КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как наука
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Лекция
План 1) История, первые крупнейшие методисты. 2) Предмет, цель, содержание и методы исследования методики преподавания литературы. 3) Взаимосвязь с другими науками. 4) Современное состояние, теоретические проблемы методики преподавания литературы.
1. Методика преподавания как наука ведет свой отчет с середины XIX века. Именно в середине XIX века литература была введена в школьную программу как отдельный самостоятельный предмет. Предыстория методики преподавания литературы уходит в очень глубокую древность, до середины XIX века в школе изучались пиитика и риторика. Первыми крупнейшими методистами являлись Василий Иванович Водовозов, Владимир Яковлевич Стоюнин, Виктор Петрович Острогорский, Цезарь Павлович Балталон. В начале ХХ века появились работы Марии Александровны Рыбниковой. В методике преподавания литературы выделяется 2 школы: московская и петербургская. Московская школа отличается традиционностью, она придерживается устоявшихся норм и правил, не ломая структуру преподавания литературы в целом. Представители московской школы: Т.Ф.Курдюмова, Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, И.С.Збарский, Н.Я.Мещерякова и др. Петербургская школа отличается творческим подходом. Представители этой школы: З.Я.Рез, М.Г.Качурин, В.Г.Маранцман и др. 2. Любая наука имеет право на существование при наличии 3-х условий: предмета исследования, задач и целей, свойственных только этой науке и методов исследования. Предметом методики преподавания литературы является процесс обучения литературе. Цель и задачи – совершенствовать процесс обучения литературе на основе выявления особенностей и закономерностей этого процесса. Методы исследования – метод наблюдения, метод срезов и эксперимент.
3. Методика преподавания литературы тесно взаимосвязана с целым рядом наук: · литературоведением; · психологией; · педагогикой; · дидактикой и др. 4. Проблемы образования в XXI в. интересуют ученых и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, воспитание системы нравственных координат личности. Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки: 1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова, формирование читателя, его духовного мира. 2. Взаимосвязь методики и литературоведения. Проблемы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы. 3. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся. 4. Проблема изучения литературного развития учащихся, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников. 5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные. 6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности. 7. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Анализ методической системы одного из методистов XIX и XX вв. 2. Выписать из Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе цели изучения литературы на ступени основного общего образования. Литература 1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М., 2005. – С. 20 – 73. 2. Сборник нормативных документов. Литература \ Сост. Э.Д.Днепров. – М.: Дрофа, 2008. – С. 14.
ЛИТЕРАТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |