КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика школ и направлений развития менеджмента
К концу XIX — началу XX столетия появились первые работы, в которых была сделана попытка обобщения опыта и формирования основ науки менеджмента. Несмотря но то, что управление старо как мир, идея управления, как научной дисциплины, профессии, области исследования — относительно нова. Формирование менеджмента, как науки, было ответом на потребности промышленного развития, которое характеризовалось созданием крупных предприятий (фирм, концернов и др.), массовостью производства, массовостью сбыта. Предприятия-гиганты испытали необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и служб. Вместе с тем возникает потребность в определенной группе людей, способных управлять этим производством в соответствии с принципами, нормами и стандартами.
Рис. 1.2.1. Эволюция управленческой мысли XX в. Таким образом, нужны были работники, которые занимались бы управлением производством лучше и более эффективно, чем сами предприниматели. Сам же хозяин, собственник денег, должен был решать вопрос о направлении первоначальных вложений. Вместе с этим возникает и наука управления. Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований было ответом на потребности большого бизнеса и стремлением лучшего, более эффективного использования преимуществ техники, созданной в период промышленной революции. Огромный вклад в развитие менеджмента и науки управления внес американский инженер-практик и менеджер Фредерик Уинслоу Тейлор, решивший проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Ф. У. Тейлора по праву считают основателем школы «научного метода» (1885—1920 гг.). Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гангга. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек мог поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
Ф. У. Тейлор в 1911 году опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», где были изложены основные позиции этой школы. Особое место в учении занимает организация труда. Рабочее место должно быть оборудовано таким образом, чтобы рабочий не делал лишних движений, чтобы все находилось на расстоянии вытянутой руки; должны быть исключены простои из-за неорганизованности. Люди должны быть обучены правильным методам работы. На производстве должна действовать четкая организация, под которой Тейлор понимал чисто формальную структуру должностей и рабочих мест. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, было установлено время выполнения определенных заданий, это давало возможность установить нормы производства и дополнительно платить за превышение норм. При этом они исходили из того, что рабочего надо заставлять работать методом «кнута и пряника». Ими признавалась и важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, придавалось значение и обучению. По их мнению, не производство должно быть приспособлено к человеку, а человек к производству. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций — обдумывания и планирования — от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Эта система развивалась и применялась на практике. Наиболее известна конвейерная система производства, впервые внедренная на крупнейшей тогда в мире автомобильной фирме Генри Форда. Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производства. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа (1920—1950 гг.), имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют «отцом менеджмента», руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Альфреда П. Слауна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. В 1915 г. была опубликована работа А. Файоля, который впервые обратил внимание на то, что разделение труда необходимо не только непосредственно на производстве, но и в управлении им. Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (планирование, организация, маркетинг, производство, финансы). Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Один из них — разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Основным недостатком школы управления и классической школы было отношение к человеку. В определенной степени это было связано с тем, что школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX в. серьезно ставили под сомнение тогда новую, фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, те кто интересовались психологией, редко интересовались управлением; существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Недостатки классической школы, и в первую очередь отношение к человеку, вызвали в 20-х годах весьма существенное рабочее движение против менеджеров. Вместе с этим, в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации, зародилось движение за человеческие отношения. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой (1930—1950 гг.). В отличие от классической школы, они пошли от человека, которому необходимо создавать соответствующие условия и тогда люди будут работать хорошо. Двух ученых — Мари Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Сторонники этого направления критически относились к формальной организации и выдвигали так называемую «неформальную структуру управления». Они основывались на том, что для людей, работающих совместно, характерно объединение в группы по интересам вокруг наиболее авторитетного неформального лидера, не связанного с формальной (официальной) структурой (по назначенным должностям). Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе. Основоположники этой школы разработали методы работы с неформальными лидерами и группами. Таким образом заложили основу социальной психологии. Развитие таких наук, как психология и социология, а также совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделали изучение поведения на рабочем месте в большой степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого (бихевиористского) направления можно упомянуть в первую очередь Криса Арджириса, Ренсиса, Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Школа поведенческих наук, являясь приемником школы человеческих отношений, затем отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал настолько популярен, что почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Итак, несмотря на многие важные положительные результаты, бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его приверженцы. Все рассмотренные школы называются школами организационного поведения. Параллельно с ними, официально с 50-х годов, а неофициально с 20-х годов XX столетия, сформировалась принципиально иная школа — так называемая эмпирическая или прагматическая школа. Основателями этого направления являются Питер Друкер и Макна-Мара. Согласно их теории управление это не наука, а искусство. Так как это практическая дисциплина, практическое дело, то теория здесь не нужна, а надо изучать и обобщать практический опыт. Основными достижениями этой школы являются: 1. Создание консультативных фирм управления. Специалисты этих фирм по договору с любой организацией (предприятием, фирмой и др.) изучали действующую на предприятии структуру управления и давали рекомендации по ее совершенствованию. 2. Сторонники этой школы стали открывать специальные учебные заведения — школы деловой администрации для обучения и повышения квалификации менеджеров. Для преподавания в этих школах они приглашали представителей других школ, других специалистов — психологов, социологов, математиков и др. Таким образом, в 50-е годы проводились исследования по многим направлениям. Такая многосторонность разработок отвечала новым требованиям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технической революции начали активно формироваться рыночно-предпринимательские структуры. Все эти школы и подходы к управлению имели общий недостаток — однобокость. Каждая из них ориентировалась только на одну сторону управления: либо на человека, либо на производство. Попытка объединения достижений этих школ сделана в конце 50-х — начале 60-х годов в возникшей теории «социальных систем», в количественном подходе к управлению. Этому способствовало и развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг, выраженное в быстром росте средних и малых организаций. Новые предприниматели столкнулись с множеством сложнейших связей и зависимостей, конкуренцией и соперничеством. В этих условиях нужны были новые системы управления, учитывающие динамизм внешней среды и позволяющие быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации. Им требовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения, оптимально использовать все ресурсы компании, с другой — помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составляющими. В известной мере этим требованиям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном подходе к менеджменту. Количественные методы были сгруппированы под общим названием «исследование операций». В своем учении их сторонники широко использовали математику, статистику, инженерные науки, кибернетику, различные направления в психологии. Основная их позиция заключалась в том, что, по их мнению, любая организация (предприятие, фирма и т.д.) представляет сотрудничающую коалицию людей, объединенных одними интересами, т.е. «систему с общими интересами». Они считали, что формальная и неформальная структуры дополняют друг друга. Несмотря на высокий теоретический уровень, эта школа плохо реализовалась на практике. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако к концу XX века положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управленческого контроля за всеми параметрами организации. В этот же период, в 50-е годы, возникла и оформилась так называемая новая или модная школа. Главные специалисты этого направления американские экономисты Акофф и Леонтьев. Однако она очень быстро раскололась на три враждующих направления:
Для всех трех направлений характерно использование математических методов и современной вычислительной техники. С другой стороны, наблюдалась явная недооценка психологии управления: По своей сути исследование операций и моделирования — то применение методов научного исследования управленческих проблем организаций. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Моделирование сложных проблем управления углубило их понимание и позволило шире применять количественные методы в сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и др. Логическим продолжением системных исследований явилась разработка ситуационного подхода. В центре внимания этого подхода — конкретная ситуация. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Сторонники этого направления считали, что в управлении все решают способности, опыт, знание и поведение конкретного менеджера в конкретной ситуации. Большое значение опыту и способностям менеджера придавали и сторонники поведенческого направления. По их мнению, поведение человека загадочно, непредсказуемо и поэтому в управлении главное подобрать менеджеров от природы способных руководить, основная задача правильно подобрать и расставить руководителей. Следовательно, примерно с середины 90-х годов в центре внимания оказались разработки по лидерству. Основной вывод сводится к тому, что нет идеального подхода, каждое из направлений научной мысли имеет свои недостатки и достижения, которые могут и должны быть использованы в практике менеджера.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |