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения по­ставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).

Управлять — вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Управление заключается в том, чтобы:

  • предвидеть (изучать и устанавливать программу действий);
  • организовывать (строить двойной организм предприятия: ма­териальный и социальный);
  • распоряжаться (приводить в действие персонал предприя­тия);
  • согласовывать (связывать и объединять действия и усилия);
  • контролировать (наблюдать, чтобы все происходило сообраз­но установленным и отданным распоряжениям).

 

Производство организуется и управляется человеком (или группой), поэтому имеет место субъективный характер этих процессов.

В настоящее время такую работу в основном должен проводить менеджер.

Менеджер — организатор производства:

 

  • наемный профессиональный управляющий;
  • специалист по организации и управлению производством.

 

Менеджеры формируют руководящий состав фирмы (пред­приятия), банков и наделены исполнительской властью.

Таким образом, менеджер это человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами управления. Менеджеры работают во всех «эшелонах» управления.

Они формируют социальный слой, категорию людей, веду­щих работу по управлению.

Переход власти от собственника к управленцам — это особая система управления компаниями (фирмами).

Свою деятельность менеджеру рекомендуется строить на основе же плана организатора производства (организационный план), включающего в себя следующие позиции:

  • цель проведения работ, их назначение, ожидаемый конеч­ный результат;
  • тип организации (форма организации), которая будет осуще­ствлять работы;
  • методы, которыми будет осуществляться работа и достигать­ся поставленная цель;
  • необходимые человеческие ресурсы для проведения работ, источник их формирования;
  • материально-технические средства;
  • продолжительность и сроки проведения работ;
  • место их осуществления;
  • формы контроля за ходом процесса.

Только ответив полностью на данные вопросы рекомендуется начинать намеченную работу.

Менеджмент — сложное многоплановое понятие, сущность которого определяется совокупностью подходов к управлению.

 

Как наука менеджмент имеет самостоятельную область зна­ний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их ре­шения. Научную основу ее составляет вся сумма знаний об уп­равлении, представленная в виде концепций, теорий, принци­пов, методов, способов управления. Менеджмент как наука по­зволяет не только своевременно и качественно управлять теку­щей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий, раз­рабатывать стратегию.

Менеджмент как искусство базируется на том, что хозяй­ствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Главным фактором являются люди, которые различаются по характеру, развитию, образованию, мотивами к труду и др. Учет всех этих факторов требует научного подхода и искусства его применения.

Кроме того, менеджмент рассматривается как действие аппа­рата управления, специфического органа, посредством которо­го организуется и координируется работа всех подразделений и использование ресурсов. Поэтому аппарат управления является составной частью любого хозяйствующего объекта.

Менеджмент осуществляется как процесс управления, пред­полагающий выполнение функций планирования, организовывания, мотивации для обеспечения условий эффективности труда и получение результатов, соответствующих целям. Менеджмент рассматривается как процесс влияния на деятельность отдель­ного работника, группы и организации в целом с целью дости­жения максимальных результатов.

Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения: содержа­тельной, организационной и технологической. С содержательной точки зрения управление направлено на выявление целей и мето­дов их реализации в данный период; с организационной точки зрения — установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определения участни­ков управления и порядка их взаимодействия; с технологической точки зрения — получение информации и определение порядка ее обработки и хранения, делопроизводства и др.

Только совокупность всех этих подходов определяет сущность и содержание менеджмента.

Менеджмент ни в коем случае не является набором готовых рецептов. Не давая готовых ответов, он учит задавать верные; вопросы, правильно ставить задачи, т.е. способствует анализу и диагнозу.

С развитием производства менеджмент постоянно развивается. Основные факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования, поиска новых форм и рычагов управления производством, следующие:

 

  • рост масштабов производства, углубление его специализации и усложнение отношений между участками совокупного производственного процесса;
  • переход к рыночным отношениям в экономике;
  • дeцентрализация в управлении, снижение роли участия государства;
  • усилие горизонтальных связей между специализированными участниками процесса;
  • расширение контрактных отношений;
  • возникновение коммерческих структур на базе различных форм собственности.

 

Предметом курса «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» является: изучение построения и управления производством в различных по звеньях, отношение людей — исполнителей в производствен­ном процессе.

Объект курса — деятельность предприятия (фирмы) в условиях рыночной экономики.

Курс связан с рядом дисциплин и использует их положения. Теоретической основой служат курсы основ экономической те­ории и экономики нефтегазовой промышленности.

При изучении курса также используются материалы курсов: «Философия», «Основы экономической деятельности предприятия», «Основы маркетинга», дисциплин технологического цикла, специальных дисциплин, таких как инженерная социология, психофизиология и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.