Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературных произведений в школе




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПО МАТЕРИАЛАМ ТРУДОВ МЕТОДИСТОВ И УЧИТЕЛЕЙ

АНАЛИЗ УРОКОВ

План

1. Постановка целей урока и их реализация.

2. Вид урока.

3. Методы и приемы обучения, их обоснованность.

4. Соблюдение основных принципов обучения: научность и доступность, систематичность, последовательность, наглядность, индивидуализация и дифференциация.

5. Какие виды работ для учащихся вы могли бы предложить дополнительно?

Вопросы и задания для подготовки к занятию

1. Что побуждает учителя при подготовке к урокам обращаться не только к литературоведческим и лингвистическим трудам, но и методическим работам?

2. Что значит творчески использовать идеи, материалы и рекомендации работ, освещающих или обобщающих практический опыт преподавания?

3. На каких этапах подготовки к урокам наиболее целесообразно обращаться:

к общим методическим руководствам,

к методическим руководствам по классам,

к методическим монографиям и тематическим сборникам,

к статьям и книгам, посвященным изучению конкретных литературных тем? От чего зависит решение данного вопроса?

4. Какие виды и приемы работы с методической книгой использует учитель словесности?

5. Опишите один из уроков кого-либо из педагогов-новаторов (Е.Н.Ильин, Л.С.Айзерман, И.И.Аркин).

6. Подготовьте аннотацию одного из номеров журнала «Литература в школе» за 2005-2010 годы. Законспектируйте одну из методических статей выбранного вами журнала.

7. Познакомьтесь с одним из указанных в списке рекомендованной литературы методическим руководством по классам. Определите, каково назначение рассматриваемого пособия, структура, содержание, особенности изложения материала.

Как пользоваться руководством при планировании программных тем и конкретных уроков?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. М., 1990.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6, 7, 8, 9 классе: Практ методика. М., 1996,2000,2001.

3.Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986.

4.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

5.Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

6.Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 5 кл. Метод.пособие. М., 2000.

7.Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

8.Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 6 кл. Метод.пособие. М., 2000.

9.Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.

10.Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 7 кл. Метод.пособие. М., 1998 и далее.

11.Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Метод.советы. М., 1993.

12.Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 8 кл. Метод.пособие. М., 2000.

 

План

1. Вступительные занятия.

2. Анализ произведения.

3. Заключительные занятия.

 

1.

Изучение литературного произведения в школе складывается из 4 основных этапов:

1) вступительное занятие;

2) чтение;

3) анализ;

4) заключительное занятие.

Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов.

Основными функциями проведения вступительных занятий являются:

1) рассказ учителя или лекция;

2) доклад ученика;

3) беседа;

4) работа по учебнику или с дополнительной литературой;

5) киноурок;

6) экскурсия.

Вступительные занятия могут быть с учетом рода и жанра изучаемого произведения. Например, в 5 классе перед чтением и изучением сказок проводится вступительное занятие, рассказывающее об устном народном творчестве и видах сказок; в 6 классе перед изучением «Кладовой солнца» Пришвина проводится беседа о жанре сказки-были; в 8 кл. перед чтением «Ревизора» Гоголя проводится беседа о своеобразии драматического произведения и многое др. В старших классах изучается история создания самого произведения.

2.

Анализ произведения – наиболее ответственный момент работе учителя с классом. В содержание анализа входят:

· общий смысл произведения, его идейная направленность;

· сюжет;

· композиция;

· язык.

При анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали.

Наиболее распространены в школе 3 пути анализа литературного произведения:

1) по сюжету («вслед за автором», «целостный»);

2) «по образам»;

3) проблемно-тематический.

Большинство учителей использует смешанный путь анализа произведения. Перегруженность программ, особенно для 11 класса, предполагает использование на уроках усложняющих заданий, самостоятельной работы, использование карточек с заданиями, включение в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.

3.

Заключительное занятие подводит итоги, формулирует обобщения и выводы, ориентирует учащихся на воссоздание целостности произведения. Оно сосредоточено на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по изучению драмы – инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставления позиций критиков, самостоятельные работы («проба пера», «создаем иллюстрацию», «пишем рассказ», «сочиняем сказку» и т.п.).

Домашнее задание

1. Составить вступительную часть урока по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 (программа под редакцией А.Г.Кутузова), в 8 классе (программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) (характеристика эпохи, отображенной в повести; место повести в творческой биографии писателя; беседа с классом о понятиях «товарищество», «братство», «подвиг», составляющих основу сознания героев гоголевской повести).

2. Сопоставьте варианты изучения рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» в книге Н.О.Корста (Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М., 1963. С. 82-85), в работах Т.Ф.Курдюмовой (Тургенев в школе / Сост. Т.Ф.Курдюмова. М., 1981. С. 96-107) и Л.Н.Душиной (Анализ художественного произведения / Под ред. М.Л.Семановой. М., 1987. С. 89-101). Какие аспекты и приемы анализа выделяет каждый из авторов?

3. Разработайте вариант заключительного занятия по итогам изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе. Какая проблемная ситуация будет предложена учащимся на данном этапе работы?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Л., 1966.

2. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г.Браже. М., 1971.

3. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

4. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину. В 2-х ч. Ч.1. М., 1999.

Ознакомьтесь также с соответствующими тематическими главами в учебниках по методике преподавания литературы.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.