КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературных произведений в школе
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ТРУДОВ МЕТОДИСТОВ И УЧИТЕЛЕЙ АНАЛИЗ УРОКОВ План 1. Постановка целей урока и их реализация. 2. Вид урока. 3. Методы и приемы обучения, их обоснованность. 4. Соблюдение основных принципов обучения: научность и доступность, систематичность, последовательность, наглядность, индивидуализация и дифференциация. 5. Какие виды работ для учащихся вы могли бы предложить дополнительно? Вопросы и задания для подготовки к занятию 1. Что побуждает учителя при подготовке к урокам обращаться не только к литературоведческим и лингвистическим трудам, но и методическим работам? 2. Что значит творчески использовать идеи, материалы и рекомендации работ, освещающих или обобщающих практический опыт преподавания? 3. На каких этапах подготовки к урокам наиболее целесообразно обращаться: к общим методическим руководствам, к методическим руководствам по классам, к методическим монографиям и тематическим сборникам, к статьям и книгам, посвященным изучению конкретных литературных тем? От чего зависит решение данного вопроса? 4. Какие виды и приемы работы с методической книгой использует учитель словесности? 5. Опишите один из уроков кого-либо из педагогов-новаторов (Е.Н.Ильин, Л.С.Айзерман, И.И.Аркин). 6. Подготовьте аннотацию одного из номеров журнала «Литература в школе» за 2005-2010 годы. Законспектируйте одну из методических статей выбранного вами журнала. 7. Познакомьтесь с одним из указанных в списке рекомендованной литературы методическим руководством по классам. Определите, каково назначение рассматриваемого пособия, структура, содержание, особенности изложения материала. Как пользоваться руководством при планировании программных тем и конкретных уроков? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. М., 1990. 2.Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6, 7, 8, 9 классе: Практ методика. М., 1996,2000,2001. 3.Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986. 4.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988. 5.Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001. 6.Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 5 кл. Метод.пособие. М., 2000. 7.Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001. 8.Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 6 кл. Метод.пособие. М., 2000. 9.Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001. 10.Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 7 кл. Метод.пособие. М., 1998 и далее. 11.Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Метод.советы. М., 1993. 12.Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 8 кл. Метод.пособие. М., 2000.
План 1. Вступительные занятия. 2. Анализ произведения. 3. Заключительные занятия.
1. Изучение литературного произведения в школе складывается из 4 основных этапов: 1) вступительное занятие; 2) чтение; 3) анализ; 4) заключительное занятие. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. Основными функциями проведения вступительных занятий являются: 1) рассказ учителя или лекция; 2) доклад ученика; 3) беседа; 4) работа по учебнику или с дополнительной литературой; 5) киноурок; 6) экскурсия. Вступительные занятия могут быть с учетом рода и жанра изучаемого произведения. Например, в 5 классе перед чтением и изучением сказок проводится вступительное занятие, рассказывающее об устном народном творчестве и видах сказок; в 6 классе перед изучением «Кладовой солнца» Пришвина проводится беседа о жанре сказки-были; в 8 кл. перед чтением «Ревизора» Гоголя проводится беседа о своеобразии драматического произведения и многое др. В старших классах изучается история создания самого произведения. 2. Анализ произведения – наиболее ответственный момент работе учителя с классом. В содержание анализа входят: · общий смысл произведения, его идейная направленность; · сюжет; · композиция; · язык. При анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали. Наиболее распространены в школе 3 пути анализа литературного произведения: 1) по сюжету («вслед за автором», «целостный»); 2) «по образам»; 3) проблемно-тематический. Большинство учителей использует смешанный путь анализа произведения. Перегруженность программ, особенно для 11 класса, предполагает использование на уроках усложняющих заданий, самостоятельной работы, использование карточек с заданиями, включение в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. 3. Заключительное занятие подводит итоги, формулирует обобщения и выводы, ориентирует учащихся на воссоздание целостности произведения. Оно сосредоточено на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по изучению драмы – инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставления позиций критиков, самостоятельные работы («проба пера», «создаем иллюстрацию», «пишем рассказ», «сочиняем сказку» и т.п.). Домашнее задание 1. Составить вступительную часть урока по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 (программа под редакцией А.Г.Кутузова), в 8 классе (программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) (характеристика эпохи, отображенной в повести; место повести в творческой биографии писателя; беседа с классом о понятиях «товарищество», «братство», «подвиг», составляющих основу сознания героев гоголевской повести). 2. Сопоставьте варианты изучения рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» в книге Н.О.Корста (Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М., 1963. С. 82-85), в работах Т.Ф.Курдюмовой (Тургенев в школе / Сост. Т.Ф.Курдюмова. М., 1981. С. 96-107) и Л.Н.Душиной (Анализ художественного произведения / Под ред. М.Л.Семановой. М., 1987. С. 89-101). Какие аспекты и приемы анализа выделяет каждый из авторов? 3. Разработайте вариант заключительного занятия по итогам изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе. Какая проблемная ситуация будет предложена учащимся на данном этапе работы? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Л., 1966. 2. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г.Браже. М., 1971. 3. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977. 4. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину. В 2-х ч. Ч.1. М., 1999. Ознакомьтесь также с соответствующими тематическими главами в учебниках по методике преподавания литературы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |