Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и приемы обучения литературе




Читайте также:
  1. II.Численные методы решения нормальных краевых задач для уравнений параболического типа. №13
  2. III.Приемы развития гармонического слуха.
  3. V. Основные методы проектирования ИС
  4. Административно-правовые методы управления
  5. Административные методы мотивации
  6. Административные методы мотивации
  7. Адсорбционные и хемосорбционные методы очистки отходящих газов
  8. Алгоритм написания конспекта урока по литературе
  9. Александр Солженицын. Нобелевская лекция по литературе. 1972
  10. Анализ» и «синтез» как общенаучные методы познания, их роль и особенности
  11. Антивирусные методы и программные средства.
  12. Аудиовизуальные средства обучения

Таблица составлена на основе книги Н.И. Кудряшова "Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы" (М, Просвещение, 1981)

Задача учителя Метод проявляется через приемы Метод развивает Виды деятельности учащихся
МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения 1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров; 2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение; 3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения; 4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности; 5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения; 6. Слово учителя или беседа после изучения произведения. 1. Наблюдательность; 2. Умение видеть и слышать явления жизни; 3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий; 1. Чтение произведений в доме и в классе; 2. Выразительное чтение; 3. Заучивание наизусть; 4. Слушание художественного чтения; 5. Составление плана; 6. Близкие к тексту и сжатые пересказы; 7. Художественное рассказывание; 8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении; 9. Инсценировка; 10. Критические заметки; 11. Рассматривание иллюстраций и оценка их; 12. Сочинения разных жанров.
  ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД  
Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы. Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы: ДИСПУТ 1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения; 2. Сумели обосновать свое суждения фактами; 3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против"; 4. Уточняли значение понятий терминов. 1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений; 2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы. Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения. 1. Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения; 2. Пересказ как прием анализа; 3. Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос; 4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения; 5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев; 6. Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению; 7. Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы; 8. Выступление на диспуте. 9. Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.
  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД (близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся)
Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы. Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий) 1. Мышление учащихся; 2. Овладение умениями связанными по данному учебному предмету 1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения; 2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений; 3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения; 4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией; 5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).

 



Домашнее задание

Ознакомьтесь с вариантом тематического планирования по теме «Басня как эпический жанр» в 6 классе (программа литературного образования под редакцией А.Г.Кутузова), предлагаемым составителем практикума. Обратите внимание на формулирование целей обучения, их конкретизацию.

2.Составьте тематический план (в соответствии с образцом) любой темы в 5-8 классах (программа литературного образования – по выбору), рассчитанной на 2-4 учебных часа. Необходимо обязательно указать: класс, составителей выбранной вами программы по литературе и количество предполагаемых часов.

3. Ответить на вопросы:

- Чем определяется содержание урока литературы? Почему столь важное значение приобретает четкое определение темы урока литературы и целей его проведения?

- В чем особенности структуры уроков литературы? Чем достигается относительная завершенность каждого урока и органическая связь его со всей системой уроков по данной теме?

- Каковы основные виды деятельности учащихся на уроках? Как может быть осуществлена индивидуализация обучения и воспитания средствами литературы? В чем специфика домашних заданий по литературе, какие существуют виды проверки знаний учащихся?

- Что такое «проблемность урока» и «проблемные ситуации» на уроках литературы и каким образом проблемность достигается?

- В каких случаях и с какой целью используются на уроках современные технические средства?

- Каковы этапы подготовки учителя-словесника к урокам? В чем сложность предварительной подготовительной работы?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Методика преподавания литературы /Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана: В 2-х ч. М., 1994-1995, 2000.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999.

3. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.

4. Методика преподавания русской литературы в национальной школе./ Под.ред. М.В.Черкезовой и А.Д.Жижиной. Л., 1984.

5. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.,1971.

6. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. М., 2001.

7. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.,1981.

8. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.,1984.

9. Урок литературы / Сост. Т.С.Зепалова и Н.Я.Мещерякова. М.,1983.

10. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.,1986.


 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.