Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное развитие менеджмента




 

Менеджмент это такая система знаний, которая не остается на месте. Она развивается и совершенствуется вместе с развитием и усложнением производства. Одна из важных характеристик со­временного периода — обоснование принципов управления, учитывающих особенности современных условий хозяйствования, а также наиболее плодотворные и передовые идеи и прин­ципы научных положений, разработанных ранее. Каждое из направлений оставило свой след в современной науке управления. В современном менеджменте с большой пользой используются многие идеи и разработки прошлого, которые получили дальнейшее развитие и совершенствование в соответствии с новыми условиями. Основными положениями, используемыми в совре­менном менеджменте из направлений научного менеджмента и классической административной школы, являются:

 

  • научный подход к менеджменту;
  • принципы управления;
  • анализ способов выполнения работ с целью их совершен­ствования;
  • оплата труда, как важнейший элемент мотивации работа­ющих.

 

Из школы человеческих отношений и поведенческих наук:

 

  • рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
  • использование в менеджменте факторов коммуникации, груп­повой динамики, мотивации и лидерства;
  • исследование поведения людей в организациях в процессе совместного труда;
  • отношение к членам коллектива как к активным человечес­ким ресурсам.

 

Школа количественного подхода положила начало широко внедряемому в современном менеджменте:

 

  • применению методов количественных исследований и моде­лирования;
  • использованию количественных измерений при принятии ре­шений;
  • использованию информационных систем управления и вы­числительной техники.

 

Ключевыми положениями концепции системного и ситуаци­онного подхода, которые необходимо использовать в современ­ных условиях, являются:

 

  • рассмотрение организации как системы, состоящей из взаи­мосвязывающихся и взаимозависимых частей;
  • большое значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации;
  • выявление и учет ситуационных переменных окружающей сре­ды и их динамики;
  • принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

 

Говоря о современном менеджменте следует помнить, что менеджмент не является набором готовых рецептов. Он дает для руководства некоторые общие правила. Конечно, эти правила не универсальны, но дают большой эффект, если они применены к данной конкретной ситуации.

Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Ключевыми моментами современной систе­мы взглядов на менеджмент, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ряда крупных ученых и определяю­щих стержень мышления основной массы исследователей, прак­тиков — управленцев и экономистов, являются следующие прин­ципиальные положения.

Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной органи­зацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производ­ства. Вместо этого первостепенное значение придается пробле­мам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью пе­ременных, которые находятся за пределами предприятия и, сле­довательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаи­модействующие с данным предприятием организации и отдель­ные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность пред­приятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его дея­тельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно долж­но быть учтено при принятии менеджерами важных, стратеги­ческих решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические ус­ловия; технология и техническое развитие; экологические фак­торы. Значение факторов внешней среды значительно повыша­ется в связи с увеличением сложности всей системы обществен­ных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при оп­ределении стратегии и тактики организации на длительную пер­спективу (на долгосрочный период).

Второе принципиальное положение — использование в уп­равлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некото­рого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы зак­реплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как еди­ного целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не яв­ляющиеся частью системы, существенно влияют на нее.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воз­действием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприя­тия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учи­тывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым кон­тролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

Следующее принципиальное положение это использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздей­ствия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сло­жившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конк­ретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный пери­од времени. Отсюда вытекает признание важности специфичес­ких приемов выделения наиболее существенных на данный мо­мент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

Важнейшим принципиальным положением является призна­ние социальной ответственности менеджмента. Новая роль чело­века как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каж­дого работника. Отсюда необходимость внимания к таким фак­торам, как наличие у всех работающих общих целей, непосред­ственное участие работников в выработке путей достижения це­лей, заинтересованность в достижении высоких общих результа­тов деятельности, участие работающих в прибылях, собственно­сти, управлении. Большое внимание в современном менеджмен­те уделяется лидерству. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат, мощь которого основы­вается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Задача менеджмента использование и наращивание когнитариата, имеющего доступ к информации и наделенного вы­сокой культурой.

Когнитариат рассматривается не только как один из эконо­мических факторов производства, но и в основном как ключе­вой ресурс, эффективное использование которого становится центральной задачей современного менеджмента.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Совпадает ли возникновение управления и науки управления?

2. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов развития практи­ки и

теории менеджмента.

3. Каково значение научного менеджмента и классической школы в развитии теории

менеджмента?

4. В чем суть школы человеческих отношений?

5. Каковы особенности школы поведенческих наук?

6. Проанализируйте особенности системного подхода к управлению.

7. В чем отличие ситуационного подхода от остальных научных школ?

8. Каковы главные черты системы взглядов на управление в современных условиях?

9. Какие положения школы научного менеджмента до сих пор используют при

управлении организацией?

10. Назовите основные положения школы человеческих отношений, используе­мые в

современном менеджменте.

11. Какие положения современного менеджмента взяты из школы количествен­ного

подхода?

12. Какие положения системного и ситуационного подхода необходимо исполь­зовать в

современных условиях?

13. Перечислите принципиальные положения современного менеджмента.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ГЛАВА 2.3. Характеристика хозяйствующей единицы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.